Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре ...
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-102/2020 по апелляционному представлению помощника Измайловского межрайонного прокурора адрес фио на решение Измайловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
административные исковые требования Федерального государственного бюджетного образовательного наименование организации к Измайловской межрайонной прокуроре адрес, прокуратуре адрес о признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе от дата N... - удовлетворить частично.
Признать незаконным представление Измайловского межрайонного прокурора адрес от дата об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльский катастрофе N...
В остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Федеральное государственное бюджетное образовательное наименование организации(далее...) обратилось в суд с административным иском и просило признать недействительным и отменить Представление Измайловского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе N... от дата, которым возложена обязанность принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин, и условий, им способствующих, выразившихся в отказе назначить фио государственную социальную стипендию, и недопущению их впредь; привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору в письменной форме в установленный законом месячный срок, мотивируя требования тем, что со стороны административного истца отсутствует факт нарушения законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе.
Представитель административного истца фио в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.
Заинтересованное лицо фио в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражения на административное исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционного представления просит помощник Измайловского прокурора адрес фио со ссылкой на нарушение норм материального права и на то, что решение суда не содержит доводы, в соответствии с которым суд отвергает те или иные доказательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, выслушав прокурора фио, поддержавшую апелляционное представление Измайловского межрайонного прокурора адрес, представителя административного истца ФГБО ВО "РГУФКСМиТ", действующую на основании доверенности фио, возражавшую против удовлетворения апелляционного представления, сочтя возможным на основании ст.150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствии заинтересованного лица фио, извещенной надлежащим образом и не явившейся в судебное заседание, уважительных причин неявки не представившей, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и материалами дела, требованиями Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании" и отмене не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Измайловской межрайонной прокуратурой адрес была проведена проверка по обращению фио, датированному дата, о несогласии с отказом... в назначении заявителю государственной социальной стипендии, в ходе которой установлено, что фио обучается в указанном образовательном учреждении высшего профессионального образования по очной форме обучения, с дата зарегистрирована по месту жительства в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом(адрес), фактически проживает и зарегистрирована на срок с дата по дата по месту пребывания в общежитии Университета в адрес, в назначении государственной социальной стипендии ей было отказано.
По результатам проведённой прокуратурой проверки Измайловской межрайонной прокуратурой в адрес административного истца внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе. Согласно представления фио относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы на основании Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а потому имеет право на получение государственной социальной стипендии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что имелись основания для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным представления Измайловского межрайонного прокурора, поскольку нарушений при рассмотрения обращения студентки фио административным истцом не допущено, административный истец действовал в рамках действующего законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофе и обоснованно исходил из того, что отсутствовали основания для назначения фио государственной социальной стипендии.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционного представления не имеется.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Одним из видов стипендий, обозначенных в вышеуказанном Законе, является государственная социальная стипендия(пункт 2 части 1 Закона).
В силу части 5 статьи Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" установлен приказом Минобрнауки России от дата N 1663 (Зарегистрировано в Минюсте России дата N 45376)(далее Порядок).
Согласно пункту 13 Порядка государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также студентам, получившим государственную социальную помощь.
В соответствии с пунктом 17 Порядка государственная академическая стипендия студентам, в том числе повышенная государственная академическая стипендия, государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендия слушателям подготовительных отделений назначается распорядительным актом руководителя Организации на период по месяц окончания очередной промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком (в случае отсутствия такой промежуточной аттестации - до окончания обучения) для студентов, аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров и на весь период обучения для слушателей подготовительных отделений.
В силу пункта 18 Порядка государственная социальная стипендия назначается студенту распорядительным актом руководителя Организации со дня представления в Организацию документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, по месяц прекращения действия основания ее назначения (за исключением категории лиц, получивших государственную социальную помощь).
Таким образом, законодатель закрепил право на получение государственной социальной стипендии за лицами, нуждающимися в силу своего статуса в дополнительной материальной поддержке со стороны государства. Вместе с тем из вышеуказанных положений следует, что данный статус должен быть подтвержден документально. Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, представленная фио справка, документом, подтверждающим отнесение ее к студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не является, иных документов, подтверждающих вышеуказанный статус, фио не представлено.
При таком положении оснований для внесения представления в связи с нарушением законодательства об образовании и о чернобыльской катастрофы в адрес... не имелось, поскольку действующее законодательство в рассматриваемой сфере правоотношений административным истцом нарушено не было.
Нельзя согласиться с доводами апелляционного представления прокурора о том, что фио, как лицо проживающее на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, относится к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы в соответствии с положением Закона РФ от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"(далее Закон).
Настоящий Закон, как закреплено в статье 1, направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дата, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Согласно части 1 статьи 3 Закона гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем оказании социальной поддержки.
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами(статья 4 закона).
Меры социальной поддержки конкретизированы в статье 14 Закона, вопрос социальной поддержки в области образования в них не обозначен, отсутствуют данные положения и в статьях 18-19 Закона.
Тем самым Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не регулирует отношения в сфере образования и не регламентирует порядок и основания назначения и выплат государственных стипендий.
При этом закрепленные Законом меры в определенной степени носят компенсаторный характер.
Как указывал Конституционный Суд РФ в Определении от дата N 403-О "По жалобам граждан фио, фио и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки.
Целевым назначением Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является предоставление государством гражданам Российской Федерации денежных и материальных компенсаций за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Меры социальной поддержки для таких граждан и виды возмещения вреда, включая объем, дифференцируются в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу. Характер и степень причиненного вреда определяются в соответствии с объективными критериями, определенными названным Законом; к ним, в частности, относятся уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории и длительность проживания (работы) на ней.
С учетом указанных критериев в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определен статус двенадцати категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, для которых в зависимости от дозы облучения и уровня радиоактивного загрязнения территории определяются способы и объем возмещения вреда, а также другие меры социальной поддержки.
Исходя из смысла статьи 4 вышеуказанного Закона для, определения граждан, подвергшихся радиации вследствие чернобыльской катастрофы имеет значение не только факт постоянного проживания но и сроки такого проживания. Как видно из материалов дела, представленная фио справка подтверждает лишь факт ее регистрации в зоне с льготно-экономическим статусом, но не является свидетельством постоянного проживания в данной зоне и не содержит указание на сроки такого проживания.
Таким образом, в силу статьи 310 КАС РФ доводы не являются основанием к отмене решения суда, при принятии которого суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по настоящему делу, и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, а также закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловными основаниями к отмене решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционное представление помощника Измайловского межрайонного прокурора адрес фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.