Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Таманского сельского поселения "адрес" о признании права собственности, по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Таманского сельского поселения "адрес" о признании за ним права собственности на жилой дом и земельный участок. В обосновании своих требований указал, что на основании решения земельной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Таманского сельского поселения "адрес" постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту ? Постановление) ему предоставлен бесплатно в собственность земельный участок общей площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с ПЗЗ Таманского сельского поселения, земельный участок, предназначенный для ведения ЛПХ, предполагает строительство на нем жилого дома (домовладения). В период с 2002 года по 2003 год, на предоставленном истцу земельном участке, им был построен жилой дом. После строительства на земельном участке жилого дома (домовладения), он был в установленном законом порядке зарегистрирован в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" "адрес"ное отделение, домовладение поставлено на учет, присвоен номер. В соответствии с кадастровым паспортом на указанный выше жилой дом (кадастровый N), дом имеет площадь 25, 6 кв.м, в том числе жилую - 18, 4 кв.м, состоит из 1 этажа, кадастровая стоимость жилого дома составляет 623 112 рублей 06 копеек. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (кадастровый N) участок имеет площадь 561 +/- 16 кв.м, кадастровая стоимость участка составляет 319 444 рубля 62 копейки.
ФИО1, как собственник земельного участка, оплачивает налог на землю. Налоговые платежи им уплачены в полном объеме. Для реализации своего права на распоряжение принадлежащим ему имуществом, истец обратился в регистрирующий орган для регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок, однако, в регистрации ему было отказано.
Истец просил признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 561 +/-16 кв.м, кадастровый N; на жилой дом, площадью 25, 6 кв.м, в том числе жилой - 18, 4 кв.м, состоящего из 1 этажа, кадастровый N, расположенные по адресу: "адрес"; указать в решении суда, что оно является основанием для регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности ФИО1 на указанные объекты недвижимости.
Решением Темрюкского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Таманского сельского поселения о признании за ним права собственности на жилой дом и земельный участок отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Таманского сельского поселения "адрес" о признании права собственности.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования "адрес" - ФИО8, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Таманского сельского округа "адрес" N ФИО1 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, общей площадью 500 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ст-ца Тамань, "адрес".
В соответствии с положениями ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 1 ст. 26 ЗК РФ).
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (ст. 15 ЗК РФ)
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Указанный перечень является исчерпывающим, вследствие чего, представленное в материалы дела постановление администрации Таманского сельского округа "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ не может расцениваться судом, как государственный акт установленного образца, свидетельствующий о наличии у истца права собственности на спорный земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующей на момент предоставления земельного участка истцу) (утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ) к основаниям для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним относились в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 2 постановления администрации Таманского сельского округа от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1 был обязан оформить в комитете по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" свидетельство на право собственности на землю. Данный факт также отражает несоответствие действующим на момент издания постановления нормам законодательства об обязательной регистрации объектов недвижимого имущества в органах государственной регистрации кадастра и картографии в соответствии с требованиями Закона N122-ФЗ.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, а также в связи с отсутствием в материалах дела доказательств принятия ФИО1 мер для регистрации права собственности в установленном на момент предоставления земельного участка порядке, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что надлежащий акт, изданный органом государственной власти или органом местного-самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания истцом в материалы дела не представлен.
Истцом также не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы с целью получения государственного акта на право собственности.
Разрешая возникший спор и вынося решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 15, 25, 26, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 214, 218, 222, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", исходил из того, что представленное ФИО1 постановление администрации Таманского сельского округа "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ не может быть расценено как государственный акт установленного образца, свидетельствующий о наличии у истца права собственности на спорный земельный участок.
Принимая обжалуемое судебное постановление об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец, полагая себя законным владельцем земельного участка на основании постановления администрации Таманского сельского округа "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, добросовестно владеет земельным участком, использует его более 17 лет в соответствии с целевым назначением, споров по границам земельного участка со смежными землепользователями не имеется, сведений о том, что спорный земельный участок состоит под запрещением либо арестом, нарушает чьи-либо права и законные интересы нет.
Также судом установлено, что в период времени с 2002 по 2003 год на указанном спорном земельном участке истцом возведен жилой дом, общей площадью 25, 6 кв.м.
В соответствии со справкой N от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости "Домовладение", расположенный по адресу: "адрес"ном отделении ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" за инв. N, общей площадью 25, 6 кв.м, в т.ч.Жилой - 18, 7 кв.м.
На указанный объект недвижимости оформлена техническая документация, присвоен кадастровый N.
Учитывая положения Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", который устанавливал упрощенный порядок оформления прав на отдельные объекты недвижимости, в частности: на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; на объекты недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции таких объектов недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство; а также на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) в случае государственной регистрации права собственности гражданина на такой объект недвижимости, суд апелляционной инстанции посчитал исковые требования о признании права собственности на возведенный истцом объект недвижимости законными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий; при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Таким образом, с учетом отсутствия у истца правоудостоверяющего документа установленного образца на право собственности землей, у него отсутствуют правовые основания для признания права собственности на земельный участок в судебном порядке без соблюдения процедуры предоставления земельного участка в собственность в соответствии с действующими нормами законодательства.
В настоящее время, основания, порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе и случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, установлены Главой V.I. Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В силу статьи 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федераций).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Таким образом, согласно действующему законодательству, переход права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки из государственной собственности в иную не предусмотрен.
Относительно представленного в материалы дела уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого дома, возведенного на земельном участке по адресу: ст-ца Тамань, "адрес", необходимо отметить следующее.
Приостановление государственной регистрации мотивировано отсутствием документов, соответствующих требованиям Закона N218-ФЗ в части отсутствия описания недвижимого имущества, указания вида регистрируемого права с надлежащим удостоверением документа, нотариально заверенным печатями, подписями сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.
В материалах дела отсутствуют документы основания, позволяющие зарегистрировать право собственности на жилой дом в установленном законом порядке. Разрешение на строительство, обязанность получения которого в том числе была возложена на ФИО1, п. 2.2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N, отражающим необходимость по оформлению в управлении архитектуры и градостроительства заказа на изготовление строительного паспорта и разрешения на строительство индивидуального жилого дома - истцом исполнена не была. Таким образом, возведенный истцом жилой дом является самовольным.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых; в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Возведение самовольной постройки является правонарушением, в силу чего не порождает правовых последствий, предусмотренных п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в виде возникновения права собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
В абз. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об архитектурной деятельности) закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Пункт 22 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусматривает, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском сносе самовольной постройки.
Как разъяснено в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 595-О-П, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установилв пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
В соответствии с нормами ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и положениями ст. 3 Закона об архитектурной деятельности строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные, предусмотренные статьей 51 Кодекса документы.
Исходя из ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта необходимо представить перечень документов, установленных п. 3 ст. 55 ГрК РФ.
Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию), выданное в соответствии с вышеуказанными положениями ГрК РФ, является единственным законным основанием по осуществлению строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Самовольное строительство представляет собой деяние, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является её законным владельцем.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, а у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
В связи с тем, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2020 года отменить, оставить в силе решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 20 января 2020 года.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.