Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бобоедов П.Ю. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Бобоедов П.Ю. к Федеральному казённому учреждению Военный комиссариат Приморского края, Министерству обороны Российской Федерации, совместной комиссии по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту пункта отбора на военную службу по контракту (1-го разряда) Восточного военного округа города Уссурийска и Военного комиссариата города Уссурийска Приморского края о признании решения совместной комиссии по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, пункта отбора на военную службу по контракту (1-го разряда) Восточного военного округа города Уссурийска и Военного комиссариата города Уссурийска Приморского края незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Бобоедова П.Ю. - Басовой Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бобоедов П.Ю. обратился в Уссурийский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению Военный комиссариат Приморского края, Министерству обороны Российской Федерации о признании решения совместной комиссии по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, пункта отбора на военную службу по контракту (1-го разряда) Восточного военного округа города Уссурийска и Военного комиссариата города Уссурийска Приморского края (далее - Совместная комиссия) незаконным и о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он, желая проходить службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, на основании письменного отношения командира войсковой части 99333 проходил профессиональный психологический отбор на военную службу, по результатам которого Совместной комиссией ему была установлена "данные изъяты" профессиональной пригодности, что явилось препятствием для поступления на военную службу по контракту.
По мнению Бобоедова П.Ю, указанное решение является немотивированным, в нём не содержится оснований, предусмотренных действующим законодательством о воинской обязанности и военной службе, в соответствии с которыми он не мог быть принятым на военную службу по контракту, оно нарушает его права и законные интересы.
Командир войсковой части 99333 направлял административного истца для проведения мероприятий по отбору на военную службу по контракту на воинскую должность старшины "данные изъяты" с указанием военно-учётной специальности ВУС- "данные изъяты", в то же время, в обжалуемом решении и при проведении профессионального психологического отбора была указана иная воинская должность - "данные изъяты" (военно-учётная специальность ВУС- "данные изъяты").
Бобоедов П.Ю. указывал, что привлечение его в 2018 году к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), не могло повлиять на его будущую службу, поскольку она была бы не связана с вождением транспортных средств.
С учётом изложенного, административный истец просил суд признать незаконным и отменить принятое в отношении него решение Совместной комиссии от 1 ноября 2019 года (протокол N N) об отказе в заключении контракта; возложить на Совместную комиссию обязанность рассмотреть вопрос о заключении контракта с Бобоедовым П.Ю. по ВУС- "данные изъяты" "мичман" и о назначении его на воинскую должность " "данные изъяты"".
Определением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 10 марта 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Совместная комиссия.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 августа 2020 года, в удовлетворении административного искового заявления Бобоедова П.Ю. было отказано.
10 ноября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Бобоедова П.Ю, поданная им 21 октября 2020 года через Уссурийский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Помимо представителя административного истца иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июня 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 августа 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 23 сентября 2019 года командир войсковой части "данные изъяты" направил в Федеральное казённое учреждение Военный комиссариат Приморского края отношение NОК, в котором просил рассмотреть вопрос назначения старшего прапорщика Бобоедова П.Ю. на воинскую должность "данные изъяты" "данные изъяты" (ВУС- "данные изъяты").
Из протокола Совместной комиссии от 1 ноября 2019 года N следует, что старшему прапорщику запаса Бобоедову П.Ю. отказано в положительном решении вопроса о его поступлении на военную службу по контракту, поскольку в соответствии с заключением о профессиональной пригодности от 1 ноября 2019 года, составленным по результатам профессионального психологического отбора, проведённого в отношении административного истца, он был отнесён к "данные изъяты" профессиональной пригодности и не рекомендован для прохождения военной службы по контракту.
По делу установлено, что основанием для такого заключения стало то, что при проведении социально-психологического обследования Бобоедов П.Ю. пытался скрыть факт своего привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния).
Согласно сведениям, полученным из информационного центра управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении от 19 июня 2018 года административному истцу по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на два года.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, указал в решении, что наличие в заключении, составленном по результатам проведённого психологического отбора, выводов об отнесении Бобоедова П.Ю. к "данные изъяты" профессиональной пригодности, являлось безусловным основанием для принятия Совместной комиссией решения от 1 ноября 2019 года (протокол "данные изъяты") об отказе в заключении контракта на военную службу с административным истцом.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с такими выводами нижестоящих судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учётным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Абзацем 4 пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта является, в том числе, решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
В силу пункта 9 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), при проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях: а) рекомендуется в первую очередь - первая категория; б) рекомендуется - вторая категория; в) рекомендуется условно - третья категория; г) не рекомендуется - четвертая категория (пункт 11 статьи 5 Положения).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 года N 50, в целях реализации норм Положения, утверждено Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружённых Силах Российской Федерации (далее - Руководство), пунктом 4 которого установлено, что профессиональный психологический отбор в Вооружённых Силах Российской Федерации является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.
В силу пунктов 9, 12, 14 указанного Руководства по результатам профессионального психологического отбора выносится заключение о профессиональной пригодности граждан. Граждане и военнослужащие четвертой категории по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), и не могут быть приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору в 2019 году проводились с учётом аналогии положений Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утверждённой приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 16 ноября 2016 года N 357 (далее - Инструкция).
Согласно подпунктам 7.1 и 7.8 Инструкции факторами риска, подлежащими выявлению в ходе обследований, являются, в том числе: злоупотребление алкоголем или токсичными веществами; сокрытие или искажение анкетных данных.
Действующая с 1 апреля 2020 года Инструкция об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённая приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 октября 2019 года N 640, в пунктах 4 и 5 также предусматривает, что в ходе проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, в числе прочего, даётся оценка устойчивости поведения личности (наличие или отсутствие склонности к девиантному поведению), а также выявляются факторы риска, включая злоупотребление алкоголем или токсическими веществами.
Из системного анализа приведённых положений действующего законодательства следует, что предъявление к кандидатам, желающим поступить на военную службу по контракту, специальных требований, обусловленных особенностями несения военной службы, включая проверку профессиональной психологической пригодности, выявление в ходе обследований и исключение факторов риска, не может рассматриваться как нарушение прав кандидата на прохождение военной службы по контракту.
В данном случае, как верно указали суды, решение Совместной комиссии от 1 ноября 2019 года (протокол N) о том, что Бобоедов П.Ю. не соответствует требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту, основано на результатах проведённого в отношении него профессионального психологического отбора, который выявил факторы риска и особенности личности, свидетельствующие о необходимости отнесения административного истца к "данные изъяты" профессиональной пригодности.
В свою очередь, наличие факторов риска и девиантного поведения со стороны Бобоедова П.Ю. подтверждается исследованными судами в порядке статьи 84 КАС РФ доказательствами.
Вопреки доводам кассационной жалобы, указание в выписке из протокола Совместной комиссии от 1 ноября 2019 года N только одной военно-учётной специальности, которая имеется в наличии у административного истца (ВУС NА " "данные изъяты""), тогда как у него имелись ещё две других военно-учётные специальности (ВУС NК " "данные изъяты"", ВУС NА " "данные изъяты""), не может свидетельствовать о том, что Совместная комиссия принимала решение без учёта содержания отношения командира войсковой части "данные изъяты" от 23 сентября 2019 N/ОК, поскольку административным ответчиком в принятом решении был сделан общий вывод о несоответствии Бобоедова П.Ю. требованиям, которые предъявляются к поступающим на военную службу по контракту, то есть, в том числе, и для воинской должности " "данные изъяты"".
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, при этом они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Несогласие Бобоедова П.Ю. с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, которая основана на неверном субъективном толковании положений действующего законодательства, не означают, что при рассмотрении дела нижестоящими судами допущено нарушение норм материального или процессуального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 2 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 19 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бобоедов П.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.