Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Белова В.И, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 мая 2020 года по административному делу N
2а-2727/2019
по административному исковому заявлению акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО14 о признании незаконным предписания от 13 июня 2019 года N 18/7-995-19-ОБ/3.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова - Каримова Р.Р, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Белкамнефть" имени А.А. Волкова обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО13 о признании незаконным предписания от 13 июня 2019 года N 18/7-995-19-ОБ/3.
Решением Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 31 июля 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 мая 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 8 августа 2020 года, представитель акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова ссылается на то, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы материального права, а также на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела. Считает, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Вопрос о перерасчете оплаты сверхурочной работы данного работника и выплате ему денежной компенсации является индивидуальным спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено госинспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным, противоречащим закону.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Судами установлено, что государственным инспектором труда по государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО12 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Белкамнефть" им. А.А. Волкова по обращению работника Лекомцева Н.Л.
По результатам проверки административным ответчиком составлен акт проверки от 13 июня 2019 года N 18\7-995-19-ОБ\2 о выявлении нарушений статей 152, 236 Трудового кодекса Российской Федерации и выдано АО "Белкамнефть" им. А.А. Волкова предписание N 18\7-995-ОБ\3 от 13 июня 2019 года.
Предписанием N 18\7-995-19-ОБ\3 от 13 июня 2019 года на АО "Белкамнефть" им. А.А. Волкова возложена обязанность в срок до 2 июля 2019 года:
в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации АО "Белкамнефть" им. А.А. Волкова произвести расчет и оплатить сверхурочную работу Лекомцеву Н.Л. за май, сентябрь, октябрь 2014 года, март 2015 года, май, июнь, октябрь, ноябрь 2016 года, май, октябрь 2017 года;
в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации начислить и выплатить денежную компенсацию за неоплату сверхурочной работы в установленном трудовым законодательством размере Лекомцеву Н.Л. за май, сентябрь, октябрь 2014 года, март 2015 года, май, июнь, октябрь, ноябрь 2016 года, май, октябрь 2017 года.
Согласно статье 354 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно части второй статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.
С учетом приведенных выше законоположений суды пришли к обоснованному выводу, что при проведении проверки на предмет соблюдения ОА "Белкамнефть" им Волкова А.А. трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права государственным инспектором Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО9 выявлены очевидные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с чем правомерно выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Доводу административного истца о том, что вопрос о выплате заработной платы работнику является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению по правилам, предусмотренным нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дана правильная критическая оценка. Вопрос об обоснованности требования государственного инспектора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО10 оплатить сверхурочную работу Лекомцеву Н.Л. по существу административным истцом не оспаривается несмотря на то, что при разрешении настоящего административного дела данному вопросу могла быть дана оценка в рамках судебного контроля. Между тем, административный иск заявлен лишь по основанию отсутствия права у государственного инспектора Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО11 выносить предписание об оплате сверхурочной работы работника предприятия.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку оспариваемые действия государственного инспектора труда по вынесению предписания соответствуют требованиям закона, не нарушают права акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении административного искового заявления.
При таких обстоятельствах оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Белкамнефть" имени А.А. Волкова - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.