Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губернатора Ставропольского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 г. по административному делу N 3а-118/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Губернатору Ставропольского края о признании не действующими отдельных положений постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Губернатора Ставропольского края Андреевой М.В, Берест Е.Л, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей административного истца Бабаева Ю.Л, Бабаева Ю.Э, возражавших против кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 г. N 524 установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемая в случае рождения у них после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Денежная выплата установлена в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае, устанавливаемой нормативным правовым актом Правительства Ставропольского края. Постановление устанавливает одним из условий предоставления ежемесячной денежной выплаты наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей (абзац второй пункта 2).
Степанова В.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приведенного постановления в части установления условий для получения ежемесячной денежной выплаты наличия гражданства Российской Федерации у обоих родителей.
В обоснование заявленных требований указала, что, является матерью троих детей: Асланяна В.Д, 2004 года рождения, Асланяна В.Д, 2007 года рождения и Асланян М.Д, 2017 года рождения. Решением Управления труда и социальной защиты населения администрации Курского муниципального района Ставропольского края от 19 июля 2017 г. ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты со ссылкой на пункт 2 оспариваемого Постановления в связи с отсутствием гражданства у одного из родителей. По мнению административного истца, оспариваемая норма противоречит Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" ущемляет права и законные интересы ее и детей, создает неравные условия на получение мер социальной поддержки.
Решением Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 г, решение Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Степановой В.Р. удовлетворено. Признан недействующим со дня принятия абзац второй пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 в той мере, в которой условием получения ежемесячной денежной выплаты гражданином Российской Федерации является наличие гражданства Российской Федерации другого родителя.
В кассационной жалобе, поданной через Ставропольский краевой суд 26 октября 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 ноября 2020 г, Губернатор Ставропольского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения и просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей Губернатора Ставропольского края Андреевой М.В, Берест Е.Л, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей административного истца Бабаева Ю.Л, Бабаева Ю.Э, возражавших против кассационной жалобы, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Ставропольского края в пределах его полномочий, с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Удовлетворяя требования административного истца, суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание оспариваемой региональной нормы, пришел к верному выводу о том, что оспариваемое положение в той мере, в которой условием получения ежемесячной денежной выплаты гражданином Российской Федерации является наличие гражданства Российской Федерации другого родителя, в сравнении с федеральным правовым регулированием ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно применил положения Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39), а также Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 г. N 4-П, от 15 декабря 2011 г. N 28-П, от 6 декабря 2012 г. N31-П).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусматривающим возможность принятия органами власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2).
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой целью демографической политики государства на данном этапе является стабилизация численности населения, одной из задач, способствующих достижению данной цели, является повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1, 5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, решение которой включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей.
В целях реализации демографической политики Российской Федерации Указом от 7 мая 2012 г. N 606 рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (пункт 2).
Этим же Указом установлена обязанность Правительства Российской Федерации с 2013 г. софинансировать за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (подпункт "в" пункта 1).
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 г. N 2565-р, 24 августа 2018 г. N 1747-р Ставропольский край включен в перечень субъектов Российской Федерации, где рождаемость ниже указанного значения, и в отношении которых в 2018 и 2019 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного выше Указа.
Проведя анализ законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, в том числе указанных выше норм федерального законодательства, суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что оспариваемая норма принята в целях реализации Указа от 7 мая 2012 г. N 606, и ежемесячные денежные выплаты осуществляются за счет совместного финансирования федерального бюджета и бюджета субъекта. При этом целью установления выплат за счет федеральных и региональных бюджетных средств является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей, проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией и включенных в перечень субъектов Российской Федерации, где величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, при рождении после 31 декабря 2012 г. третьего или последующих детей.
Таким образом, правовое регулирование отношений, связанных с ежемесячной денежной выплатой, имеет целью оказание социальной поддержки именно семье при рождении третьего ребенка или последующих детей, проживающих в этой семье независимо от того, есть ли у второго родителя гражданство Российской Федерации. В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что абзац второй пункта 2 оспариваемой нормы противоречит требованиям федерального законодательства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он основан на правильном применении правовых норм и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в жалобе ссылки на нормы Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" несостоятельны, поскольку не регулируют возникшие правоотношения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе административного ответчика, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Губернатора Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.