Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 января 2021 г. по делу N 16-155/2021-
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу заведующей муниципального бюджетного учреждения дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей N 1 "Сказка" Карпец О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района "г. Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" на судебном участке N 43 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного района "г. Николаевск-на-Амуре и Николаевский район Хабаровского края" на судебном участке N 43 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей N 1 "Сказка" (далее - МБДОУ ДС N 1 "Сказка"; учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с применением статей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заведующая МБДОУ ДС N 1 "Сказка" Карпец О.В. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу, либо возвращении дела на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы заведующей МБДОУ ДС N 1 "Сказка" Карпец О.В, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Аналогичные требования закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29. При этом сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
Привлечение МБДОУ ДС N 1 "Сказка" к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах следующие основания.
Так Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой в сентябре 2019 года проведена проверка по факту не направления уведомления МБДОУ ДС N 1 "Сказка" о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, в ходе которой установлено, что между МБДОУ ДС N "Сказка" и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор N, в соответствии с которым последняя принята в МБДОУ ДС N на должность рабочей по стирке и ремонту специальной одежды на 0, 5 ставки со ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ замещала должности федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда, затем старшего специалиста 3 разряда, затем судебного пристава-исполнителя в ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" и "адрес", с которой была освобождена в связи с расторжением служебного контракта ДД.ММ.ГГГГ.
Из трудовой книжки ФИО3 следует, что в ней имеются записи о назначении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ на должность федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 3 разряда ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" и "адрес" и об освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанных обстоятельств, после заключения трудового договора с ФИО3 юридическое лицо - МБДОУ ДС N "Сказка" в установленный частью 4 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" десятидневный срок уведомление о заключении указанного трудового договора бывшему работодателю ФИО3 не направлено.
Между тем с принятыми по делу судебными актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МБДОУ ДС N "Сказка" вменяется в вину то обстоятельство, что учреждение после заключения трудового договора с ФИО3, занимавшей до ДД.ММ.ГГГГ должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" и "адрес", бывшему работодателю уведомление направлено не было.
При этом учреждению не вменяется в вину не направление уведомления бывшему работодателю в связи с тем, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ работала на должности федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 3 разряда ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" и "адрес", либо в должности судебного пристава-исполнителя.
Однако судебные инстанции вышли за пределы предъявленного прокурором нарушения установили вину учреждения в том, что после заключения трудового договора с ФИО3 ранее замещающей должность федеральной государственной гражданской службы старшего специалиста 3 разряда ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" и "адрес", бывшему работодателю уведомление направлено не было.
На всех стадиях производства по делу МБДОУ ДС N "Сказка" последовательно оспаривало виновность учреждения в совершении вмененного административного правонарушения.
Должности специалиста 1 разряда ОСП и старшего специалиста 3 разряда ОСП по "адрес" УФССП России по "адрес" и "адрес" в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, разделом 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы", а также Перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы ФССП, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие ФССП обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N, относятся к группе должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей только при том условии, что на указанных должностях ФИО3 должна была исполнять должностные обязанности, где предусматривается ведение депозитного счета подразделения судебных приставов, либо если исполнение должностных обязанностей предусматривает рассмотрение сообщений о преступлениях (в том числе коррупционной направленности), принятие решений по результатам рассмотрения сообщений о
преступлениях (в том числе коррупционной направленности и (или) расследование уголовных дел.
Из материалов дела и представленных заявителем должностных обязанностей бывшего сотрудника ОСП по "адрес" ФИО3 не следует, что последняя при работе в указанных выше должностях исполняла должностные обязанности, где предусматривается ведение депозитного счета подразделения судебных приставов, либо если исполнение должностных обязанностей предусматривает рассмотрение сообщений о преступлениях. Доказательств по делу указанному обстоятельству не представлено.
Судебными инстанциями в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, на которые указывалось на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении и которые имеют значение для его разрешения, не проверены, вопрос об исследовании группы должностей не изучался.
При этом материалами дела приведенные доводы и обстоятельства, на которые ссылается заведующая МБДОУ ДС N "Сказка" ФИО2, не опровергаются.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных данных и с учетом приведенных выше положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно прийти к безусловному выводу о том, что наличие состава вменяемого МБДОУ ДС N "Сказка" административного правонарушения является доказанным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного района " "адрес" и "адрес"" на судебном участке N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении МБДОУ ДС N "Сказка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МБДОУ ДС N "Сказка" подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу заведующей муниципального бюджетного учреждения дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей N "Сказка" ФИО2, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного района " "адрес" и "адрес"" на судебном участке N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Николаевского-на-Амуре городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении МБДОУ ДС N "Сказка" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.