Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-9172/2019; УИД: 24RS0048-01-2019-005786-15 по иску Матюшиной Ларисы Владимировны к Краевому государственному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Матюшиной Ларисы Владимировны - Гончарова А.Е. на решение Советского районного суда г. Красноярска от 21 ноября 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Матюшиной Ларисы Владимировны - Гончарова А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Матюшина Л.В. обратилась в суд с иском к Краевому государственному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" (далее по тексту также КГБУЗ "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро", КГУЗ ККПАБ) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
Свои требования истица мотивировала тем, что с 2000 года на основании трудового договора состоит с КГУЗ "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" в трудовых отношениях, работает в должности врача-патологоанатома. За период с января 2014 года по декабрь 2016 года с ней было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым она выполняла трудовую функцию по совместительству на 0, 5 ставки. За указанный период имела нагрузку в размере 1, 5 ставок. В январе 2017 года она, по просьбе главного врача КГБУЗ "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро", подписала заявление об отказе от совместительства на 0, 5 ставки, таким образом, с января 2017 года по настоящее время оформлена на 1 ставку по должности врача-патологоанатома. Считает, что объемы фактически выполненной работы за период с января 2014 года по март 2019 года превышали нормы, обусловленные трудовым договором. Полагает, что со стороны работодателя имеется нарушение трудового законодательства, а именно несоблюдение условий трудового договора и предоставление работы в большем объеме, чем предусмотрено трудовым договором, а также поручение работнику дополнительной работы без его письменного согласия и без дополнительной заработной платы.
Просила взыскать с КГБУЗ "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2014 года по март 2019 года в размере 4061159 руб, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 21 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 июля 2020 г, постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Матюшиной Ларисы Владимировны к Краевому государственному учреждению здравоохранения "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, отказать".
В кассационной жалобе представитель Матюшиной Л.В. - Гончаров А.Е. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Краевого государственного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое патолого-анатомическое бюро" принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Матюшиной Л.В. - Гончарова А.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений не допущено.
В соответствии с положениями части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
В соответствии с частью 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Правилами статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правилами статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В соответствии с положениями части 1 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей (часть 2).
Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 6).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Матюшина Л.В. с 22 марта 2000 г. работала у ответчика в межрайонном отделении общей патологии врачом патологоанатомом. 01 ноября 2007 г. между КГУЗ ККПАБ и Матюшиной Л.В. был заключен трудовой договор N, по условиям которого последняя была принята на должность заведующего межрайонного отделения общей патологии.
Согласно п. 3.1, 3.2 трудового договора от 01 ноября 2007 г. оплата труда работника производится пропорционально отработанному времени исходя из оклада, установленного штатным расписанием работодателя для данной должности и по факту выполненного объема работы. Работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.). Размеры и условия таких выплат определены в Положении о стимулирующих выплатах работникам КГУЗ ККПАБ, с которым работник ознакомлен при подписании настоящего договора.
В соответствии с п. 3.5 трудового договора от 01 ноября 2007 г, работнику установлен должностной оклад 4928 руб, надбавки: за вредные условия труда 25%, за медицинский стаж 30%, поясной коэффициент 30%, региональные надбавки 30%.
Дополнительным соглашением от 01 октября 2013 г. к трудовому договору стороны внесли изменения в условия трудового договора, согласно которым за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, Матюшиной Л.В. был установлен должностной оклад в размере 5944 руб, выплаты компенсационного характера: за работу в патологоанатомическом бюро (отделений, подразделений) с вредными и опасными и иными особыми условиями труда 25%, процентная надбавка за работу в районах Красноярского края 30%, районный коэффициент 30%, выплаты стимулирующего характера: персональные выплаты, за квалификационную категорию 27%, за опыт работы 30%. Также работнику могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера: выплата за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности выполнении поставленных задач, выплата за интенсивность и высокие результаты, выплата за качество выполняемой работы, выплаты в целях сохранения гарантированной части заработной платы работников в рамках определения размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационных выплат и стимулирующих выплат по новым системам оплаты труда в сумме не ниже размера заработной платы (без учета стимулирующих выплат), установленного тарифной системой оплаты труда. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются приказом начальника КГБУЗ ККПАБ.
В соответствии с дополнительным соглашением от 15 декабря 2016 г. к трудовому договору Матюшина Л.В. приняла на себя выполнение трудовых обязанностей в должности врача-патологоанатома в Патолого-анатомическом отделении N КГБУЗ ККПАБ, ей был установлен должностной оклад, ставка заработной платы 7675 руб. в месяц, повышающий коэффициент за наличие высшей квалификационной категории 1, 52.
Дополнительным соглашением от 09 января 2017 г. Матюшина Л.В. была переведена на должность врача-патологоанатома патолого-анатомического отделения N с окладом 7675 руб, с установлением доплат за работу с вредными и опасными и иными особыми условиями труда 25%, опыт работы 25%, за своевременное прохождение квалификации 5%, за квалификационную категорию 52%, районный коэффициент 30%, за особые климатические условия 30%.
В соответствии с главой 6 Правил внутреннего трудового распорядка КГБУЗ ККПАБ, утвержденных 22 января 2013г, оплата труда работников учреждения осуществляется в соответствии с действующей тарифной системой оплаты труда и штатным расписанием. Оплата труда работников учреждении осуществляется в зависимости от установленного разряда по оплате труда в соответствии с занимаемой должностью, уровнем образования и стажем работы, а также полученным квалификационным разрядом по итогам аттестации. Тарификация утверждается начальником учреждения с учетом мнения профсоюзного комитета Учреждения. Тарификационный список учреждения здравоохранения составляется ежегодно по состоянию на 1 января текущего календарного года и подписывается всеми членами тарификационной комиссии. Выплата заработной платы в учреждении производится два раза в месяц - не позднее 4 числа следующего месяца выплачивается заработная плата за прошедший месяц, а не позднее 19 числа текущего месяца выплачивается заработная плата за первую половину текущего месяца. В учреждении устанавливаются стимулирующие выплаты, доплаты, в соответствии с действующими Положениями учреждения.
09 января 2017 г. в КГБУЗ ККПАБ утверждено Положение об оплате труда работников, в соответствии с п. 1.2 которого оплата труда работников учреждения включает в себя следующие элементы: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Согласно п. 3.1 Положения, работникам учреждения предоставляются следующие выплаты компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и других)
Пунктом 4.1 Положения об оплате труда предусмотрено, что работникам учреждения осуществляются следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; выплаты за интенсивность и высокие результаты труда; выплаты за качество выполняемых работ; персональные выплаты: выплаты специалистам, впервые окончившим одну из образовательных организаций высшего или среднего профессионального образования и закончившим в течение трех лет после окончания образовательной организации трудовые договора с Учреждением, выплаты за опыт работы, выплаты в целях обеспечения заработной платы работника Учреждения на уровне минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы, а также региональные выплаты.
В соответствии с п. 4.2 Положения выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работникам Учреждения устанавливаются в соответствии с Приложением N4 к Положению с учетом критериев оценки результативности и качества деятельности учреждения. Критерии оценки результативности и качества деятельности утверждаются главным врачом по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Выплаты конкретному работнику Учреждения устанавливаются ежемесячно на месяц, следующий за месяцем, в котором производилась оценка работы в баллах (плановый месяц) по итогам работы в отчетном периоде (год, полугодие, квартал, месяц) в зависимости от периодичности оценки, определенной в Приложении.
Указанные в п. 4.1 выплаты работникам, замещающим соответствующие должности по совместительству, осуществляются за фактически отработанное время и выполнение установленных функций.
По условиям п. 4.7 Положения об оплате труда, выплаты стимулирующего характера работнику учреждения осуществляются по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника в пределах бюджетных ассигнований на оплаты труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников, и оформляются соответствующим приказом.
Приказами начальников бюро КГБУЗ ККПАБ от 04 февраля 2009 г. N и от 12 января 2015 г. N КГБУЗ ККПАБ на основании приказа Министерства Здравоохранения СССР от 23 октября 1981 г. N 1095 "О штатных нормативах медицинского персонала патологоанатомических отделений (прозекторских)", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 г. N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", в КГБУЗ ККПАБ установлены нормативы оплаты труда для медицинских работников.
В соответствии с указанными нормами нагрузки на одну должность врача-патологоанатома устанавливаются вскрытие (взрослого) норма в месяц 19, 5 случаев, норма исследований операционно-биопсийного материала составляет на месяц 390 исследований.
Приказом начальника КГБУЗ ККПАБ Бекузаровым С.С. N от 09 января 2017 г. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 179н "О правилах проведения патолого-анатомических исследований", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 380 от 25 декабря 1997 г. "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", приказа N от 06 июня 2013 г. "О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий" утверждено Положение о системе нормирования труда КГБУЗ ККПАБ, установлены нормативы оплаты труда для медицинских работников.
В соответствии с приложением N1 к Положению о системе нормировании труда, врач патологоанатом на 1, 0 ставку выполняет 1000 случаев в год прижизненных патолого-анатомических исследований первой категории сложности, 83 случая в месяц; 900 случаев в год прижизненных патолого-анатомических исследований второй категории сложности, 75 случая в месяц; 800 случаев в год прижизненных патолого-анатомических исследований третьей категории сложности, 67 случая в месяц; 700 случаев в год прижизненных патолого-анатомических исследований четвертой категории сложности, 58 случаев в месяц; 600 случаев в год прижизненных патолого-анатомических исследований пятой категории сложности, 50 случаев в месяц.
Также врач патологоанатом на 1, 0 ставку выполняет 200 патолого-анатомических вскрытий первой категории сложности, 17 вскрытий в месяц; 175 патолого-анатомических вскрытий второй категории сложности, 15 вскрытий в месяц; 150 патолого-анатомических вскрытий третьей категории сложности, 13 вскрытий в месяц; 125 патолого-анатомических вскрытий четвертой категории сложности, 10 вскрытий в месяц; 100 патолого-анатомических вскрытий пятой категории сложности, 8 вскрытий в месяц.
В удовлетворении исковых требований Матюшиной о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с января 2014 года по март 2018 года судом первой инстанции было отказано в связи с пропуском установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока, поскольку истица обратилась в суд с иском 30 апреля 2019 г, в связи с заявлением ответчика о пропуске срока обращения за защитой нарушенного права.
Разрешая требования истицы в части взыскания заработной платы за период с апреля 2018 г. по март 2019г. с учетом заявленных исковых требований, суд первой инстанции проанализировал количество выполненных ставок, расчетные листки и протоколы оценки результативности и качества труда за этот период, и пришел к правильному выводу о том, что начисление и выплата заработной платы истице осуществлялась ответчиком в соответствии с условиями трудового договора, Положения о системе нормировании труда.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласилась поскольку также пришла к выводу, что заработная плата истцу выплачивалась ответчиком в полном объеме, с выплатой всех стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных Положением об оплате труда КГБУЗ ККПАБ.
Не согласиться с выводами суда первой инстанции и апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется оснований, поскольку судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам представителя истца, изложенным в кассационной жалобе, судебные инстанции подробно исследовали вопрос о составных частях заработной платы в рамках заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, основаны на неправильном толковании норм материального права, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 21 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Матюшиной Ларисы Владимировны - Гончарова А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.