Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина, судей В.И. Белова и Н.А. Ляпина, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Даларян А.А, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Даларян А.А, к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об отмене заключения по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязании устранить допущенное нарушение прав путем документирования паспортом гражданина Российской Федерации и внесения соответствующих данных об отмене заключения в автоматизированную систему "Российский паспорт", в учетах ППО "Территория".
Заслушав доклад судьи Р.Г. Габдуллина, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, объяснения в ее поддержку представителя административного истца Даларян А.А. - Енюшкина А.И, возражения против ее удовлетворения представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан - Гарипова А.А, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Республике Башкортостан Демидовым А.Ю. утверждено заключение по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в отношении Даларян А.А, (далее - административный истец), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которым решено:
1. Даларян А.А,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес", гражданкой Российской Федерации не является.
2. Паспорт гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты", выданный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Республике Башкортостан в Кировском районе г. Уфы на имя Даларян А.А, считать выданным лицу, не имеющему гражданства Российской Федерации, признать недействительным.
3. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность за пределами Российской Федерации серии "данные изъяты", выданный миграционным органом на имя Даларян А.А, считать выданным лицу, не имеющему гражданства Российской Федерации, признать недействительным.
4. Копию заключения проверки разместить в электронном виде в автоматизированной системе "Российский паспорт", в учетах прикладного программного обеспечения "Территория" объявить недействительным.
Не согласившись с вынесенным уполномоченным органом заключением, Даларян А.А, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным, считая, что правомерность первоначальной выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченным органом опровергнута не была, факты использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при оформлении гражданства Российской Федерации и выдаче паспорта серии "данные изъяты" установлены не были. Административный истец с рождения проживает на территории Российской Федерации и считает себя гражданином Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2019 года административное исковое заявление Даларян А.А, к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан удовлетворено.
Отменено заключение, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющим обязанности министра внутренних дел по Республике Башкортостан Демидовым А.Ю, по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории Российской Федерации в отношении Даларян А.А,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Даларян А.А, путем документирования паспортом гражданина РФ, а также путем внесения соответствующих данных об отмене заключения от ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированную систему "Российский паспорт", в учетах прикладного программного обеспечения "Территория".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Даларян А.А, к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан отказано.
Не согласившись с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции, административный истец Даларян А.А, обратилась с кассационной жалобой, поданной ДД.ММ.ГГГГ через суд первой инстанции и поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой просит его отменить в связи с допущенными существенными нарушениями норм материального права и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель, повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указывает, что она с рождения проживает на территории Российской Федерации, считает себя гражданином Российской Федерации и пользуется правами гражданина Российской Федерации. Доказательств того, что Даларян А.А. имеет гражданство другого государства, не представлено. Факты использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при оформлении гражданства Российской Федерации и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты" установлены не были.
На момент оформления паспорта в 2014 году Даларян А.А. являлась несовершеннолетней, на действия компетентных органов и родителей повлиять не могла. В таком случае оснований считать, что она незаконно получила паспорт гражданина Российской Федерации, не имея на то законных оснований, не имеется.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Енюшкин А.И. доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, представитель административного ответчика по доверенности Гарипов А.А, участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, оставить в силе апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения представителя административного истца и возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами Даларян А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ году на территории Российской Федерации в "адрес". Имеет регистрацию в "адрес". В 2018 году окончила муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа N "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Республике Башкортостан в Кировском районе г. Уфы в связи с достижением 14 летнего возраста документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ документирована паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность за пределами Российской Федерации серии "данные изъяты", выданным миграционным органом, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В начале августа 2019 года в связи с утерей паспорта гражданина Российской Федерации серии "данные изъяты" Даларян А.А. обратилась в отделение по Кировскому району ОВМ УМВД России по г. Уфе с целью получения нового паспорта. При оформлении нового паспорта выявлено, что ранее выданный паспорт выдан ошибочно и Даларян А.А. не является гражданином Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ постановлено обжалуемое заключение по результатам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в отношении Даларян А.А.
Мать административного истца - Даларян Л.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрела гражданство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", что подтверждается справкой о принятии гражданства.
Отец административного истца - Даларян А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом "а" статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается справкой о принятии гражданства.
Кроме того, Даларян А.А. в Российской Федерации получила аттестат об основном общем образовании, гражданства иного государства не имеет.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьи 4, статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пунктами 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, которые предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции указал, что с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации законные представители несовершеннолетней Даларян А.А. в установленном порядке не обращались, на момент рождения родители административного истца являлись гражданами Республики Армения, в связи с чем, оснований для приобретения Даларян А.А. гражданства Российской Федерации по рождению не имелось.
С такими доводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
Действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Однако, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
Поэтому, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-ГГ).
Также в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, суд апелляционной инстанции, признавая оспариваемое решение законным, бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий как самой Даларян А.А, так и должностных лиц уполномоченного органа государственной власти при выдаче административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации не установили. Доказательства выдачи Даларян А.А. паспорта на основании подложных документов либо заведомо ложных сведений административный ответчик не представил.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В этой связи суду апелляционной инстанции надлежало также учесть, что уполномоченные органы государственной власти неоднократно подтверждали принадлежность Даларян А.А. к гражданству Российской Федерации посредством выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации, паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, на основании этих документов Даларян А.А. осуществляла реализацию своих прав и обязанностей, что свидетельствует о его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, что определяет гражданство Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
При таких данных оспариваемое заключение от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого названные документы, подлежавшие выдаче исключительно по результатам проведения соответствующих проверок, были признаны оформленными с нарушением установленного порядка, при отсутствии бесспорных правовых оснований, свидетельствующих о соразмерности, необходимости, адекватности и разумности такого вмешательства, не может быть признано законным.
Поскольку судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Даларян А.А, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу Даларян А.А, удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 февраля 2020 года отменить.
Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 ноября 2019 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.