Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи - Дудкиной Т.Н.
секретаре - Марушевской Т.В.
при участии:
представителя административного истца - Ким С.В, представителя административного ответчика - Замятиной М.О, представителя заинтересованного лица - Сучу Я.С, представителя заинтересованного лица - Толкачевой Е.Г, прокурора - Ведмидь А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лаврентьевой Н. В. к Правительству Севастополя, заинтересованные лица - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части, -
установил:
23 апреля 2018 года Правительством Севастополя издано постановление N 248-ПП (в редакции постановления от 09.08.2019 N 499-ПП), которым утверждена документация по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования".
Указанное постановление подписано высшим должностным лицом субъекта РФ Губернатором города Севастополя, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, и опубликовано 25.04.2018 и 12.08.2019 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru).
Лаврентьева Н.В. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от 23.04.2018 г. N 248-ПП "Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования" в части пересечения территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования границ и земельного участка под нежилым зданием в характерных точках в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В обоснование требований административный истец указывает, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание павильона-магазина, склада-гаража общей площадью 95 кв.м, здание поставлено на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
При обращении в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за государственной услугой о предварительном согласовании предоставления, расположенного под нежилым зданием земельного участка, ей было отказано по тем основаниям, что предполагаемый к выкупу земельный участок находится в границах красных линий улично-дорожной сети, утвержденной оспариваемым постановлением.
Согласно оспариваемому постановлению, принадлежащее ей нежилое здание целиком вошло в границы красных линий улично-дорожной сети города Севастополя.
Считает, что установление красных линий по земельному участку, используемому под принадлежащим ей на праве собственности нежилым зданием, противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, доказательства, свидетельствующие об установлении каких-либо ограничений данному участку и планировании на нем строительства объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса, отсутствуют.
Указанные обстоятельства нарушают ее права, в частности на приватизацию земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители административного ответчика, заинтересованных лиц в удовлетворении заявленных административных исковых требований возражали по основаниям, приведенным в устных и письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из выписки из ЕГРН, Лаврентьевой Н.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание, КН N, площадью 95 кв.м, расположенное "адрес" (т.1, л.д.49).
20.01.2020 Лаврентьева Н.В. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного "адрес" площадью 146 кв.м.
Решением Департамента от 04.02.2020 NГУ-исх.- N по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано со ссылкой на положения Закона города Севастополя N299- О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" и заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, согласно которому, представленная схема испрашиваемого земельного участка не согласована по причине его расположения в границах красных линий уличной дорожной сети, согласно Постановлению Правительства Севастополя от 23.04.2018 N248-ПП.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", части 1 статьи 22 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя".
Принятие Проекта планировки и проекта межевания территории осуществлено Правительством Севастополя в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года" (утв. постановлением Правительства РФ 11.08.2014 N 790), Государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2015-2020 годы (утв. постановлением Правительства Севастополя от 06.05.2015 N 366-ПП) с изменениями в редакции постановления Правительства Севастополя от 11.04.2016 N 291-ПП, Государственной программы города Севастополя "Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2020 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 N 1000-ПП) с изменениями в редакции постановлений Правительства Севастополя от 24.11.2017 N 887-ПП и от 30.03.2018 N 204-ПП, постановления Правительства Севастополя "О разработке градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования" от 17.09.2015 N 888-ПП.
Таким образом, из системного анализа указанных выше правовых норм следует, что оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15, 16 статьи 45 ГрК РФ.
Как указывалось выше, постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП, включающее в себя утверждаемую часть проекта планировки территории, официально опубликовано 25.04.2018 на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (https://sevastopol.gov.ru). Кроме того, оспариваемое постановление Правительства Севастополя в редакции постановления от 09.08.2019 N 499-ПП, в том числе, утверждаемая часть проекта межевания территории, официально опубликованы там же 12.09.2019.
Данное обстоятельство установлено решением Севастопольского городского суда от 14 августа 2019 года по делу N 3а-10/2019, вступившим в законную силу 25 декабря 2019 года (N117-АПА19-14).
В соответствии с положениями ГрК РФ, действующими в редакции до вступления в силу статьи 5.1, введенной Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом норм статьи 19 названного федерального закона, обязательному рассмотрению на публичных слушаниях подлежали проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения, городского округа (статья 46 ГрК РФ).
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 3, статьи 11 Закона города Севастополя от 10.03.2017 N 325-ЗС "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе", Регламентом проведения собрания участников публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе (утв. приказом Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 05.05.2017 N 53), распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя от 09.11.2017 N 837 публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования состоялись 14.12.2017, о чем составлен протокол публичных слушаний N, утвержденный директором Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, из которого усматривается, что публичные слушания признаны состоявшимися (т. 1 л.д. 180-250, т. 2 л.д.1-134).
Следовательно, участие граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией названных проектов, при принятии оспариваемого нормативного правового акта обеспечено.
В ходе судебного заседания установлено, что административный истец участия в публичных слушаниях не принимала, письменных замечаний, предложений в уполномоченный орган не подавала.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что нежилое здание, принадлежащее административному истцу, расположено в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования).
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно положениям статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Таким образом, земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания, и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1963-О).
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями статьи 31 и статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Как усматривается из Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, изготовленной ГУП МО "НИиПИ градостроительства" в 2017 году, указанные проект планировки и проект межевания улично-дорожной сети и территорий общего пользования разработаны на основании нормативной документации и с учетом Генерального плана города Севастополя от 13.12.2005, а также проекта Генерального плана города Севастополя, разработанного в 2016 году (т. 1 л.д. 17-27).
В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 31 декабря 2020 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
По смыслу положений статей 5, 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" границы населенных пунктов, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией, с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты на территории города Севастополя на данный момент отсутствуют, используется Генеральный план города Севастополя, утвержденный решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114.
Как установлено в судебном заседании нежилое здание, принадлежащее административному истцу, находится в зоне общественной застройки, в непосредственной близости к дороге.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше правовых норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что проект планировки и проект межевания территории в оспариваемой части не противоречат имеющемуся на территории города Севастополя Генеральному плану.
Доводы административного истца относительно незаконности установления в спорном месте красных линий, без учета фактического землепользования, нахождения в собственности нежилого здания, а также тех обстоятельств, что ранее (до 21.03.2014) был разрешен вопрос о возможности формирования земельного участка для предоставления в аренду подлежат отклонению в силу следующего.
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Следовательно, существующее правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 242-О).
При этом, наличие в собственности административного истца нежилого здания, а равно ранее (до 21.03.2014) согласованные материалы для отвода земельного участка не указывают на незаконность оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно разделу 1 Основной (утверждаемой) части проекта планировки территории, проектные предложения по установлению красных линий приняты на основе решений проекта планировки по развитию транспортной инфраструктуры города, с учетом сложившейся и планируемой застройки, системы землепользования, а также предложений градостроительной и проектной документации, разработанной и (или) разрабатываемой на территории г. Севастополь.
Существующие красные линии, предусмотренные в ранее разработанных проектах планировки, а также рекомендованные Генеральным планом от 13.12.2005 и проектом Генерального плана г. Севастополь, были учтены и откорректированы с учетом существующей и планируемой застройки, границ прилегающих сформированных земельных участков, охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения, а также мероприятий, предусмотренных проектом планировки. Проектные предложения по установлению красных линий приняты с учетом предложений проекта планировки по строительству новых и реконструкции существующих дорог и улиц, развитию озелененных территорий общего пользования, набережных, пляжей. При разработке красных линий учтены факторы, в частности, для озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары) красные линии принимались с учетом кадастровых границ и планировочных решений проекта планировки по организации данных территорий; для территорий общего пользования вдоль береговой линии моря (пляжи, набережные) красные линии принимались с учетом береговой полосы моря (20 м), сложившейся застройки, границ земельных участков и планировочных решений проекта планировки по организации данных территорий. На земельных участках, полностью расположенных в красных линиях, не допускается размещение новых и реконструкция существующих объектов капитального строительства, не относящихся к объектам транспортной и инженерной инфраструктуры. Утверждение красных линий не влечет за собой прекращение прав юридических и физических лиц на соответствующие земельные участки и иные объекты недвижимости, а является основанием для последующего принятия (в случае необходимости) решений об изъятии, в том числе, путем выкупа, земельных участков и иных объектов недвижимости для реализации государственных и муниципальных нужд по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии с частью 12.4 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Исходя из положений статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.
Пунктом 2 статьи 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а также по иными основаниям, предусмотренными федеральными законами.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие (статья 56.2 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ).
По смыслу пунктов 19, 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории, обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий относится к сфере деятельности местного значения.
В силу абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов. Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (статья 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Судом установлено, что земельный участок под нежилым зданием, принадлежащем административному истцу, расположенным "адрес" не сформирован, соответственно, в Ведомость земельных участков, сведения о границах которых содержатся в ГКН не внесен, следовательно, о нем отсутствует информации в оспариваемом акте, в том числе, об изъятии земельного участка, а потому, поскольку правовой неопределенности относительно судьбы земельного участка под нежилым зданием не имеется, исковые требования Лаврентьевой Н.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Лаврентьевой Н. В. в удовлетворении иска о признании постановления Правительства Севастополя от 23.04.2018 г. N 248-ПП "Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования" недействующим в части.
Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
В окончательной форме решение изготовлено 16 декабря 2020 г.
Судья Севастопольского
городского суда Дудкина Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.