Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Уланова А.Е, судей: Лаврентьева В.В, Манохина В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-94/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от 8 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшей военнослужащей войсковой части N прапорщика запаса Рясковой Олеси Александровны об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) о внесении изменений в учетные данные нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Ряскова проходила военную службу по контракту в войсковой части N.
Супругом административного истца приобретена в собственность по договору участия в долевом строительстве от 26 июня 2015 года с использованием кредитных средств (за счет средств накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих) квартира, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по адресу: г. "адрес", а 30 ноября 2016 года им оформлено право собственности на указанную квартиру.
12 ноября 2017 года брак между супругами был расторгнут.
Решением начальника отделения от 13 сентября 2019 года Ряскова и члены ее семьи (она, два сына и дочь) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а решениями этого же должностного лица от 1 июня и 22 июня 2020 года в учетные данные внесены изменения о том, что при предоставлении жилого помещения подлежат учету "данные изъяты" кв.м, поскольку жилое помещение ее супругом приобретено в период брака и является их совместной собственностью.
Полагая свои права нарушенными, Ряскова обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными решения начальника отделения от 1 июня и 22 июня 2020 года о внесении в учетные данные изменений об учете "данные изъяты" кв.м. и обязать указанное должностное лицо эти решения отменить.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Рясковой отказал.
В апелляционной жалобе Ряскова, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Обращает внимание на то, что согласно достигнутой договоренности она обещала бывшему супругу, что не будет претендовать на квартиру, а он в свою очередь, в случае увольнения с военной службы, обязался не признавать долг по кредитному договору общим и самостоятельно исполнять принятые по договору обязательства. Поскольку на момент заключения договора долевого участия в строительстве и кредитного договора они совместно не проживали и не вели общего хозяйства, то указанные действия совершались бывшим супругом в своих интересах.
Ссылаясь на п. 4 ст. 38 Семейного кодекса РФ отмечает, что судом не дана оценка тому факту, что оформление квартиры в собственность состоялась после фактического прекращения семейных отношений, кроме того, квартира приобретена в собственность за счет средств накопительно-ипотечной системы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Рясковой, суд первой инстанции исходил из установления в качестве юридически значимого обстоятельства данных о наличии у нее права на предоставление ей на состав семьи из четырех человек жилищной субсидии по нормам установленным п. 3, 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года
N 76.
Однако судом было оставлено без внимания следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, указанных в абзаце двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. N 1550 к таким органам в Министерстве обороны Российской Федерации отнесен Департамент жилищного обеспечения - уполномоченный орган, осуществляющий свои функции по вопросам организации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями как напрямую, так и через соответствующие региональные управления жилищного обеспечения - структурные подразделения регионального управления.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Из анализа приведенных норм права следует, что определение нормы жилого помещения, подлежащей предоставлению, или размера жилищной субсидии, подлежащей выплате, находящемуся на жилищном учете военнослужащему и членам его семьи, в том числе учет гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, производится при предоставлении гражданину жилого помещения.
Поскольку жилищный орган решал вопрос об определении такой нормы лишь в порядке, касающемся установления условий для оставления на жилищном учете административного истца и членов его семьи, а не в целях предоставления жилого помещения ее семье, то действия отделения в части уменьшения общей площади предоставляемого жилья на "данные изъяты" кв.м, ввиду явной преждевременности, и недопустимости разрешения не наступивших фактически правоотношений сторон исходя из требований действующего на настоящий момент законодательства, являются незаконными.
С учетом изложенного обжалуемое судебное решение не может быть признано законным и в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 8 октября 2020 года по административному исковому заявлению Рясковой Олеси Александровны в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права - отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконными решения начальника отделения (территориальное, г. Тверь) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 1 июня и 22 июня 2020 года о внесении в учетные данные Рясковой О.А. сведений по учету при предоставлении жилого помещения "данные изъяты" кв.м. площади жилого помещения, и обязать указанное должностное лицо данные решения отменить.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.