Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Койпиш В.В.
Киселевой Е.А.
при секретаре
Поляковой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-810/2020 по иску Степаненкова А. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мончегорске Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав
по апелляционной жалобе Степаненкова А. А. на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 06 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В, объяснения истца Степаненкова А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Степаненков А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мончегорске Мурманской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в городе Мончегорске) о включении периодов в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 09 января 2020 г. обратился в ГУ - УПФ РФ в городе Мончегорске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 802/2020 от 10 апреля 2020 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого пенсионного возраста и продолжительности страхового стажа, не включено ряд периодов в страховой и специальный стаж, в том числе срочная военная служба.
С учетом уточнения иска просил включить в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период работы с 02 февраля 1987 г. по 01 июня 1988 г. в СРЗ "Нерпа" по профессии трубопроводчик судовой (ЯЭУ); в страховой стаж период прохождения военной службы в ВМФ СССР в районе Крайнего Севера с 11 мая 1983 г. по 05 июня 1986 г, присоединив к следующей за ней работе на СРЗ "Нерпа" в расчете 1 день службы за 2 дня работы; северный стаж с 04 октября 1982 г. по 31 октября 1990 г. рассчитать в полуторном размере, а именно: с 04 октября 1982 г. по 02 мая 1983 г. в должности плотника ДУ-1 1971 ОМИС Мурманская область; с 02 февраля 1987 г. по 01 июня 1988 г. - СРЗ "Нерпа" в должности трубопроводчика судового в районе Крайнего Севера, с 17 октября 1988 г. по 31 августа 1989 г. в должности слесаря по обслуживанию теплосетей 1971 ОМИС Мурманская область; с 01 сентября 1989 г. по 31 октября 1990 г. в должности слесаря по ремонту теплосетей и ТЦП Мурманская область; признать решение ГУ - УПФ в городе Мончегорске от 10 апреля 2020 г. N 802/20 об отказе в назначении страховой пенсии незаконным и обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения с 09 января 2020 г, перечисляя пенсию в ПАО Сбербанк на карту "Мир"; включить в специальный стаж курсы повышения квалификации - 18 дней; включить в страховой стаж дни с 01 по 08 января 2020 г.; признать расчет страхового стажа - 27 лет 01 месяц 15 дней правильным и обязать ответчика выплачивать пенсию не ниже суммы 28396 рублей 08 копеек; обязать ответчика выплатить по ставке рефинансирования проценты на неполученную вовремя пенсию с 09 января 2020 г. за первых два месяца - в размере 1/300 и последующие - 1/150 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации до полного погашения долга.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Степаненкова А.А. удовлетворены частично; суд включил в страховой стаж Степаненкова А.А. период работы в районах Крайнего Севера в СРЗ "Нерпа" с 05 сентября 1986 г. по 01 февраля 1987 г.; в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в СРЗ "Нерпа": с 02 февраля 1987 года по 01 июня 1988 г.; в специальный стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: 2 ноября 2012 г, 11 сентября 2013 г, 23 мая 2014 г, 16 октября 2015 г, 18 апреля 2016 г, 16 мая 2016 г, 26 октября 2016 г, 11 декабря 2017 г, с 22 по 26 января 2018 г, 20 февраля 2018 г, 5 июня 2018 г, 20 августа 2018 г, с 4 по 5 марта 2019 г.; в удовлетворении остальной части требований - отказал.
В апелляционной жалобе истец Степаненков А.А, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что суд при принятии решения не принял во внимание, что между действительной военной срочной и контрактной службой у него имелся временной промежуток, в течение которого он работал на работах, поименованных в Списке N 2, на СРЗ "НЕРПА", в связи с чем общий стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет 9 лет 6 месяцев 9 дней, при необходимом - 8 лет; при этом до и после военной службы он все время работал в районах Крайнего Севера, соответственно, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 18 лет 8 месяцев 26 дней (календарно), тогда как необходимо 15 лет.
Также суд не учел выработку им необходимого специального стажа для назначения страховой пенсии и то, что он является жителем Мурманской области со дня учебы в средней школе.
Полагает, что судом не дана надлежащая оценка тому, что он был уволен с военной службы до принятия Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" и Федерального закона "О страховых пенсиях".
Обращает внимание, что в решении суд не привел Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
Указывает, что пенсионным органом стаж в районах Крайнего Севера до 1991 г. исчислен в календарном порядке, в связи с чем, вопреки выводам суда, спор о льготном полуторном исчислении его стажа работы до 1991 г. имеется.
Ссылаясь на положения статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", постановление Конституционного суда N 2-П, приводит собственный расчет страхового стажа в полуторном исчислении, согласно которому его общий стаж составляет 20 лет 10 месяцев 29 дней, что полагает должно быть отражено в индивидуальном лицевом счете.
Указывает, что по общему правилу периоды военной службы не засчитываются в стаж работы на Крайнем Севере, между тем с 01 января 2015 г. исчисление стажа возможно по законодательству, действовавшему в период выполнения работы, то есть действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и на основании постановления Совета Министров ССCP от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", предусматривающим, что, если поступление указанных лиц на работу на Крайнем Севере имело место до 01 января 1992 г, то предшествующая ей военная служба может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ - УПФ РФ в городе Мончегорске Шабунин Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Степаненкова А.А. - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ГУ - УПФ РФ в городе Мончегорске не явился, извещенный о дате и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона при наличии индивидуального пенсионного коэффициента мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 указанного Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается на пять лет.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, согласно которому Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, а также в стаж работы в районах Крайнего Севера, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на включение периодов в соответствующий стаж.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Степаненков А.А, _ _ года рождения, застрахованный в системе государственного пенсионного страхования 23 января 2004 г. с 14 декабря 2002 г. по настоящее время является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (воинское звание мичман) (л.д. 71).
09 января 2020 г. истец обратился в ГУ-УПФ РФ в городе Мончегорске (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 802/20 от 10 апреля 2020 г. Степаненкову А.А. отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимого пенсионного возраста и продолжительности страхового стажа (л.д.9-10).
В соответствии с расчетом пенсионного органа документально подтвержденный страховой стаж истца по состоянию на 31 декабря 2019 г. составил 18 лет 08 месяцев 19 дней календарно (при требуемом не менее 25 лет), специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" - 08 лет 02 месяца 06 дней (при требуемом не менее 8 лет), стаж работы в районах Крайнего севера - 16 лет 11 месяцев 04 дня (при требуемом не менее 15 лет).
Из подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера и на соответствующих видах работ по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, пенсионным органом исключены период работы истца в СРЗ "Нерпа", а также курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы в период работы в АО "Олкон".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных Степаненковым А.А. требований и обязал пенсионный орган включить в стаж работы истца в районах Крайнего Севера период работы в СРЗ "Нерпа" с 05 сентября 1986 г. по 01 февраля 1987 г.; в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы в СРЗ "Нерпа" с 02 февраля 1987 г. по 01 июня 1988 г.; в специальный стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 периоды нахождения на курсах повышения квалификации: 2 ноября 2012 г, 11 сентября 2013 г, 23 мая 2014 г, 16 октября 2015 г, 18 апреля 2016 г, 16 мая 2016 г, 26 октября 2016 г, 11 декабря 2017 г, с 22 по 26 января 2018 г, 20 февраля 2018 г, 5 июня 2018 г, 20 августа 2018 г, с 04 по 05 марта 2019 г.
Поскольку решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения в данной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Давая правовую оценку заявленным истцом требований в части включения в страховой стаж периода работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев (с 04 октября 1982 г. по 02 мая 1983 г. в должности плотника ДУ-1 1971 ОМИС Мурманская область; с 02 февраля 1987 г. по 01 июня 1988 г. в должности трубопроводчика судового СРЗ "Нерпа"; с 17 октября 1988 г. по 31 августа 1989 г. в должности слесаря по обслуживанию теплосетей 1971 ОМИС Мурманская область, с 01 сентября 1989 г. по 31 октября 1990 г. в должности слесаря по ремонту теплосетей и ТЦП Мурманская область), суд первой инстанции указал, что из сведений индивидуального лицевого счета истца следует, что указанные периоды включены пенсионным органом в стаж работы в районах Крайнего Севера и исчислены в льготном порядке на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Приведенный вывод суда является правильным, основанным на представленных в материалах дела доказательствах, оснований для его переоценки, в том числе по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Ранее положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, отменив льготное (кратное) исчисление трудового стажа, предусмотренное в том числе, Законом Российской Федерации от "О государственных пенсиях в Российской Федерации", законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 01 января 2002 г.
Из материалов дела следует, что пенсионным органом при оценке пенсионных прав истца производился подсчет указанных периодов работы как в календарном исчислении, так и в льготном, что следует из представленного в пенсионном деле истца и в материалах дела предварительного результата расчета стража (л.д. 67), согласно которому в календарном исчислении стаж работы истца в районных Крайнего Севера составляет 16 лет 11 месяцев 5 дней, в льготном исчислении - 20 лет 12 дней (5 лет 8 месяцев (в льготном, до 01 января 2002 г.) + 14 лет 4 месяца 12 дней (с 01 января 2002 г.).
В этой связи суд обоснованно указал об отсутствии спора в указанной части.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отменить, что в любом случае в силу закона пенсионным органом производится оценка пенсионных прав по наиболее выгодному варианту.
Судебная коллегия также соглашается с обоснованностью вывода суда в части отказа в удовлетворении требований Степаненкова А.А. о включении в страховой стаж в льготном исчислении (один день службы за два дня работы) периода срочной военной службы истца с 11 мая 1983 г. по 5 июня 1986 г.
Так, в соответствии с положениями пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации " (в редакции, действующей с 01.01.2015 г.) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Часть 4 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 г, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 с Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 г, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 01 января 2007 г, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... ".
В связи с этим, вопреки доводам апелляционной жалобы, одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов военной службы нормами пенсионного законодательства не допускается.
Согласно справке, выданной Военным комиссариатом Мурманской области от 13 января 2020 г,, истец с 14 декабря 2002 г. по настоящее время является военным пенсионером, в выслугу лет для назначения пенсии включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 11 мая 1983 г. по 05 июня 1986 г. (л.д.127), что исключает возможность учета спорного периода при разрешении вопроса о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Пенсионным органом решением N 802/2020 от 10 апреля 2020 г. установлен стаж истца по состоянию на 31 декабря 2019 г, то есть без учета периода 2020 г.
Поскольку на момент обращения в пенсионный орган 09 января 2020 г. истец достиг возраста 54 года (менее установленного 60 лет), страховой стаж истца оставил менее 25 лет (как в календарном, так и в льготном исчислении, также при условия включенных по решению суда периодов (л.д. 84)), вывод суда об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по досрочному назначению истцу страховой пенсии по старости, а также оставление без удовлетворения производных требований о признании расчета истца страхового стажа правильным и возложении на ответчика обязанности по выплате пенсии не ниже суммы 28 396 рублей 08 копеек, выплате процентов является верным.
При таких обстоятельствах решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, тогда как оснований для иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 06 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Степаненкова А. А. - без удовлетворения.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.