Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Тимохина И.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Благовещенскому району Республики Башкортостан и заинтересованного лица - Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по доверенности Башаровой С.В. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 марта 2020 года по административному делу N 2а-1037/2019 по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Благовещенскому району Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А, возражения на кассационную жалобу представителя административного истца -прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан (далее - административный истец, прокурор), действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Благовещенскому району Республики Башкортостан (далее - административный ответчик, ОМВД России по Благовещенскому району).
В обоснование административного иска указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка деятельности ОМВД России по "адрес" в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в группе по делам несовершеннолетних территориального отдела полиции (далее - ГДН) на профилактическом учете состоят "данные изъяты" несовершеннолетних и "данные изъяты" неблагополучных родителей. Взаимодействие с органами системы профилактики надлежащим образом не налажено, что является нарушением требований статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", профилактическая работа должным образом не организована.
По результатам проверки выявлены многочисленные факты нарушений ведения сотрудниками ГДН учетно-профилактических карточек и учетно-профилактических дел (далее - соответственно УПК и УПД) на несовершеннолетних и родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.
Так, начальником ОМВД России по Благовещенскому району не утверждены заключения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет в ГДН и заведении учетно-профилактических карточек в УПК и УПД на несовершеннолетних N, N, в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего N, N, N; отсутствует справка об установочных данных несовершеннолетнего в УПК N; отсутствуют акты обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего в УПК и УПД на несовершеннолетних N, N, N, N, при постановке несовершеннолетнего на профилактический учет - в УПК N, ежегодно - N, N, N, N, N; отсутствуют акты обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего N N, "данные изъяты" за "данные изъяты" год в УПК и УПД NN "данные изъяты"; отсутствуют ежеквартальные планы индивидуальной профилактической работы в УПК и УПД на несовершеннолетних N "данные изъяты", за "данные изъяты" год в УПК N; отсутствуют объяснения несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при постановке на профилактический учет в УПК и УПД на несовершеннолетних NN "данные изъяты", в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего NN "данные изъяты"; отсутствуют листы связей в УПК на несовершеннолетних NN "данные изъяты"; отсутствует информация о предпринятых мерах для разобщения и переориентации группы несовершеннолетних антиобщественной направленности в УПК и УПД на несовершеннолетних NN "данные изъяты"; отсутствуют листы ежемесячных проверок по информационно-справочным учетам о совершенных административных правонарушениях в УПК и УПД на несовершеннолетних NN "данные изъяты", в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего NN "данные изъяты"; не проводится проверка ежемесячно в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего N "данные изъяты"; отсутствует информация из информационного центра о
наличии судимостей в УПК и УПД на несовершеннолетних NN "данные изъяты"; отсутствуют характеризующие материалы в УПК и УПД на несовершеннолетних N "данные изъяты", характеристики с места работы и жительства в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего NN "данные изъяты"; отсутствуют листы учета профилактических мероприятий в УПК и УПД на несовершеннолетних NN "данные изъяты", в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего NN "данные изъяты"; в каждой УПК и УПД отсутствуют справки о первичной беседе начальника (заместителя начальника) ОМВД России по Благовещенскому району с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями; не заполнены листы проверок и замечаний в УПК и УПД на несовершеннолетних NN "данные изъяты", а также в УПК и УПД на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего NN "данные изъяты". В УПК N и N отсутствуют копии постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее - КДН) о признании несовершеннолетнего либо семьи, находящихся в социально опасном положении, либо о продолжении проведения индивидуально-профилактической работы, а также отсутствуют копии межведомственного комплексного плана по проведению индивидуально-профилактической работы. В УПК N отсутствуют копия постановления КДН о продолжении индивидуально-профилактической работы и копия межведомственного комплексного плана на срок от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в УПК N - копия постановления КДН о продолжении индивидуально-профилактической работы и межведомственного комплексного плана на срок от ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. В УПК N на несовершеннолетнего ФИО4, согласно постановлению КДН от ДД.ММ.ГГГГ N и межведомственному комплексному плану, к нему, сотрудниками ГДН ОМВД России по Благовещенскому району, не исполнены в срок с июня по ДД.ММ.ГГГГ года мероприятия, направленные на
устранение проблем несовершеннолетнего (беседы, посещения по месту жительства), более того, согласно постановлению КДН от ДД.ММ.ГГГГ N и межведомственного комплексного плана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия не исполняются до сих пор (посещение семьи по месту жительства с целью обследования и проверки условий содержания и воспитания несовершеннолетнего). Аналогичные нарушения неисполнения постановлений КДН и межведомственных комплексных планов к ним выявлены в УПК на несовершеннолетних NN "данные изъяты".
В ходе анализа и сверки списков несовершеннолетних лиц и неблагополучных родителей, состоящих на профилактическом учете, и имеющихся в ГДН ОМВД России по Благовещенскому району УПК и УПД установлено, что не заведена УПК на ФИО5, данное обстоятельство является грубым нарушением пункта 47 Приказа МВД России от 15 октября 2013 года N 845.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес территориального отдела полиции внесено представление, которое в установленном порядке фактически не рассмотрено. ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика в межрайонную прокуратуру поступил формальный ответ без принятия каких-либо мер по устранению выявленных нарушений федерального законодательства.
Полагая, что вышеозначенные обстоятельства свидетельствуют о систематическом бездействии должностных лиц ГДН ОМВД России по Благовещенскому району, влекут дестабилизацию социальной обстановки в Благовещенском районе Республики Башкортостан, ослабление эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, снижение бдительности, воспитательной работы, направленной на предупреждение подобных правонарушений, формирование нетерпимости к таким проявлениям, а также способствуют росту числа преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, родителями или иными законными представителями, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, прокурор просил суд: признать незаконным бездействие ОМВД России по Благовещенскому району, выразившееся в отсутствии организации по профилактическому учету несовершеннолетних правонарушителей, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, либо употребляющих одурманивающие вещества, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо допускающих жестокое обращение с ними, а также отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОМВД России по Благовещенскому району сформировать учетно-профилактические карточки на несовершеннолетних NN "данные изъяты" и на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего NN "данные изъяты" в соответствии с требованиями Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года N 845.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 марта 2020 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены в части признания незаконным бездействия ОМВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан, выразившееся в отсутствии организации по профилактическому учету несовершеннолетних правонарушителей, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, либо употребляющих одурманивающие вещества, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо допускающих жестокое обращение с ними, а также отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетних с ДД.ММ.ГГГГ; возложении на ОМВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан обязанности сформировать учетно-профилактические карточки на несовершеннолетних NN "данные изъяты" и на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего NN "данные изъяты", в соответствии с требованиями Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года N 845. В остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной путем почтового отправления 9 июля 2020 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, представитель административного ответчика ОМВД России по Благовещенскому району Республики Башкортостан и заинтересованного лица Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по доверенности Башарова С.В, выражая несогласие с судебными актами, принятыми по делу по основаниям, аналогичным содержащимся в апелляционной жалобе, просит отменить их в связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в судебных актах обстоятельствам дела, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
Автор жалобы отмечает, что прокурором в нарушение положений статей 39 и 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении не указано в чем конкретно выразились нарушения прав граждан и неопределенного круга лиц не сформированными учетно-профилактическими карточками на несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего.
По мнению подателя жалобы, нарушение правил ведения УПК и УПД не влияет на права, свободы и законные интересы несовершеннолетних или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление. Факт внесения представления Благовещенским межрайонным прокурором в адрес ОМВД России по Благовещенскому району, не свидетельствует об обоснованности заявленных требований и нарушении чьих-либо прав.
Указывает, что судом УПК и УПД не изучались и не запрашивались, вместе с тем на момент рассмотрения административного дела нарушения, указанные прокурором в административном исковом заявлении, были устранены. Работа по профилактическому учету несовершеннолетних правонарушителей, их родителей и иных законных представителей, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних, ведется, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны сотрудников ОМВД России по Благовещенскому району.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав прокурора, огласив возражения на кассационную жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в "данные изъяты" года во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", пункта 2.39 решения коллегии прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ "Об итогах работы прокуратуры Республики Башкортостан за 2018 год и задачах по укреплению законности и правопорядка в первом полугодии 2019 года" проведена проверка деятельности ОМВД России по Благовещенскому району в сфере профилактики безнадзорности.
Проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ГДН на профилактическом учете состоят "данные изъяты" несовершеннолетних и "данные изъяты" неблагополучных родителей. Взаимодействие с органами системы профилактики надлежащим образом не налажено, что является нарушением требований статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", профилактическая работа должным образом не организована.
По итогам проведенной проверки выявлены факты нарушений ведения сотрудниками ГДН учетно-профилактических карточек и дел на несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. В УПК N и N отсутствуют копии постановлений КДН о признании несовершеннолетнего либо семьи, находящихся в социально опасном положении, либо о продолжении проведения индивидуально-профилактической работы, а также отсутствуют копии межведомственного комплексного плана по проведению индивидуально-профилактической работы. В УПК N отсутствуют копия постановления КДН о продолжении индивидуально-профилактической работы и копия межведомственного комплексного плана на срок от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в УПК N - копия постановления КДН о продолжении индивидуально-профилактической работы и межведомственного комплексного плана на срок от "данные изъяты" года по настоящее время.
В УПК N на несовершеннолетнего ФИО4, согласно постановлению КДН N от ДД.ММ.ГГГГ и межведомственному комплексному плану к нему сотрудниками ГДН ОМВД России по Благовещенскому району, не исполнены в срок "данные изъяты" года мероприятия, направленные на устранение проблем несовершеннолетнего (беседы, посещения по месту жительства), более того, согласно постановлению КДН N от ДД.ММ.ГГГГ и межведомственного комплексного плана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия не исполняются до сих пор (посещение семьи по месту жительства с целью обследования и проверки условий содержания и воспитания несовершеннолетнего). Аналогичные нарушения неисполнения постановлений КДН и межведомственных комплексных планов к ним выявлены в УПК на несовершеннолетних NN "данные изъяты". В ходе анализа и сверки списков несовершеннолетних лиц и неблагополучных родителей, состоящих на профилактическом учете, и имеющихся в ГДН Отдела МВД России по Благовещенскому району УПК и УПД установлено, что не заведена УПК на ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОМВД России по Благовещенскому району прокурором внесено представление об устранении нарушений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с требованиями безотлагательного его рассмотрения, принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, незамедлительно провести профилактические мероприятия в отношении несовершеннолетних и их родителей, состоящих на учете в ОМВД России по Благовещенскому району, сформировать учетно-профилактические карточки в отношении несовершеннолетних и их родителей, состоящих на учете в ОМВД России по Благовещенскому району, провести служебную проверку в отношении должностных лиц ОМВД России по Благовещенскому району, ответственных за реализацию полномочий правоохранительного органа, по результатам которой рассмотреть вопрос об их привлечении к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Благовещенскую межрайонную прокуратуру в установленный законом месячный срок с приложением копии приказов о наказании и документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений федерального законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по Благовещенскому району дан ответ на вышеозначенное представление прокурора, которым сообщено о проведении служебной проверки, взятии руководителем на контроль направления по профилактической работе в сфере безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и дополнительным изучением учетно-профилактических дел с целью осуществления контроля.
Разрешая заявленные административные исковые требования, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из доказанности части выявленных прокурорской проверкой нарушений, допущенных административным ответчиком вопреки утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 года N 845 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.
Опровергая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, указал на отсутствие представленных административным ответчиком доказательств устранения выявленных прокуратурой нарушений. Пришел к правильному выводу о необоснованности довода об отсутствии указания конкретных нарушений прав граждан и неопределенного круга лиц несформированными учетно-профилактическими карточками на несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, поскольку выявленные нарушения свидетельствуют о систематическом бездействии сотрудников Отдела МВД России по Благовещенскому району, влекущими дестабилизацию социальной обстановки в районе, дискредитацию работы органов государственной власти, направленных на предупреждение нарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Данные выводы судов, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Довод кассационной жалобы об устранении административным ответчиком нарушений на момент рассмотрения административного искового заявления опровергается материалами рассматриваемого административного дела, в связи с чем не может быть принят судебной коллегией.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (часть 2 статьи 2 указанного Закона).
С учетом приведенных законоположений подлежит отклонению как необоснованный довод кассационной жалобы об отсутствии негативного воздействия выявленных прокурором нарушений на права, свободы и законные интересы несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 11 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Благовещенскому району Республики Башкортостан и заинтересованного лица Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан по доверенности Башаровой С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 августа 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.