Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В. и Тимохина И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Правительства Удмуртской Республики В. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2020 года
по административному делу N 3а-335/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каравай" к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующими в части пунктов N, N, N, N Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 мая 2004 года N 67.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административных ответчиков В. и Л, возражения представителя административного истца ФИО, заключение прокурора М, полагавшего обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ранее действующим постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 мая 2004 года "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики" утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики (далее - Порядок).
Общество с ограниченной ответственностью "Каравай" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими в части пунктов N, N, N, N вышеназванного Порядка. Требование мотивировано тем, что в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 года N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" и утверждением Правил холодного водоснабжения и водоотведения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 изменен порядок компенсации расходов при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пункты 120 и 123 указанных Правил), в связи с чем органы исполнительной власти Удмуртской Республики утратили право определять меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 декабря 2019 года административный иск удовлетворен, пункты N, N, N, N Порядка признаны недействующими со дня вступления судебного акта в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем административного ответчика поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
В соответствии с пунктом 1 ранее действовавшего Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации были предоставлены полномочия по определению порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310).
Вышеназванное постановление послужило основанием для принятия постановления Правительства Удмуртской Республики 24 мая 2004 года N67 "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики", положения которого оспариваются административным истцом.
Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям административным истцом не оспаривался.
Пунктом 6 указанного выше Порядка предусмотрено, что плата за сброс загрязняющих веществ в пределах допустимых концентраций и допустимого сброса в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики взимается в размере нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в пределах установленных допустимых нормативов сбросов, умноженных на коэффициент, учитывающий экологические факторы, и на повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, равный 3.
Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в пределах временно допустимых концентраций и временно допустимых сбросов взимается в размере нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в пределах установленных лимитов сбросов, умноженных на коэффициент, учитывающий экологические факторы, и на повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, равный 5 (пункт 10 Порядка).
Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах, превышающих допустимые концентрации или временные допустимые концентрации, взимается в размере нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утверждаемых Правительством Российской Федерации, в пределах установленных лимитов сбросов, умноженных на коэффициент, учитывающий экологические факторы, и на повышающий коэффициент, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системах канализации на территории Удмуртской Республики, равный 10 (пункт 12 Порядка).
Также пунктом 17 Порядка определено, что за загрязнения, для которых не установлены нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утверждаемые Правительством Российской Федерации, взимается плата в двукратном размере действующего тарифа по каждому виду загрязнения за весь объем сбрасываемых сточных вод за период от предыдущего контроля состава сточных вод до момента последнего отбора проб.
Таким образом, исходя из содержания приведенных выше оспариваемых пунктов, во взаимосвязи с пунктом 1 Порядка следует, что они предусматривают порядок взимания платы за негативное воздействие на системы канализации населенных пунктов Удмуртской Республики.
Вместе с тем, федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, размера и порядка компенсации расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмом, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения (пункт 1 части 1 статьи 4, часть 10 статьи 7).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 года N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Правила).
Разделы VI, VII Правил регулирует отношения, направленные на предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также устанавливают порядок определения размера и компенсации расходов при негативном воздействии на централизованную систему водоотведения.
Полномочия производить расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложено на организацию, осуществляющую водоотведение, по формулам, предусмотренными пунктами 120 и 123 Правил (пункт 119 Правил).
Кроме того, во исполнение требований Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2015 года N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения" (в ранее действующей редакции), в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 внесены изменения, из пункта 1 исключены слова "системам канализации".
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, проанализировав положения законодательства о водоснабжении и водоотведении, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что в настоящее время вопросы определения порядка взимания платы на негативное воздействие на систему водоотведения не относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем обоснованно признали оспариваемые положения нормативного правового акта недействующими.
Указанный вывод согласуется с требованиями статей 4 и 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разграничивающих полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При рассмотрении настоящей жалобы учтено, что постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 утратило силу с 1 июля 2020 года, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Кроме того, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2020 года N 423 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Удмуртской Республики и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Удмуртской Республики" постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 мая 2004 года "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов на территории Удмуртской Республики" признано утратившим силу.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, обоснованно опровергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах и подлежат отклонению в силу вышеприведенных мотивов.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Удмуртской Республики В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.