Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Койпиш В.В.
судей Самойленко В.Г.
Захарова А.В.
при секретаре Половниковой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1164/2020 по иску Шейченко Романа Евгеньевича к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" о взыскании недополученной заработной платы, по апелляционной жалобе Шейченко Романа Евгеньевича на решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Захарова А.В, объяснения представителя Шейченко Р.Е. - Сивкова Д.Е, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно доводов жалобы представителей ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" Ермоловой Л.С, Пановой О.Г, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Шейченко Р.Е. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" (далее - ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России", ответчик) о взыскании недополученной заработной платы.
В обоснование исковых требований указал, что 6 июля 2017 г. заключил контракт о прохождении службы в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" сроком на 5 лет.
Приказом ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" от 06.07.2017 N * ему установлена надбавка к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера в размере 30 процентов с 08.07.2017, 40 процентов - с 11.11.2017.
Приказом от 04.02.2020 с 07.02.2020 он уволен на основании пункта 2 части 2 статьи 83 Федерального закона N 141-ФЗ от 23.05.2016 (по инициативе сотрудника).
Просил, с учетом уточненных исковых требований, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с 07.02.2019 по 07.02.2020 в размере 42 956, 99 руб, образовавшуюся в связи недоначислением ему процентной надбавки к заработной плате в размере 80 процентов и расходы за оказание юридической помощи в размере 50 000 руб.
Судом принято приведенное выше решение, которым в удовлетворении исковых требований Шейченко Романа Евгеньевича отказано.
В апелляционной жалобе Шейченко Р.Е, просит решение отменить и принять по делу новое об удовлетворении исковых требований.
В обоснование указывает, что при приеме на работу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" он уже имел право на получение процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера к заработной плате в максимальном размере 80%, поскольку впервые был трудоустроен 23 декабря 2004 г, то есть в период до 1 января 2005 г.
Факт получения максимальной процентной надбавки в размере 80 процентов к заработной плате также подтверждается приказом Командующего войсками западного военного округа от 18.07.2013 N *.
Полагает, что при вынесении решения суд необоснованно не учел указанные обстоятельства, сославшись на вступление в силу новых правил применения процентных надбавок и отсутствие указаний на возможность сохранения ранее существовавшего порядка.
Приводя положения, содержащиеся в преамбуле Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 N 433-О-О, указывает, что у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
Полагает, что условия контракта о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Министерства РФ, и положения законодательства о прохождении службы в федеральной противопожарной службе, действовавшие на период его трудовых отношений с ответчиком, не могли ухудшать его положение.
Считает, что срок давности обращения в суд им не пропущен, поскольку споры о невыплате или неполной выплате заработной платы относятся к индивидуальным трудовым спорам, и в соответствии положениями части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми истец вправе обратиться с иском в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Шейченко Р.Е, извещен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к судебному разбирательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд обоснованно исходил из взаимосвязанных положений Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Правил применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиям, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N1237 (далее по тексту - Правила N 1237), согласно которым противопожарная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации, сотрудникам которой в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно части 16 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ которого Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части
15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации.
Так, подпунктом "б" пункта 5, утвержденных указанным постановлением Правил N 1237, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 сотрудникам в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных ко II группе территорий (в том числе Мурманская область), устанавливается процентная надбавка в размере: - 10 процентов за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие 6 месяцев стажа, а по достижении размера надбавки в 60 процентов - с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 80 процентов.
Другие районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных постановлением Правительства от 30.12.2011 N 1237, не применяются (п. 1 постановления).
Таким образом, положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 1237 от 30.12.2011 с 01.01.2013 установлен новый порядок обеспечения денежного довольствия с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию сотрудников федеральной противопожарной службы.
В пункте 5 Постановления Правительства РФ N 1237 от 30.12.2011 указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г, в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в частности, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шейченко Р.Е. на основании приказа ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" от 06.07.2017 N * назначен на должность пожарного специальной пожарно-спасательной части N 9 ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" с 8 июля 2017 г. по контракту о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сроком на 5 лет.
Согласно послужному списку Шейченко Р.Е. по состоянию на 08.07.2017 (дату заключения контракта с ответчиком) его общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера составлял 1 год 07 месяцев и 27 дней (с 30.03.2017 по 07.07.2017 - стажер по должности, с 08.07.2017 по 07.02.2020 - пожарный).
Из послужного списка следует, что до поступления на службу в МЧС России трудовая деятельность Шейченко Р.Е. началась в декабре 2004 года (ООО " ***" г. Мурманск - курьер), в 2013-2014 гг. служба по контракту в Вооруженных Силах РФ в/ч *, затем в 2017 году - ООО " ***" г. Мурманск (менеджер).
При заключении контракта в органах противопожарной службы МЧС России в 2017 году в соответствии с постановлением Правительства от 30.12.2011 N 1237 и приказом МЧС России от 21.03.2011 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" истцу установлена надбавка к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера в размере 30 процентов с 08.07.2017, 40 процентов с 11.11.2017, 50 процентов с 11.05.2018, 60 процентов с 11.11.2018, 70 процентов с. 11.11.2019.
В указанных размерах надбавка и выплачивалась истцу за период службы в органах ФПС МЧС России (уволен истец из органов МЧС 07.02.2020 по собственной инициативе). Спора в этой части между сторонами не имеется.
Обращаясь в суд, истец полагал об обязанности по выплате ему надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера в размере 80% за период службы в МЧС. В частности, ссылался на то, что был трудоустроен до 1 января 2005 года, приобрел право на получение "полярной" надбавки в максимальном размере до устройства на службу в МЧС, в период военной службы в войсковой части ему начислялась указанная надбавка в размере 80%.
В обоснование иска (и в апелляционной жалобе) ссылается также на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 433-О-О, которая сводится к следующему.
Традиционно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, выплачивалась процентная надбавка к месячному заработку, размер которой возрастал с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 251 КЗоТ РСФСР). С 1 января 1991 года для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки устанавливались в льготном порядке: в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60-процентной надбавки - последние 20 процентов - за один год работы (подпункт "е" пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера").
Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в целях более эффективного привлечения молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к работе по месту жительства было установлено, что лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере (для районов Крайнего Севера - в размере 80 процентов от заработка) с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (статья 11). Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 февраля 2002 года, подтвердил, что размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом (статья 317).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в указанное правовое регулирование оспариваемыми законоположениями были внесены изменения, в результате которых норма о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы была исключена из статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пункт 8 статьи 26), а установление размера процентной надбавки и порядок ее выплаты отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 23 статьи 138), в результате чего для молодежи процентная надбавка стала начисляться в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458.
Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятому в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны, в частности, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, при этом нормы данного Федерального закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина (преамбула); в рамках длящихся правоотношений данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 153).
В силу приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ само по себе изменение на федеральном уровне правового регулирования предоставления рассматриваемой процентной надбавки к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет в части, касающейся перераспределения полномочий по установлению порядка и условий ее выплаты - при том что сохраняется право лиц, получавших ее до 1 января 2005 года, на ее получение в полном объеме - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходя из названных обстоятельств, правильно применив приведенные выше нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в связи с особым характером службы в органах государственной противопожарной службы МЧС России и особым правовым регулированием вопросов обеспечения сотрудников денежным довольствием, в частности, начисления надбавки за службу в районах Крайнего Севера.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Как указывалось выше, с 1 января 2013 года в отношении лиц, поступающих на службу в органы федеральной противопожарной службы (наряду с иными органами) вступили в силу новые правила обеспечения денежным довольствием и применения процентных надбавок при отсутствии в специальном законодательстве указаний о возможности сохранения ранее существовавшего порядка.
Указанные изменения правил исчисления процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, связаны с тем, что они устанавливаются к новому - более высокому - денежному довольствию.
При этом суд верно указал, что заключая соответствующий контракт о службе в федеральной противопожарной службе, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников ФПС специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу), в том числе государственных служащих, имеющий иной правовой статус, а также работников, принятых на работу по Трудовому кодексу Российской Федерации.
Следует отметить, что трудовое законодательство применяется в отношении лиц, проходящих службу, в данном случае - в органах федеральной противопожарной службы - лишь субсидиарно (то есть в части, не урегулированной специальным законодательством).
Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237, а также приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы" сотрудникам федеральной противопожарной службы с 1 января 2013 г. установлены новые увеличенные должностной оклад, оклад по специальному званию, новые ежемесячные надбавки, в результате чего в целом произошло увеличение денежного довольствия сотрудников.
Истец поступил на службу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" в 2017 году, денежное довольствие, в том числе надбавка за службу в районах Крайнего Севера начислялось и выплачивалось ему в строгом соответствии с размерами, регламентированными указанными нормативными актами, поэтому оснований полагать о нарушении прав истца ответчиком в части неначисления ему процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера в максимальном размере 80 % с первого же дня службы, не имеется.
При этом не имеет правового значения указываемое истцом обстоятельство получения надбавки за службу в районах Крайнего Севера в размере 80 % за предыдущие периоды трудовой деятельности, а также службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Проверяя заявление ответчика о пропуске истцом срока давности обращения в суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно исходил из того, что правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ) и только в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 статьи 2 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.73 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Истец уволен со службы в органах МЧС России 07.02.2020, в суд с настоящим исковым заявлением обратился 07.07.2020, за период службы не мог не знать о размере выплачиваемой надбавки за службу в районах Крайнего Севера, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о пропуске истцом без уважительных причин срока давности обращения в суд, установленного специальной нормой части 4 статьи 73 Федерального закона N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы", о чем было заявлено стороной ответчика, является правильным, а ссылка в жалобе на необходимость применения общего срока обращения в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации - ошибочной.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции правильными.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку фактически повторяют позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, которая получила правильную правовую оценку в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, обстоятельства дела установлены и оценены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 18 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шейченко Романа Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.