Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее ФГБУ "ФКП Росреестра") и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2020 года по административному делу N 3а-72/2020 по административному исковому заявлению Зулкаидова Н.К. к Управлению службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области), Департаменту имущественных отношений Вологодской области об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 ноября 2013 года N, утвержденным уполномоченным лицом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4013 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 8 059 628 рубля 94 копейки.
12 декабря 2020 года собственник указанного объекта недвижимости Зулкаидов Н.К. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Вологодской области и Департаменту имущественных отношений Вологодской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N равной рыночной, в размере 293 626 рублей, взыскании судебных расходов.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" и Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, в качестве заинтересованного лица Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области.
Решением Вологодского областного суда от 28 мая 2020 года требования административного искового заявления Зулкаидова Н.К. удовлетворены.
Восстановлен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Архивная кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4013 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, расположенного по адресу: "адрес", установлена по состоянию на 26 ноября 2013 г. в размере его рыночной стоимости равном 293 626 рублей.
Постановлено датой обращения Зулкаидова Н.К. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N считать 12 декабря 2019 года.
Указано, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей законодательства Российской Федерации с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы, начиная с 1 января 2016 года на период по 31 декабря 2019 года.
С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Зулкаидова Н.К. взысканы судебные расходы по административному делу в размере 14 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов административному истцу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2020 года решение суда изменено.
Исключено из его резолютивной части (абз.5) указание на то, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной настоящим решением, учитываются при определении налоговой базы за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через Вологодский областной суд 30 октября 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 10 ноября 2020 года, ФГБУ "ФКП Росреестра" и Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просят об отмене постановленных по делу судебных актов в части взыскания с ФГБУ "ФКП Росреестра" судебных расходов в пользу административного истца и вынесении решения об отказе в удовлетворении данных требований. Указывают, что результаты кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе принадлежащих административному истцу, утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года N 1125 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Вологодской области", вступившим в законную силу 29 сентября 2012 г, с учетом чего полагают, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является надлежащим ответчиком по заявлению о возмещении судебных расходов, поскольку определение кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра" в виде арифметического перемножения установленного удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости на площадь этого объекта, ввиду чего надлежащим ответчиком является орган, утвердивший кадастровую стоимость объекта недвижимости (кадастровую стоимость его 1 кв.м.).
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Судебные акты в части выводов о наличии оснований для определения архивной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подателями кассационной жалобы ни по существу, ни по содержанию не оспариваются, также как и выводы судов о наличии у административного истца права на возмещение судебных расходов и их размере, а потому проверке в кассационном порядке не подлежат.
Проверке в кассационном порядке подлежит правильность возложения несения указанных судебных расходов на ФГБУ "ФКП Росреестра".
Удовлетворяя административный иск Зулкаидова Н.К. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, в части возмещения понесенных административным истцом по делу судебных расходов суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 103, 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", разъяснениями пунктов 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, пунктов 2, 4, 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", и установив, что оспариваемая истцом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N превышает его рыночную стоимость, установленную судом, более чем в 27, 45 раза, что не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и свидетельствует об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца как собственника объекта недвижимости, пришел к выводу, что имеются основания для удовлетворения заявления административного истца в указанной части за счет административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра", с чем согласился и суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими
обстоятельств, не противоречат.
Положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по общему правилу стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с пунктом 1.1 действовавшего в юридически значимый период "Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N 113, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных земельных участков и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик земельных участков, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Согласно пункту 1.4 указанных методических рекомендаций результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который утверждается руководителем соответствующего отдела или филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Таким образом, при включении сведений о вновь учтенных объектах недвижимости или ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ осуществляется ФГБУ "ФКП Росреестра".
Как следует из материалов дела, Зулкаидов Н.К. является собственником объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4013 +/- 22 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого по состоянию на 26 ноября 2013 г. определена в размере 8 059 628 руб. 94 коп, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26 ноября 2013 г.
До указанной даты результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 2 июня 2012 г. были утверждены приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. N.
Очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Вологодской области по состоянию на дату оценки 1 января 2019 года утверждены Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2019 года N-н, в том числе и в отношении спорного объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N в размере 686602 руб. 74 коп, 9 января 2020 года указанные результаты внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Между тем, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N осуществлен в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, его кадастровая стоимость в размере 8 059 628 рублей 94 копеек определена по состоянию на 26 ноября 2013 года на основании акта филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области N от 26 ноября 2013 г. в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 113.
С учетом изложенного, оснований полагать ошибочными выводы судов о том, что понесенные административным истцом судебные расходы по настоящему делу должны быть отнесены на административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" как на орган, утвердивший в отношении спорного объекта недвижимости результаты определения кадастровой стоимости, не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского областного суда от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" и Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области - без удовлетворения.
Решение Вологодского областного суда от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 23 декабря 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.