Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е, судей: Лаврентьева В.В, Манохина В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В. административного истца, представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и руководителя Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Баконина А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-391/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N подполковника Кайдановского Романа Владимировича об оспаривании бездействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с неначислением на именной накопительный счёт административного истца доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кайдановский после окончания Военной академии тыла и транспорта в июне 2005 года проходил военную службу в войсковой части N.
Приказом начальника административно-хозяйственного управления ВМФ от 6 октября 2009 года N 544 он уволен с военной службы по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
23 ноября 2009 года он поступил на военную службу по контракту Федеральную службу войск национальной гвардии РФ из запаса и подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Однако в указанный реестр он был включен только 16 сентября 2014 года с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС с 23 ноября 2009 года.
При указанных обстоятельствах и на основании сведений, поступивших из ФГКУ "Росвоенипотека" 29 сентября 2014 года был открыт Кайдановскому именной накопительный счёт (далее - ИНС), на который с октября 2014 года стал учитываться получаемый доход от инвестирования указанных накоплений (далее - инвестиционный доход).
Полагая нарушенным право на учёт на ИНС инвестиционного дохода, Кайдановский обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил обязать ФГКУ "Росвоенипотека" учесть на его ИНС не полученный доход от инвестирования за период с 23 ноября 2009 года по 16 сентября 2014 года в размере "данные изъяты" руб, а также произвести расчет величины инвестиционного дохода, который был бы начислен ему в случае своевременного включения в реестр участников НИС за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС.
Кроме того, Кайдановский просил взыскать с Росгвардии в его пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 16000 руб, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его административное исковое заявление.
В обоснование жалобы, указывает, что на его ИНС не был начислен доход от инвестирования за период с декабря 2009 года по сентябрь 2014 года включительно и в последующем, что ставит его в неравное положение с другими участниками НИС.
Обращает внимание на то, что судом неправильно истолковано значение категории участников НИС.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции исходил из того, что в период с 23 ноября 2009 года по 29 сентября 2014 года инвестиционный доход административному истцу не был начислен, поскольку его накопления установленным порядком. При этом военнослужащие Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, включенные в реестр участников НИС, как и административный истец, по "16" категории не имели дохода от инвестирования накоплений до 29 августа 2013года. Исходя из сведений учтенных на именных накопительных счетах участников НИС, размещенных на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека" в инфомационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по состоянию на 1 января 2020 года сумма учтенного инвестиционного дохода у указанных военнослужащих меньше, чем сумма инвестиционного дохода у Кайдановского.
Однако судом было оставлено без внимания следующее.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны РФ или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, Кайдановский после окончания Военной академии тыла и транспорта в июне 2005 года проходил военную службу в войсковой части N. Приказом начальника административно-хозяйственного управления ВМФ от 6 октября 2009 года N 544 он уволен с военной службы по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Вновь поступил на военную службу по контракту из запаса 23 ноября 2009 года.
Таким образом, административный истец в силу п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона относился к участникам НИС, для которых основанием для включения в реестр участников НИС являлось заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Однако Кайдановский в указанный реестр был включён только в сентябре 2014 года, а его ИНС открыт 29 сентября того же года на основании сведений о включении его в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения 23 ноября 2009 года, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на этот ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования не начислялись.
По делу установлено, что только с III квартала 2014 года накопления на ИНС Кайдановского стали учитываться ФГКУ "Росвоенипотека" с учётом доходов от их инвестирования.
С учетом изложенного обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении обязанности на ФГКУ "Росвоенипотека" рассчитать и начислить величину недополученного дохода от инвестирования за период с 23 ноября 2009 года по 16 сентября 2014 года.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
В силу ст. 11 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования административного истца удовлетворены ему подлежат возмещению расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 300 руб.
Согласно ст. 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В п. 11, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма, как следует из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Определяя непосредственно размер взыскания, судебная коллегия исходит из фактического объема оказанных представителем истца правовых услуг, сложности дела, в рамках которого оказывалась юридическая помощь, в результате чего признает разумными расходы в размере 5 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Кайдановского Романа Владимировича в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Кайдановского Р.В. удовлетворить частично.
Обязать руководителя Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" рассчитать и начислить величину недополученного дохода от инвестирования за период с 23 ноября 2009 года по 16 сентября 2014 года.
Взыскать с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу Кайдановского Р.В. судебные издержки, связанные с оплатой услуг представителя в размере 5 000 руб. и уплатой государственной пошлины в сумме 300 руб.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Кайдановскому Р.В. отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.