Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова В.В, судей Балашова А.Н, Сапрыкиной Е.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Федеральная пассажирская компания" о возложении обязанности по обеспечению транспортной безопасности
по кассационной жалобе акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Захарова В.В, выслушав Загороднюю М.Н. - представителя АО "ФПК" по доверенности, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Жаднова С.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с указанным выше иском, уточнив заявленные требования, просил в соответствии с пп. 6 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N495, признать незаконным бездействие акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" по разработке изменения в планы обеспечения транспортной безопасности на группы транспортных средств; возложить на акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" обязанность разработать изменения в план обеспечения транспортной безопасности на группу транспортных средств и направить их на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2019 года исковые требования были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях прокуратуры на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов.
На основании ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено ГПК РФ.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судами, по сообщению начальника Приволжского филиала акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N495, дополнительные оценки уязвимости транспортных средств проведены Управлением транспортной безопасности акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" и утверждены Росжелдором ДД.ММ.ГГГГ (одноэтажные) и ДД.ММ.ГГГГ (двухэтажные).
ДД.ММ.ГГГГ Саратовской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортного комплекса, в ходе которого установлено, что в нарушение требований законодательства изменения в планы обеспечения транспортной безопасности указанных выше транспортных средств не внесены и не направлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, в то время как со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости прошло более ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ответчику предписано устранить нарушения требований законодательства.
Дополнительные оценки уязвимости транспортных средств проведены Управлением транспортной безопасности акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" и утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ на вагон пассажирский купейный СВ (реестровый номер N), ДД.ММ.ГГГГ на вагон пассажирский некупейный (реестровый номер N), вагон пассажирский купейный штабной (реестровый номер N), вагон пассажирский купейный (реестровый номер N).
Согласно результатам проверки прокурора в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры группа вышеуказанных транспортных средств включена.
Категорирование и оценка уязвимости названных объектов проведены, о чем субъект транспортной инфраструктуры уведомлен в установленном порядке.
Однако, ответчиком в нарушение требований законодательства изменения в планы обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств не внесены и не направлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленные сроки, а также не приняты надлежащие меры по разработке изменений в планы обеспечения транспортной безопасности на группу транспортных средств: вагон пассажирский купейный СВ (реестровый номер N) после проведения дополнительной оценки уязвимости названных транспортных средств ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст.ст. 15, 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст.ст. 1, 2, 4, 8, 9, 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N495, Приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N34, суды пришли к правильному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Доводы кассационной жалобы уже были предметом оценки суда апелляционной инстанции, оспариваемые судебные акты содержат все необходимые суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы по изложенным в ней доводам, с учетом сведений, предоставленных ответчиком в суд апелляционной инстанции о времени исполнения соответствующих обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Саратова от 13 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 30 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.