Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-265/2020 по административному исковому заявлению Никулина Андрея Владимировича о признании незаконным решения Избирательной комиссии Республики Коми об исключении из повестки заседания Избирательной комиссии Республики Коми от 5 августа 2020 г. N 158 вопроса N 1 "Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми" по апелляционной жалобе Никулина Андрея Владимировича и апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Верховного Суда Республики Коми от 19 октября 2020 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения Никулина А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Избирательной комиссии Республики Коми Яночкиной А.А, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалобы и представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфёновой Е.Г, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
протокольным решением Избирательной комиссии Республики Коми из повестки заседания Избирательной комиссии Республики Коми от 5 августа 2020 г. N 158 исключён вопрос N 1 "Об освобождении от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми".
Никулин А.В, назначенный членом Избирательной комиссии Республики Коми с правом решающего голоса постановлением Государственного Совета Республики Коми от 23 ноября 2017 г. N VI-5/59, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании названного решения незаконным.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что данный вопрос был включён в повестку заседания избирательной комиссии на основании его письма и внесённого им проекта постановления избирательной комиссии по вопросу освобождения от занимаемой должности секретаря Избирательной комиссии Республики Коми.
Ссылаясь на пункт 12 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьи 17 и 18 Регламента Избирательной комиссии Республики Коми, полагал, что избирательная комиссия не вправе была исключить из повестки заседания вопрос, внесённый на её рассмотрение членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Кроме того, по мнению административного истца, при принятии оспариваемого решения нарушена процедура голосования.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 19 октября 2020 г. Никулину А.В. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Никулин А.В. и апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просят об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального права. В частности, апеллянты считают, что срок подачи административного искового заявления должен исчисляться по правилам части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Относительно апелляционных жалобы и представления Избирательной комиссией Республики Коми поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы и представления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы представления и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления без рассмотрения требований по существу, суд пришёл к выводу о том, что Никулиным А.В. пропущен срок обжалования решения избирательной комиссии.
В соответствии с частью 4 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В пункте 12 статьи 28 указанного федерального закона предусмотрено, что комиссия по требованию любого её члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в её компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утверждённой повесткой дня.
Вопросы избрания, освобождения от должности секретаря избирательной комиссии пунктом 13 названной статьи отнесены к полномочиям соответствующей избирательной комиссии.
Согласно абзацу девятому статьи 18 Регламента Избирательной комиссии Республики Коми, утверждённого постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 9 апреля 2019 г. N 92/467-6, член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе вносить дополнительные вопросы в повестку заседания Комиссии.
Поскольку оспариваемым решением из сформированной повестки заседания избирательной комиссии исключён вопрос, внесённый административным истцом на рассмотрение избирательной комиссии в порядке реализации полномочий, предусмотренных абзацем девятым статьи 18 Регламента Избирательной комиссии Республики Коми, данное решение затрагивает права административного истца как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, связанные о осуществлением им своих полномочий.
Статьёй 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 31 и 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлены сроки обращения в суд (в том числе сокращённые), продолжительность которых зависит от стадии избирательной кампании, кампании референдума и от характера предъявленных требований.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 23 постановления от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", сроки для обращения в суд с заявлениями, касающимися решений избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также по заявлениям об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) установлены частями 2 и 3 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 2 и 5 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Эти сроки не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
При установлении факта пропуска сокращённых сроков обращения в суд, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 6 статьи 152 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
Пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании - в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 данного федерального закона, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании - в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.
Постановлениями Государственного Совета Республики Коми от 10 июня 2020 г. N VI-10/60 и N VI-10/61 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VII созыва и досрочные выборы Главы Республики Коми.
Ввиду того, что оспариваемое решение избирательной комиссии не связано с регистрацией, отказом в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, с заверением, отказом в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, и принято в период избирательной кампании, оно могло быть обжаловано в течение 15 дней.
Суждение суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в соответствии с которыми оспариваемое решение принято 5 августа 2020 г, а в суд административный истец обратился только 13 октября 2020 г, то есть по истечении пятнадцати дней.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд правомерно отказал в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения избирательной комиссии об исключении из повестки заседания вопроса об освобождении от занимаемой должности секретаря избирательной комиссии без исследования иных обстоятельств дела.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании и применении норм процессуального права.
Доводы апелляционного представления о том, что срок подачи административного искового заявления следует исчислять на основании части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемое решение нарушает избирательные права административного истца, являются несостоятельными.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование полномочий членов избирательных комиссий по обращению в суд в связи с осуществлением ими своих публично-властных функций не затрагивает их правовой статус как избирателей (например, постановление от 22 апреля 2013 г. N 8-П, определение от 27 сентября 2018 г. N 2497-О).
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 19 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никулина Андрея Владимировича и апелляционное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.