Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника наименование организации фио на постановление судьи Тушинского районного суда Москвы от дата, которым наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности магазина "Пятерочка" по адресу: Москва, адрес, на срок 45 суток,
УСТАНОВИЛ:
дата первым заместителем Тушинского межрайонного прокурора Москвы в отношении наименование организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тушинский районный суд Москвы.
Постановлением судьи Тушинского районного суда Москвы дата наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности магазина "Пятерочка" по указанному выше адресу.
Не согласившись с данным постановлением судьи, защитником наименование организации принесена жалоба в Московский городской суд, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить по доводам жалобы.
В судебное заседание законный представитель не явился, ходатайств об отложении не поступало, о месте и времени рассмотрения жалобы наименование организации извещено надлежащим образом, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ.
Защитник наименование организации по доверенности фио доводы жалобы поддержала.
Прокурор в порядке ст.25.11 КоАП РФ извещен о рассмотрении жалобы.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
Согласно ч.1 ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до сумма прописью; на должностных лиц - от пятисот до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от дата N 52-ФЗ на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно ст.1 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу положений ст.11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании ч.3 ст.39 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, дата в время и дата по адресу: Москва, адрес, в ходе проведения проверки в отношении наименование организации в магазине "Пятерочка" выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, загрузка продукции осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены входы в жилые подъезды, под окнами квартир, что не соответствует п.2.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; хранение пищевых продуктов (плодоовощная продукция, хлебобулочные изделия) и непродовольственных товаров (туалетная бумага) осуществляется вне складских помещений, в проходных коридорах, отсутствуют складские помещения для хранения данных видов товаров, что не соответствует п.7.8 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; в торговом зале ряд продовольственных товаров (плодоовощная, молочная продукция, напитки) выставлен на деревянных подтоварниках, не поддающихся мойке и дезинфекции, что не соответствует п.7.8 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; в складском помещении магазина непосредственно под жилыми помещениями квартир установлены холодильные и морозильные камеры, что не соответствует п.5.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; для проведения ежедневной уборки пола помещений торгового зала используется моющее средство "Золушка", дезинфицирующие средства, разрешенные к применению для этих целей, отсутствуют; осуществляется реализация
выпечных хлебобулочных изделий из замороженных полуфабрикатов в неупакованном виде методом самообслуживания без исключения возможности покупателям проводить самостоятельно навеску продуктов питания, что может привести к загрязнению (заражению) продукции; в туалетной комнате для персонала отсутствует диспенсер с дезинфицирующим средством; не проводится очистка и дезинфекция систем вентиляции и кондиционирования воздуха (акты выполненных работ не представлены); не проводится обеззараживание воздуха в помещениях торгового зала магазина (в местах массового скопления людей), ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа (рециркуляторы) не установлены, что не соответствует ст.ст.11, 24, ч.1 и ч.3 ст.29 Федерального Закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; пп.1.2, 8.3, 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций"; пп.1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности"; Постановления Правительства РФ от дата N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих"; Постановления от дата N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV"; Постановления от дата N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу
возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, свидетельствуют о непринятии мер со стороны наименование организации, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной Covid-19.
Изложенное свидетельствует о нарушении наименование организации требований санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Действия наименование организации квалифицированы по ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина наименование организации в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, подтверждаются доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата; актами о результатах проверки от дата и дата; фотоматериалами; показаниями свидетелей фио, фио, фио, фио, фио и иными материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины наименование организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.
Оснований для переоценки доказательств и фактических обстоятельств дела не имеется. Все доказательства оценены судьей по правилам ст.26.11 КоАП РФ с приведением мотивов, по которым приняты данные доказательства.
На основании ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на адрес, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае проверка была проведена сотрудниками прокуратуры в целях проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в соответствии с полномочиями прокурора при осуществлении прокурорского надзора, установленными ст.22 Федерального закона дата N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", которой не предусмотрено уведомление прокурором юридического лица о проведении проверки.
Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Обоснованность привлечения наименование организации к административной ответственности никаких сомнений не вызывает.
Доводы о том, что наименование организации санитарные правила не нарушило, несостоятелен и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Довод о том, что нарушение рекомендаций не может повлечь административную ответственность, поскольку рекомендации не являются санитарными правилами, отклоняется, так как в силу санитарных правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", ст.39 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", использование бактерицидных облучателей-рециркуляторов относится к комплексу профилактических дезинфекционных мероприятиях, соблюдение которых является обязательным для организаций торговли. Более того, Обществу вменялось нарушение не только методических рекомендаций, но и санитарных правил, нарушение которых (даже одного из них) образует событие правонарушения.
Ссылка на недопустимость и не относимость фотоматериалов и определения Савеловского районного суда Москвы от дата несостоятельна, так как в силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
По существу, все доводы жалобы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, были проверены и отклонены с приведением мотивированных суждений, оснований ставить под сомнение которые не имеется, а также оснований, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие.
Из доводов поданной жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии с п.23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от дата, наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз.2 ч.1 ст.3.12, п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз.1 ч.1 ст.3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении. Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч.2 ст.3.12, ч.5 ст.29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч.3 ст.27.16 КоАП РФ).
Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ. В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз.2 ч.2 ст.29.10 КоАП РФ). Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с чч.1 и 2 ст.32.12 КоАП РФ и ч.2 ст.109 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
При этом необходимо учитывать, что ч.2 ст.29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Административное наказание назначено судом первой инстанции наименование организации в пределах санкции ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному. Судьей районного суда все юридически важные обстоятельства учтены, сделан обоснованный вывод о том, что назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства. При этом, никаких препятствий для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности у судьи районного суда не имелось, так как при назначении административного наказания учитываются не только смягчающие административную ответственность обстоятельства, но и другие юридические значимые факторы, в том числе, характер деяния и конкретные нарушения, допущенные юридическим лицом.
Обращаю внимание, что наименование организации является предприятием розничной торговли, реализующим продукты питания, а нарушение санитарных правил и требований при оказании таких услуг, тем более при действующих ограничительных мероприятиях в связи с коронавирусной инфекцией, влечет прямую угрозу для жизни и здоровья потребителей и жильцов квартир дома, в котором расположен магазин, в связи с чем назначенное наименование организации административное наказание признается судом апелляционной инстанции соразмерным содеянному, оснований для его изменения не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, не допущено. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Тушинского районного суда Москвы от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу защитника фио без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.