Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Ситникова В.С, Козлова А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муртазиной Виктории Игоревны к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, по кассационной жалобе Муртазиной Виктории Игоревны и ее представителя Юдниковой Татьяны Васильевны
на решение Кировского районного суда г. Саратова от 27 апреля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ситникова В.С, выслушав представителя Муртазиной В.И. - Юдникову Т.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Муртазина В.И. обратилась в суд с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, указав, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Муртазина В.И. обратилась в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Муртазиной В.И. отказано в постановке на учет, поскольку на момент рассмотрения поданного Муртазиной В.И. заявления ее возраст составлял более 23 лет, в связи с чем, Муртазина В.И. утратила одно из установленных законодательством условий получения мер социальной поддержки. Полагала, что отказ ответчика в удовлетворении заявления является необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Саратов.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 27 апреля 2020 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 июля 2020 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Муртазина В.И. и ее представитель Юдникова Т.В. подали кассационную жалобу, в которой просят отменить судебные постановления как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что родителями Муртазиной (Будкиной) В.И, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются "данные изъяты"
Постановлением администрации Еланского района Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Муртазина (Будкина) И.А. определена в детское государственное учреждение в связи с нахождением ее родителей "данные изъяты" в заключении, за Муртазиной (Будкиной) В.И. закреплено право на жилое помещение по адресу: "адрес".
Согласно сообщению администрации Березовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ закрепленный за несовершеннолетней дом сгорел.
Постановлением администрации Хрущевского округа Самойловского района Саратовской области N от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Муртазиной (Будкиной) В.И. установлена опека, опекуном назначена "данные изъяты"
Постановлением администрации объединенного муниципального образования Самойловского района N от ДД.ММ.ГГГГ опекуну Муртазиной (Будкиной) В.И. - "данные изъяты" назначены к выплате денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечной.
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда в Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Муртазина В.И, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Муртазина В.И. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес"
В собственности жилых помещений Муртазина В.И. не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Муртазина В.И. обратилась с заявлением в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области и предоставлении ей указанного жилого помещения.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области N от ДД.ММ.ГГГГ Муртазиной (Будкиной) В.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием оснований.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что на момент обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Муртазина В.И. достигла возраста "данные изъяты" и на нее не распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", при этом, уважительных причин пропуска установленного срока судом установлено не было.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами судов по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Саратовской области регулируются Законом Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области".
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Законом Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу приведенных норм правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом положений, предусмотренных Законом Саратовской области от 2 августа 2012 г. N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", нуждающиеся в жилом помещении и по достижении возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, судом не было учтено, что факт наличия у Муртазиной В.И. статуса лица, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, был установлен только в ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу судебным актом.
Судом указанным обстоятельствам не было дано надлежащей оценки в совокупности с нормами материального права, подлежащими применению при разрешении спора, в том числе о возможности Муртазиной В.И. обратиться с соответствующим заявлением, не имея подтверждения факта наличия указанного статуса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N1 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции выполнены не были, поскольку при проверке законности решения суда первой инстанции допущенные им нарушения норм материального права не устранены, несмотря на то, что об этом указывалось в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права и норм процессуального права, и подлежит отмене.
При таком положении вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является преждевременным.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 июля 2020 г. отменить. Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Саратовский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.