Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 2-1-565/2020 по иску Кузнецов О.Ю. к Министерству социального развития Саратовской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (межрайонному) об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возложении обязанностей выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, назначить пенсию
по кассационной жалобе Кузнецов О.Ю.
на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 2 июля 2020 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, выслушав объяснения истца Кузнецова О.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей ответчиков Министерства труда и социальной защиты Саратовской области Наугмановой А.Д. и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (межрайонного) Свиридовой Е.П, возражавших по доводам кассационной жалобы, установила:
Кузнецов О.Ю. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Саратовской области (в настоящее время - Министерство труда и социальной защиты Саратовской области), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (межрайонному) об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, назначить пенсию.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 2 июля 2020 г, иск Кузнецова О.Ю. удовлетворен в части установления факта его участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 26 августа 1986 г. по 3 сентября 1986 г, с 13 сентября 1986 г. по 17 октября 1986 г, с 1 ноября 1986 г. по 16 января 1987 г. В удовлетворении требований истца к Министерству социального развития Саратовской области, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (межрайонному) о возложении обязанностей выдать удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, назначить пенсию отказано.
Кузнецов О.Ю. обратился в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене указанных судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении его исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её обоснованной.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются нарушения норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кузнецов О.Ю. с 28 декабря 1985 г. по 30 января 1987 г. работал на Судостроительно-судоремонтном заводе им. 40-й годовщины Октября Волжского объединенного речного пароходства (в настоящее время - АО "Судоходная компания "Волжское пароходство") в должностях водителя, моториста дизель-электрохода "Грузия", в период с 14 мая 1986 г. по 3 сентября 1986 г, с 13 сентября 1986 г. по 17 октября 1986 г, с 1 ноября 1986 г. по 16 января 1987 г. фактически находился на судне.
Дизель-электроход "Грузия" на основании приказа Волжского объединенного Ордена Ленина речного пароходства от 30 июля 1986 г. N 305 "Об использовании пассажирских судов ВОРП для размещения вахтового персонала, участвующего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" был выделен для размещения и организации питания вахтового персонала, участвующего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 1 сентября 1986 г. по 1 мая 1987 г. с дислокацией в районе Зеленый Мыс Киевского водохранилища.
Распоряжением Совета Министров УССР от 10 сентября 1986 г. N 530-рс пункт Зеленый Мыс включен в перечень районов и работ с повышенной радиоактивностью на срок с 3 сентября 1986 г. по 30 сентября 1986 г.
ГП Концерн "Росэнергоатом" в ответе от 18 мая 1998 г. подтвердил участие речников Волжского пароходства в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне отчуждения.
Кузнецов О.Ю. находился на работе на дизель-электроходе "Грузия" в 30-километровой зоне отчуждения по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 26 августа 1986 г. по 16 января 1987 г, ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, кроме того, он включен в Список участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Волжского объединенного Ордена Ленина речного пароходства, работавших в зоне опасности в период 1986-1987 годов под порядковым номером 151, награжден Благодарственным письмом Президиума Украинского республиканского совета профсоюзов.
При обращении в Министерство социального развития Саратовской области с заявлениями о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Кузнецову О.Ю. письмами от 29 марта 2019 г. и от 9 июля 2019 г. было отказано в его выдачи со ссылкой на то, что представленные им документы не подтверждают его непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, не имеют отметок о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения, не содержат наименования населенных пунктов, расположенных в зоне отчуждения, где проводились работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также указано, что без документального подтверждения работы в зоне отчуждения решить вопрос о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не представляется возможным.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Кузнецова О.Ю. об установлении факта участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08 декабря 2006 г, пришли к выводу о доказанности участия истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26 августа 1986 г. по 3 сентября 1986 г, с 13 сентября 1986 г. по 17 октября 1986 г, с 1 ноября 1986 г. по 16 января 1987 г.
В части удовлетворения данных требований кассационная жалоба истца каких-либо доводов не содержит, ответчиками судебные акты в этой части не обжалуются. Оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы Кузнецова О.Ю. в соответствии с частью 2 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на Министерство социального развития Саратовской области (в настоящее время - Министерство труда и социальной защиты Саратовской области) обязанности по выдаче Кузнецову О.Ю. удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, судебные инстанции исходили из того, что данное требование заявлено преждевременно, поскольку при обращении в Министерство социального развития Саратовской области Кузнецовым О.Ю. в нарушение Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 8 декабря 2006 г, не был предоставлен полный пакет документов, в том числе ранее выданное удостоверение. При этом суды указали, что после вступления решения Энгельсского районного суда Саратовской области от 18 февраля 2020 г. по настоящему делу в законную силу истец вправе вновь обратиться с заявлением в Министерство социального развития Саратовской области о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку указанный судебный акт является основанием для выдачи данного удостоверения.
Между тем, указанные выводы не основаны на подлежащих применению нормах материального права и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Частью пятой статьи 15 названного закона предусмотрено, что Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, которым согласно части четвертой статьи 15 указанного закона выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным законом, с момента их предъявления.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08 декабря 2006 г, действовавшего в период обращения истца за выдачей удостоверения, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзацы первый - третий).
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения абзац четвертый пункта 4 Порядка предусматривает, что заявителем представляется кроме перечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных его пунктом 6....
Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в его действующей редакции не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.
Приведенным законом не предусмотрена обязанность граждан, указанных в его пунктах 3 и 4 части первой статьи 13, получившим ранее удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, которые не признаны недействующими или недействительными, при замене таких удостоверений на предусмотренные Порядком удостоверения нового образца повторно представлять иные документы, подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения, в связи с отсутствием в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему соответствующее удостоверение, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 г. N ГКПИ03-1519, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 29 февраля 2000 г. (утратившего силу со дня введения в действие 21 февраля 2007 г. Порядка, утвержденного приказом от 8 декабря 2006 г.) в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы, кроме копии ранее выданного удостоверения.
Также решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2019 г. N АКПИ19-97, вступившим в законную силу 27 июня 2019 г, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац четвертый пункта 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение вследствие своей правовой неопределенности допускает возложение на граждан, имеющих ранее оформленные и выданные в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязанности повторно представлять один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 названного порядка, при обращении за получением удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к данному порядку, и тем самым препятствует предоставлению таким гражданам права на меры социальной поддержки.
Судебные инстанции указанные положения норм права не учли, не приняли во внимание, что ранее выданное Кузнецову О.Ю. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не признано недействующим или недействительным.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что при замене удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца требуется подтверждение статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем основанием для выдачи нового удостоверения будет являться решение суда об установлении факта такого участия, основан на ошибочном толковании норм материального права, поскольку противоречит требованиям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, указывая в принятых по делу судебных актах на то, что истцом в органы социальной защиты населения среди прочих необходимых документов не было предоставлено ранее выданное ему удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не свидетельствует о преждевременности заявленных требований о возложении на Министерство социального развития Саратовской области (в настоящее время - Министерство труда и социальной защиты Саратовской области) обязанности по выдаче такого удостоверения.
В силу приведенных норм материального права право на получение удостоверения участника ликвидации последствий участия аварии на Чернобыльской АЭС носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) письменного заявления об оформлении и выдаче соответствующего удостоверения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.