Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Зинюшина Н.Н, судей: Лаврентьева В.В, Манохина В.В, с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б, представителя административного истца Мута В.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-112/2020 по апелляционным жалобам административного ответчика и представителя административного истца на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 5 октября 2020 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N капитана Якименко ФИО1 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Иваново) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанных с отказом в принятии членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и отказе во включении в список на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В, объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Якименко, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, проходил военную службу по контракту в филиале военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (далее - академия), дислоцированной в г. Серпухове, где был зарегистрирован по месту жительства - адресу академии.
В январе 2013 года он расторг брак, а в 2014 году убыл к новому месту службы в войсковую часть N (г. Тейково Ивановской обл.), а его бывшая супруга и дочь Анна, 2011 года рождения, остались проживать и быть зарегистрированными по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес".
В январе 2017 года Якименко заключил брак с гражданкой ФИО2, а в феврале 2017 года у них родилась дочь ФИО3.
При этом сам Якименко, планировавший продолжить военную службу в г. Серпухове, остался быть зарегистрированным по месту жительства - адресу академии, а его супруга и дочь ФИО7 - в квартире, общей площадью 44, 7 кв.м. по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности матери супруги административного истца.
Поскольку перевод административного истца к месту службы в г. Серпухов не состоялся, 2 августа 2019 года он снялся с регистрационного учета по месту жительства - адресу академии и в этот же день был зарегистрирован по месту жительства - адресу войсковой части N.
С указанной даты его супруга и дочь ФИО6 сняты с регистрационного учета по адресу жилого помещения, расположенного в "адрес", и зарегистрированы по месту жительства по адресу войсковой части N. Его дочь Анна также снята 2 августа 2019 года с регистрационного учета по адресу жилого помещения, расположенного в г. Серпухове Московской области, "адрес" и зарегистрирована по месту жительства вместе с Якименко, поскольку бывшая супруга административного истца дала нотариально удостоверенное согласие на проживание их дочери с отцом.
В связи с достижением общей продолжительности военной службы более 20 лет Якименко обратился в отделение с заявлением о признании его и членов его семьи (он, супруга и две дочери) нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве.
Решением начальника отделения от 3 июня 2020 года N 37-24/49/20 Якименко признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, а решением указанного должностного лица от 3 июня 2020 года N 37-25/31/20 в принятии на жилищный учет его супруги и дочерей отказано на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку снявшись с регистрационного учета по прежним местам жительства они, по мнению жилищного органа, ухудшили свои жилищные условия.
В июле 2020 года Якименко обратился в отделение с заявлением о включении его и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений, в чем решением начальника отделения от 30 июля 2020 года N 37-51/62/20 ему отказано, ввиду того, что им не представлены оригиналы справок о необеспечении служебными жилыми помещениями по прежним местам службы, а представленная справка о необеспечении жилым помещением за период прохождения военной службы в филиале академии с 14 апреля 2009 года по 7 марта 2014 года выдана начальником филиала академии, а не жилищным органом.
Полагая свои права нарушенными, Якименко обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение начальника отделения от 3 июня 2020 года N 37-25/31/20 об отказе в принятии членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и обязать жилищный орган принять его супругу и дочерей ФИО4 и ФИО5 на указанный учет;
- признать незаконным решение начальника отделения от 30 июля 2020 года N 37-51/62/20 об отказе ему и членам его семьи во включении в список на предоставление служебных жилых помещений и возложить на указанное должностное лицо обязанность включить его и членов его семьи в указанный список.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Якименко удовлетворил частично, возложив обязанность на начальника отделения рассмотреть вопрос о принятии дочерей административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и повторно рассмотреть вопрос о включении Якименко и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений.
В удовлетворении административного иска в остальной части суд Якименко отказал.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы приводит положения п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ст. 10, 20 ГК РФ, п. 8 Инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 июля 2011 года N 1133.
Обращает внимание на то, что дочери административного истца ФИО8 и ФИО9 проживали в жилых помещениях, где были зарегистрированы по месту жительства, и как члены семей собственников жилых помещений имели право пользованиями этим жильем. Действиями административного истца, снявшего с регистрационного учета дочерей и зарегистрировавшего их по адресу воинской части, было намеренно прекращено право пользования жилыми помещениями с целью приобретения права на постановку их на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
Указывает на то, что функции по признанию военнослужащих нуждающимися в служебных жилых помещениях, по предоставлению служебных жилых помещений, по изготовлению справок о сдаче жилого помещения, справок о необеспеченности жилым помещением возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения.
Якименко с прежнего места службы предоставлена копия справки о необеспеченности жилым помещением, выданная начальником филиала академии, то есть не уполномоченным органом.
Отмечает, что не предусмотрено предоставление копий справок о сдаче (необеспеченности) жилым помещением с прежних мест службы. Административным истцом оригиналы справок с прежних мест службы были направлены в адрес отделения 25 сентября 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы приводит положения п. 3 ст. 15 Закона, ч. 4 ст. 1, ст. 6, ч. 1-3 ст. 31 Семейного кодекса РФ, ст. 8, 12 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод", п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Обращает внимание на то, что супруга административного истца в настоящее время не работает и имеет право выбора места жительства. Она не снималась с регистрационного учета из квартиры, принадлежащей ее матери, до тех пор пока не зарегистрировала брак с Якименко и прибыла к его месту службы.
Считает, что решение суда построено на предположениях, противоречащих обстоятельствам дела, а именно, что супруга административного истца не является членом его семьи.
Полагает, что ссылка ответчика на представленные Якименко копии справок о необеспечении жильем является несостоятельной, поскольку жилищный орган имеет возможность самостоятельно запросить необходимую информацию в соответствующих жилищных органах.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения начальника отделения от 3 июня 2020 года N 37-25/31/20 об отказе супруге административного истца в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из того, что она, будучи обеспеченной более учетной нормы жилым помещением в квартире, принадлежащей на праве собственности ее матери, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях снялась 2 августа 2019 года с регистрационного учета по адресу жилого помещения, расположенного в г. Иваново, "адрес" и выехала из него, то есть совершила действия, в результате которых не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях ранее 5 лет.
При этом суд, возлагая на жилищный орган обязанность рассмотреть вопрос и о включении административного истца и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений, исходил из необходимости учета жилищным органом сделанных им выводов, вытекающих из ст. 53 Жилищного кодекса РФ.
Однако судом оставлены без внимания следующие обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, указанных в абзаце двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года. N 1550 к таким органам в Министерстве обороны Российской Федерации отнесен Департамент жилищного обеспечения - уполномоченный орган, осуществляющий свои функции по вопросам организации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями как напрямую, так и через соответствующие региональные управления жилищного обеспечения - структурные подразделения регионального управления.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Ссылаясь на указанные нормы права, жилищный орган и суд первой инстанции пришли к выводу о том, что супругой административного истца совершены действия, в результате которых она не может быть принята совместно с Якименко на жилищный учет ранее чем через 5 лет со дня снятия с регистрационного учета по адресу квартиры, принадлежащей ее матери.
Вместе с тем, делая данный вывод жилищный орган и суд оставили без внимания положения п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, согласно которым не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий регистрация супругов по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак.
Как видно из материалов дела, Якименко с 2014 года проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в г. Тейково Ивановской области. При этом он сохранил регистрацию по адресу академии (г. Серпухов), намереваясь продолжить военную службу в указанном населенном пункте. В виду отказа командования в переводе Якименко в академию, он 2 августа 2019 года снялся с регистрационного учета по ее адресу и зарегистрировался по месту жительства - адресу войсковой части 95852, а поэтому не ранее указанной даты у его супруги и детей появилась возможность на законных основаниях зарегистрироваться по месту военной службы административного истца.
При таких обстоятельствах, снятие супруги административного истца с регистрационного учета по адресу жилого помещения, расположенного в г. Иваново, "адрес", нельзя расценивать как действия по намеренному ухудшению жилищных условий, поскольку эти действия совершены в связи с выездом к месту прохождения Якименко военной службы.
Вопреки доводу жалобы административного ответчика, дети Якименко вправе претендовать как на постановку нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания, так и на включение в список на предоставление служебных жилых помещений по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право на заботу родителей, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное в п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ право детей на общение, в том числе с обоими родителями, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о недопустимости применения к спорным правоотношениям положений ст. 10 ГК РФ и ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку дочери административного истца является несовершеннолетними, в связи с чем не могут ни злоупотреблять своим правом, ни ухудшать свои жилищные условия.
С учетом изложенного обжалуемое решение об отказе в принятии супруги административного истца и его дочерям на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания и в отказе во включении административного истца и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений не может быть признано законным, а поэтому в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении на жилищный орган обязанности повторно рассмотреть вопросы о принятии супруги административного истца и его дочерей на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания и о включении административного истца и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений.
Доводы жалобы административного ответчика о том, что Якименко с заявлением о включении в список на предоставление служебного жилого помещения представлены копии справок о необеспечениии жильем с прежних мест службы, а также справка о необеспечении жильем за период прохождения военной службы в филиале академии, выданная начальником этого филиала, а не жилищным органом, следует признать несостоятельными
поскольку оригиналы справок о необеспечении жилыми помещениями представлены административным истцом в сентябре 2020 года.
Кроме того, при необходимости жилищный орган самостоятельно имел возможность истребовать данные документы из уполномоченного органа как это предусмотрено ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 5 октября 2020 года по административному исковому заявлению Якименко ФИО10 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по административному делу новое решение.
Административный иск Якименко А.Н. - удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Иваново) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 июня 2020 года N 37-25/31/20 об отказе супруги административного истца Якименко К.В. и дочерям Якименко ФИО11, "данные изъяты" года рождения, и Якименко ФИО12, "данные изъяты" года рождения, в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязать указанное должностное лицо это решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии указанных членов семьи Якименко А.Н. на жилищный учет.
Признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Иваново) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 37-82/62/20, обязав указанное должностное лицо его отменить и повторно рассмотреть вопрос о включении Якименко А.Н. составом семьи из четырех человек (он, супруга - Якименко К.В, дочери Якименко ФИО13, Якименко ФИО14) в список на предоставление служебных жилых помещений.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.