Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2620/2020; УИД: 24RS0048-01-2019-013165-91 по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Каркашенко Марии Геннадьевны, Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации к Акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, возложении обязанностей, по кассационной жалобе акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" на решение Советского районного суда г. Красноярска от 16 января 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 июля 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах Каркашенко М.Г, Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации к Акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" (далее по тексту также АО "НПФ "БУДУЩЕЕ") о признании договора об обязательном пенсионном страховании недействительным, возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Москве и Московской области поступило заявление Каркашенко М.Г. от 14 декабря 2017 г. N, заверенное нотариусом г. Москвы О, о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ". 29 декабря 2017 г. между Каркашенко М.Г. и АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" заключен договор N об обязательном пенсионном страховании. На основании чего, Пенсионный фонд Российской Федерации перевел 27 марта 2018 г. средства пенсионных накоплений в сумме 24868, 01 рублей в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ". Между тем, заявление от 14.12.2017 года N о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" Каркашенко М.Г. не оформляла, не подписывала, равно как и не имела намерения на заключение договора от 29 декабря 2017 г. N об обязательном пенсионном страховании с АО "НПФ "БУДУЩЕЕ", который также не подписывала, не заключала каким-либо иным способом и не выражала своего волеизъявления на заключение указанного договора. В последующем сделку, заключенную неустановленным лицом от ее имени, Каркашенко М.Г. не одобряла.
Просил признать недействительным договор от 29 декабря 2017 г. N об обязательном пенсионном страховании заключенный между Каркашенко М.Г. и АО "НПФ "БУДУЩЕЕ", обязать АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения в силу передать в Пенсионный Фонд Российской Федерации в порядке, предусмотренном п. 5.3 статьи 36.6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" денежные средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета накопительной части трудовой пенсии Каркашенко М.Г, в размере 24868, 01 рублей, с уведомлением об этом Пенсионного Фонда Российской Федерации, взыскать с АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" в пользу Пенсионного Фонда Российской Федерации проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений в размер, обязать АО "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" прекратить обработку страхового номера индивидуального лицевого счета Каркашенко М.Г.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 16 января 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 июля 2020 г, постановлено:
Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Каркашенко Марии Геннадьевны, Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать недействительным договора об обязательном пенсионном страховании от 29 декабря 2017 г. N, заключенный между Каркашенко Марией Геннадьевной и Акционерным Обществом "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ".
Применить последствия недействительности сделки, предусмотренной пунктом 2 статьи 36.6.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Обязать и Акционерное Общество "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" передать в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета накопительной части трудовой пенсии Каркашенко Марии Геннадьевны, в размере 68178 рублей 19 копеек, средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированных за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений на формирование накопительной пенсии в размере 6585 рублей 41 копейка, проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений за период с 4 марта 2018 г. по 16 января 2020 г. в размере 9353 рубля 44 копейки, а всего 84117 рублей 04 копейки.
Обязать Акционерное Общество "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" прекратить обработку страхового номера индивидуального лицевого счета Каркашенко Марии Геннадьевны.
Взыскать с Акционерного Общества "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе представитель Акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" Нольская А.В. просит об отмене вынесенных судебных постановлений в части взыскания с Акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации средств, сформированных за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений на формирование накопительной пенсии в размере 6585 рублей 41 копейка, как незаконных и необоснованных, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований частично в сумме 693руб. 75 коп.
Относительно доводов кассационной жалобы старшим прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Андреевым А.И. принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что формирование средств пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете Каркашенко М.Г, осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Москве и Московской области поступило заявление Каркашенко М.Г от 14 декабря 2017 г. N, заверенное нотариусом г. Москвы и Московской области, о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ".
Также в материалы дела имеется договор от 29 декабря 2017 г. N, заключенный между Каркашенко М.Г. и АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" об обязательном пенсионном страховании.
На основании указанного договора Пенсионный фонд Российской Федерации 4 марта 2018 г. перевел средства пенсионных накоплений в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ".
Судом установлено, что заявление от 14 декабря 2017 г. N о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" Каркашенко М.Г. не подписывала, равно как и не имела намерения на заключение договора от 29 декабря 2017 г. Nоб обязательном пенсионном страховании с АО "НПФ "БУДУЩЕЕ", который также не подписывала, не заключала каким-либо иным способом и не выражала своего волеизъявления на заключение указанного договора. В последующем сделку, заключенную неустановленным лицом от ее имени, Каркашенко М.Г. не одобряла.
Согласно ответу N от 21 августа 2019 г. исполняющего обязанности нотариуса Московской городской нотариальной палаты Нотариального округа г. Москвы О. - С, 14 декабря 2017 г. Каркашенко М.Г. в нотариальную контору г. Москвы О. за совершением нотариального действия - свидетельствования подлинности подписи на заявлении застрахованного лица л досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" на обращалась, нотариальное действие от имени Каркашенко М.Г, не совершалось.
Согласно ответу АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" N от 23 августа 2019 г, представленному на запрос прокуратуры Советского района г. Красноярска N от 20 августа 2019 г, сумма средств пенсионных накоплений, направленных на формирование накопительной пенсии Каркашенко М.Г, поступивших в Фонд от предыдущего страховщика на дату поступления запроса, составляет 68178, 19 рублей.
Из Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Каркашенко М.Г. N следует, что сумма средств пенсионных накоплений с учетом результата их инвестирования составляет 68178, 19 рублей, сумма убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения застрахованного лица о досрочном переходе составляет 6585, 14 рублей.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "О государственном пенсионном страховании в Российской Федерации", положениями статей 2, 3, 5.3, 36.4, 36.11, 36.7 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", а также положениями статей 154, 160, 166, 167, 168, 183, 395, 420, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что договор от 20 декабря 2017 г. N об обязательном пенсионном страховании с АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" является недействительной сделкой, в связи с чем удовлетворил заявленные прокурором исковые требования о признании указанного договора недействительным, применил последствия недействительности сделки, возложив на АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" обязанность передать предыдущему страховщику - Пенсионному Фонду Российской Федерации средства пенсионных накоплений Каркашенко М.Г. в сумме 68178, 19 рублей, средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированных за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений на формирование накопительной пенсии в сумме 6585, 41 рублей, проценты за пользование средствами пенсионных накоплений за период с 4 марта 2018 г. по 16 января 2020 г. в размере 9353, 44 рублей.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы ответчика были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные.
В соответствии с п. 5.3 статьи 36.6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75- ФЗ, при наступлении обстоятельства, указанного в абзаце седьмом пункта 1 настоящей статьи, фонд обязан передать предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средства пенсионных накоплений, определенные в порядке, установленном пунктом 2 статьи 36.6-1 настоящего Федерального закона, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений, определяемые в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений соответствующего застрахованного лица, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом соответствующего решения суда и в этот же срок известить об этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который на основании указанного извещения фонда вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц и уведомляет об этом застрахованное лицо при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованному лицу уведомления в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. При этом проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, уплачиваются за счет собственных средств фонда, и направляются в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию предыдущего страховщика.
Поскольку Каркашенко М.Г, как установлено судами, своего волеизъявления на переход из государственного пенсионного фонда в АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" не выражала, правовым последствием признания оспоримого договора недействительным в данном случае, как правильно указали судебные инстанции, является передача ответчиком средств пенсионных накоплений Каркашенко М.Г. предыдущему страховщику, с компенсацией разницы инвестиционной потери.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Дополнительные доказательства, представленные АО "НПФ "БУДУЩЕЕ" в суд кассационной инстанции в подтверждение доводов кассационной жалобы, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с правилами части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Красноярска от 16 января 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 8 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "БУДУЩЕЕ" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.