Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего Терентьевой Н.А, судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В, при секретаре Чабаник Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. заместителя прокурора города Керчи в интересах Степаненко Татьяны Владимировны к Администрации города Керчи Республики Крым, заинтересованные лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 2 июля 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия, установила:
и.о. заместителя прокурора города Керчи обратился в Керченский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в интересах Степаненко Татьяны Владимировны, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Керчи Республики Крым, выразившееся в нерассмотрении заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 декабря 2018 г..N04-04/5986/2 в порядке пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г..N47; обязать Администрацию города Керчи Республики Крым провести межведомственную комиссию по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в жилом фонде города Керчи, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом для рассмотрения заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в отношении "адрес" в соответствии с требованиями пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 годя N47, мотивируя тем, что прокуратурой города Керчи проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства Администрацией города Керчи Республики Крым в ходе которой установлено, что Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым в ходе обследования многоквартирного "адрес" выявлены факторы, свидетельствующие о
существенной опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, по результатам обследования оставлено заключение, которое направлено в адрес Администрации города Керчи Республики Крым. Однако, указанное заключение Инспекции по жилищному надзору Республики Крым на заседании межведомственной комиссии не рассматривалось по причине отсутствия заявления собственников жилых помещений в многоквартирном "адрес". Таким образом, по мнению административного истца, межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 2 июля 2020 г. административное исковое заявление и.о. заместителя прокурора города Керчи в интересах Степаненко Татьяны Владимировны удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации города Керчи Республики Крым по нерассмотрению заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 декабря 2018 г. N04-04-5986/2. На Администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность провести Межведомственную комиссию по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом для рассмотрения заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 декабря 2018 г. N04-04-5986/2.
Не согласившись с указанным решением, Администрацией города Керчи Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывают, что отсутствие в заключении Инспекции по жилищному надзору Республики Крым сведений о собственнике помещения (заявителе) ограничило действия органа местного самоуправления по исполнению требования абзаца 5 пункта 7 раздела 1 Положения N47, согласно которому собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии. Полагают, что Администрация города Керчи Республики Крым не уклонилась от обязанности рассмотреть заключение надзорного органа на заседании межведомственной комиссии, а просили надзорный орган устранить выявленные недостатки с целью соблюдения прав и законных интересов граждан, которые будут нарушены, поскольку сделанный запрос в ЕГРН не гарантирует предоставление полного и всестороннего ответа по собственникам многоквартирного дома.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Степаненко Т.В, представители Администрации города Керчи Республики Крым, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Инспекции по жилищному надзору Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Право прокурора на обращение в суд с заявлением, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, закреплено в части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует из материалов проверки прокуратуры, поступивших на запрос суда апелляционной инстанции, обращение прокурора в суд с настоящим иском в интересах Степаненко Т.В. обусловлено невозможностью самостоятельной защиты прав последней по состоянию здоровья, что подтверждается представленными доказательствами.
Таким образом, в данном случае прокурор в силу вышеназванных норм вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Степаненко Т.В.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым в ходе обследования многоквартирного "адрес" выявлены факторы, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности основных несущих конструкций, надежности жилого дома, приводящие к деформации фундаментов и стен многоквартирного дома, которые в совокупности свидетельствуют о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях многоквартирного дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию многоквартирного дома.
По результатам обследования дома Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым составлено заключение от 17 декабря 2018г. N04-04/5986/2, которое было направлено в Администрацию города Керчи Республики Крым для рассмотрения в соответствии с пунктами 42, 46 Положения на заседании межведомственной профильной комиссии Администрации города Керчи вопроса проведения оценки соответствия помещения многоквартирного дома требованиям, установленным Положением, и принятия соответствующего решения.
Администрацией города Керчи Республики Крым 10 января 2019 г. в адрес Инспекции по жилищному надзору Республики Крым направлено письмо, согласно которому сообщено, что при поступлении в Межведомственную комиссию обращения граждан, проживающих в "адрес" с приложением пакета документов, определенных в пункте 45 Положения, вопрос о признании многоквартирного дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу и реконструкции может быть рассмотрен на очередном заседании, с учетом рассмотрения заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что не рассмотрение межведомственной комиссии вопроса о проведении оценки соответствия помещений многоквартирного "адрес" требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, является незаконным. При этом непринятие своевременных мер к устранению нарушений требований действующего законодательства и бездействие со стороны администрации города Керчи Республики Крым может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома и его части, что создает угрозу не только для проживающих в нем граждан, но и для неопределенного круга лиц.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктами 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам надлежит иметь в виду, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение N 47, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Согласно пункту 42 Положения N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Пунктом 44 Положения N 47 определена процедура проведения оценки соответствия помещения требованиям, установленным в настоящем Положении.
В соответствии с пунктом 46 Положения N 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Исходя из пункта 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
На момент рассмотрения заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым действовало решение Керченского городского совета Республики Крым от 29 мая 2018 г. N1395-1/18 "Об утверждении положения о межведомственной комиссии по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведения переустройства и (или) перепланировки жилого, нежилого помещения в многоквартирных жилых домах, признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, полномочиях и порядке работы в новой редакции", которое было отменено решением Керченского городского совета Республики Крым от 28 февраля 2019 г. N1565-1/19.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 указанного Положения, межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом администрации города Керчи, осуществляющим согласование по вопросам, отнесенным к ее компетенции законодательством Российской Федерации и Республики Крым, уставом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Согласно разделу 2 Положения к основным функциям Межведомственной комиссии относится рассмотрение обращений, согласование, а также вынесение заключений по решению следующих вопросов: переустройство и (или) перепланировка жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах; перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирных домах; признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для постоянного проживания граждан независимо от формы собственности жилых помещений; признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 445/1-п утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, полномочиях и порядке работы.
В соответствии с вышеуказанным Положением межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом администрации города Керчи, осуществляющим голосование по вопросам, отнесенным к ее компетенции законодательством Российской Федерации Республики Крым, уставом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
К основным функциям Межведомственной комиссии относится рассмотрение и принятие решений по следующим вопросам: переустройство и (или) перепланировка помещений в многоквартирном доме; перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирном доме; признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для постоянного проживания граждан независимо от формы собственности жилых помещений; признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Исходя из изложенного, решение вопросов о признании непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены Федеральным законом N131-ФЗ, Жилищным Кодексом Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления, которые создают для оценки жилых помещений межведомственные комиссии - коллегиальные органы, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами.
При этом, в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования домов и осуществлять взаимодействие с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.
Принимая во внимание установленные по настоящему делу обстоятельства и положения закона, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что непредставление собственниками помещений обращения с приложением пакета документов, определенных пунктом 45 Положения N47, не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного домов аварийными и подлежащим сносу или реконструкции на основании заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
С учетом приведенных положений пункта 42 Положения N47 оценка соответствия помещения установленным требованиям с принятием соответствующего решения относится к компетенции межведомственной комиссии; такая оценка проводится не только по заявлению собственника помещений, но и на основании заключения органа государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Положением N47 не предусмотрена возможность межведомственной комиссии не рассматривать заключение Инспекции по жилищному надзору Республики Крым по основаниям, указанным в письме Администрации города Керчи от 10 января 2019 г. Каких - либо требований, предъявляемых к содержанию заключения, законодательство не содержит.
При этом, в силу положений пункта 45(1) Положения N47 в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Межведомственная комиссия в соответствии с пунктом 45(2) Положения N47 на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает, в том числе в электронной форме: сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно признано незаконным бездействие Администрации города Керчи Республики Крым по нерассмотрению заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 декабря 2018 г. N04-04-5986/2.
Вместе с тем, суд первой инстанции, в порядке статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложив обязанность на Администрацию города Керчи Республики Крым в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести межведомственную комиссию для рассмотрения заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 декабря 2018 г. N04-04-5986/2, не учел, что в соответствии с Положением о межведомственной комиссии, утвержденным Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 11 марта 2019 г. N 445/1-п, последняя является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом администрации города Керчи, осуществляющим голосование по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения требованиям включает в себя определенный перечень, установленный пунктом 44 Положения N47.
Таким образом, избранный судом способ устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц не основан на требованиях Положения N47.
Однако данное нарушение с учетом полного установления фактических обстоятельств и верного применения норм материального права, регулирующих возникшие отношения, не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены по существу правильного судебного акта.
По сути доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, сводятся к иной оценке административным ответчиком представленных в материалах дела доказательств, оснований согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Поскольку судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, выводов суда не опровергают, судебная коллегия считает необходимым изменить решение в части возложения обязанности на административного ответчика провести межведомственную комиссию, указав на обязанность обеспечить рассмотрение указанной комиссией заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 декабря 2018 г. N04-04-5986/2, в сроки и в порядке, установленные Положением N47; в остальной части обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 2 июля 2020 г. изменить, указав на возложение обязанности на Администрацию города Керчи Республики Крым обеспечить рассмотрение Межведомственной комиссией по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в жилом фонде города Керчи, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом заключения Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 17 декабря 2018 г. N04-04-5986/2 в отношении "адрес", в сроки и в порядке, установленные Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.