Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Павловой И.П, судей Смоловой Н.Л, Анашкина А.А, при помощнике Сорокиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой И.П. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Ухабина А.Ю. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 27 марта 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Павловой И.А. к Администрации поселения "Мосрентген", Департаменту городского имущества города Москвы о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания - удовлетворить.
Признать жилое строение с кадастровым номером ***площадью 139, 7 кв.м, расположенное на земельном участке по адресу: г*** жилым строением, пригодным для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛА:
Павлова И.А. обратилась в суд с иском к Администрации поселения "Мосрентген", Департаменту городского имущества города Москвы о признании жилого строения, расположенного на земельном участке по адресу: *** пригодным для постоянного проживания. В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что является собственником указанного жилого строения. Из выписки ЕГРН следует, что назначение строения - нежилое. Категория земель - земли населенных пунктов, назначение - для садоводства. Общая площадь строения 139, 7 кв.м. Все помещения соответствуют нормативам, площади, ширина и высота помещения больше минимально допустимых для жилых домов. В доме имеются коммуникации. Согласно экспертному заключению дом пригоден для использования в качестве жилого для постоянного проживания.
Истец Павлова И.А. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Николаев А.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации поселения "Мосрентген" по доверенности Ефремов А.С. в судебное заседание явился, представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица Префектуры ТиНАО города Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания, направил в адрес суда письменный отзыв.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Ухабин А.Ю, указывая, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права
Департамент городского имущества г. Москвы, Префектура ТиНАО города Москвы, Администрация поселения "Мосрентген" в судебное заседание своих представителей не направили, извещены, в связи с чем, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Павлову И.А, находит решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Павлова И.А. является собственником жилого строения, назначение: нежилое, площадью 139, 7 кв.м, количество этажей - 2, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, о чем в Едином государственном реестре недвижимости содержится соответствующая запись.
Спорное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1014+/-11 кв.м, который также принадлежит Павловой И.А. на праве собственности.
Согласно заключению эксперта Автономной некоммерческой организацией по производству негосударственных судебно-экспертных исследований "Западная Экспертиза" N 095/ВСТИ/18, представленного истцом в материалы дела, строение, расположенное по адресу: *** пригодно для постоянного круглогодичного использования в качестве жилого дома. Дом соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям, гигиеническим нормативам. Дом не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.209 ГК РФ, ст.40 ЗК РФ, п.1 ст.263 ГК РФ, ст. ст. 15, 16, 22, 23 ЖК РФ, положениями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 30.06.2011 N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Павловой И.А. о признании принадлежащего истцу на праве собственности жилого строения, назначение: нежилое, площадью 139, 7 кв.м, количество этажей - 2, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г****, пригодным для постоянного проживания.
При этом суд исходил из того, что спорное строение имеет адрес с указанием номера дома, строительство и реконструкция которого произведены истцом не самовольно, а в соответствии с разрешительной документацией, садовый дом введен в эксплуатацию как жилое строение, согласно проведенному истцом техническому заключению спорное строение по конструктивным элементам и инженерному оборудованию относится именно к жилому дому, который соответствует всем градостроительным, строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим требованиям, гигиеническим нормативам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действующего до 01.01.2019 г, садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Конституционный Суд РФ отметил, что до внесения соответствующих изменений в Федеральное законодательство, субъекты РФ вправе в опережающем порядке осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить правила землепользования и застройки.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина В. признан не соответствующим Конституции РФ абз. 2 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в данных Постановлениях, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: располагаться на садовом земельном участке и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым строениям, быть пригодным для постоянного проживания.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
При этом жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3, 4 ст. 15 ЖК РФ).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 24.12.2018 г. N 1653 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47" (размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 29.12.2018 г, опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 31.12.2018 г. N 53) дополнило Положение разделом VI, содержащим порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Согласно этому порядку садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (пункт 55 Положения).
Для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (далее в настоящем разделе - заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг: а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом, почтовый адрес заявителя или адрес электронной почты заявителя, а также способ получения решения уполномоченного органа местного самоуправления и иных предусмотренных настоящим Положением документов (почтовое отправление с уведомлением о вручении, электронная почта, получение лично в многофункциональном центре, получение лично в уполномоченном органе местного самоуправления); б) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из Единого государственного реестра недвижимости), содержащую сведения о зарегистрированных правах заявителя на садовый дом или жилой дом, либо правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом в случае, если право собственности заявителя на садовый дом или жилой дом не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, или нотариально заверенную копию такого документа; в) заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом); г) в случае, если
садовый дом или жилой дом обременен правами третьих лиц, - нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (п. 59).
Решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом выдается или направляется указанным в заявлении способом заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (п. 63).
Из изложенного следует, что решение вопроса о признании помещения жилым помещением действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Судебный иск не может быть использован с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых (реконструированных) недвижимых вещей жилого назначения (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), путем регистрации в упрощенном порядке нежилого объекта - садового дома и последующим переводом его в жилой объект недвижимости.
Представленные же истцом доказательства о пригодности садового дома для постоянного проживания не заменяют заключение межведомственной комиссии и не свидетельствуют о возможности признания данного объекта жилым домом.
Как следует из материалов дела, истец не обращалась в уполномоченный орган местного самоуправления для признания садового дома жилым домом.
В соответствии с п. 9 ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение).
Ранее действовавший Федеральный закон от 18.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставлял право возводить на садовых земельных участках жилые строения.
Таким образом, выбор назначения объекта недвижимого имущества является правом собственника объекта недвижимого имущества.
При внесении в ЕГРН собственником сведений о спорном доме его назначение было указано истцом именно как нежилое.
Фактически требования иска направлены на перевод нежилого здания в жилое, подлежащие внесению в Единый государственный реестра недвижимости.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение согласно части 1 статьи 23 Жилищного кодекса РФ осуществляется органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Москвы от 21.12.2017 г. N 1072-ПП "О порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в городе Москве и внесении изменений, признании утратившими силу правовых актов города Москвы" утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания" (приложение 2), согласно п. 2.3.1 которого полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются префектурой административного округа города Москвы.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе о переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Исходя из характера заявленных требований, судом не учтено, что пригодность помещения для постоянного проживания является критерием признания помещения жилым, однако, принадлежащее истцу нежилое здание жилым не признано, процедура перевода не соблюдена.
Также судебная коллегия отмечает, что принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для садоводства.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540, согласно которому земли с видом разрешенного использования для садоводства (код 1.5) предполагают осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур. Размещение же жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2.0-2.7.
В ч. ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В данной связи, учитывая, что видом разрешенного использования земельного участка истца является - "садоводство", который в установленном законом порядке не изменялся, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания садового домика, расположенного на этом участке, жилым домом, не может быть признан правомерным, поскольку разрешение указанных вопросов не входит в компетенцию суда и относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
В связи с указанным, судебная коллегия находит решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права подлежащим отмене, а по делу, с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ, новое решение об отказе в иске по указанным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 27 марта 2019 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Павловой И.А. к Администрации "Мосрентген", Департаменту городского имущества г. Москвы о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.