Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овечкима АВ к Государственному Учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области N3 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, по кассационной жалобе Овечкима АВ, поступившей с делом 4 декабря 2020 г, на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 28 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Овечкин А.В. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области N3 (далее Центр ПФР в Волгоградской области N3), в котором просил признать незаконным решение N от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж следующих периодов: нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 24 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 15 дней); нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 21 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней); период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 11 дней) - в должности старшего фельдшера в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по "адрес"; обязать ответчика включить в специальный стаж Овечкина А.В. указанные периоды.
Решением Краснооктябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Овечкина А.В. удовлетворены частично. Судом постановлено: признать решение УПФР в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным в части отказа включить в специальный стаж Овечкима АВ периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках;
обязать ГУ - центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в "адрес" N включить в специальный стаж Овечкима АВ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 24 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 15 дней); нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 21 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней); период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 11 дней);
в остальной части иска Овечкина А.В. к ГУ - центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области N3 о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в специальный стаж период работы в должности старшего фельдшера в Центре временного содержания тля несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области с 13 апреля 2011 г. по 23 сентября 2011 г, отказать;
взыскать с ГУ - центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области N3 в пользу Овечкина А.В. госпошлину в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить оспариваемые судебные акты в части отказа в удовлетворении его исковых требований о включении в специальный стаж периода работы в должности старшего фельдшера в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области с 13 апреля 2011 г. по 23 сентября 2011 г. и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Овечкн А.В. обратился в ГУ ОПФР по "адрес" с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложив к заявлению все необходимые документы.
Решением Управления N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа в количестве 30 лет. В специальный стаж принято 27 лет 11 месяцев 9 дней.
При этом из специального стажа исключены следующие периоды: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 11 дней) - в должности старшего фельдшера в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по "адрес", поскольку учреждение не предусмотрено Списком и Правилами N, применяемыми для учета соответствующей деятельности, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 24 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 15 дней); нахождения в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 21 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 месяцев 08 дней); период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 месяцев 11 дней);
Удовлетворяя исковые требования Овечкина А.В. в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что во время нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках, он работал в должностях и в учреждениях, дающих право на досрочную страховую пенсию. В указанные периоды Овечкину А.В. выплачивалась заработная плата, производились перечисления страховых взносов, что в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ является основанием для включения указанных периодов в страховой стаж.
В указанной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Овечкина А.В. в части включения в специальный стаж периода работы в должности старшего фельдшера в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области с 13 апреля 2011 г. по 23 сентября 2011 г. суды исходили из того, что данное учреждение не поименовано ни ранее действовавшими Списками (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 и утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464), ни ныне действующим Списком, утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г, кроме того, спорный период относится к периоду после регистрации истца в системе индивидуального персонифицированного учета, которым не подтверждается льготный характер условий труда.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). В соответствии со Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067) работа в образовательных учреждениях для детей в должности "инструктор по физической культуре" не включалась в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста в связи с педагогической деятельностью (пенсии за выслугу лет).
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Овечкина А.В. положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, учли в полном объеме, применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению и обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований Овечкина А.В.
Довод кассационной жалобы, что оспариваемый период подлежит включению в специальный стаж, поскольку право на досрочную пению по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает такая деятельность, если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях, а в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781, законодательство предусматривает включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии работу в должности старшего фельдшера в учреждениях здравоохранения, а также здравпунктах, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями любых иных организаций, а также центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований), является несостоятельными в силу следующего.
В основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П, а также в Определении от 4 марта 2004 г. N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно Спискам и Правилам N 464, 1066 и 781 право на пенсию имеют работники учреждений и структурных подразделений здравоохранения.
Ни ранее действовавшими Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г.N1066, ни Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N464, ни действующим Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N781 от 29 октября 2002 г, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области не поименован в качестве учреждения здравоохранения.
Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Волгоградской области входит в систему органов внутренних дел, являясь структурным подразделением территориального органа МВД России, а не структурным подразделением учреждения здравоохранения, либо лечебно-профилактическим или санитарно-эпидемиологическим учреждением.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Овечкин А.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23 марта 1998 г, вместе с тем, страхователем не представлены сведения с указанием кода льготной специальности в спорный период.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 28 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Овечкима АВ - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.