Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Плеханова А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда "адрес" от 12 марта
2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отмене дисциплинарного взыскания.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения ФИО1, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что с 2009 года работает в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в должности ведущего специалиста-эксперта отдела по делам инвалидов.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-к она привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания по заключению комиссии, созданной приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-к, для проведения служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме от
ДД.ММ.ГГГГ N.
С приказом о дисциплинарном взыскании ФИО1 не согласна, полагает, что факт совершения ею дисциплинарного проступка не установлен, и ее вины не имеется. По итогам служебной проверки ее признали ответственной за решения, принимаемые руководством Министерства семьи и труда Республики Башкортостан и подвергли дискриминации под надуманным предлогом.
В связи с чем истец, уточнив исковые требования, просила суд отменить дисциплинарное взыскание, примененное в виде замечания приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ; отменить указанный приказ; взыскать с ответчика моральный вред в размере 3000 руб.
Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, приказ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N-к от ДД.ММ.ГГГГ в части применения к ней дисциплинарного взыскания в виде замечания, признан незаконным.
С Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда 1000 руб.
В кассационной жалобе Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене принятых судебных актов как незаконных и необоснованных. Основаниями для их отмены ответчик указывает неправильное применение судами норм материального права, ненадлежащую оценку представленных доказательств, вследствие чего ими сделан ошибочный вывод об отсутствии в действиях истца признаков дисциплинарного проступка.
Выслушав объяснения ФИО1, просившей решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами, приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята в отдел обеспечения деятельности учреждений по социальному обслуживанию и организации конкурсных торгов на должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан старшего специалиста 2 разряда и в этот же день с ней заключен служебный контракт N.
Приказом N-к от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность государственной гражданской службы Республики Башкортостан - ведущий специалист-эксперт отдела по делам инвалидов.
Также установлено, что приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N-к от
ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия для проведения служебной проверки по фактам, изложенным в Представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном "адрес"/52996 от 02 сентября
2019 года.
Прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан законодательства, регулирующего вопросы приспособления жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, по результатам которой установлены существенные нарушения. Так, в нарушение пунктов 3, 10 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ, на протяжение 3-х лет и до настоящего времени порядок создания и работы муниципальной комиссии Министерством не определен, что влечет длительное бездействие органов местного самоуправления по созданию таких комиссий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 Правил в Министерство для проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалидов и (или) общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида из администрации городского округа "адрес" ДД.ММ.ГГГГ поступило 9 актов обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, где проживают инвалиды, оформленных муниципальной комиссией городского округа "адрес", по которым своевременно не проведена проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов. Только в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ указанные акты обследования возвращены в администрацию городского округа "адрес" для доработки в связи с выявленными недостатками.
Также ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило 5 актов обследований жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых проживают инвалиды, оформленных муниципальной комиссией городского округа "адрес" Республики Башкортостан, которые ДД.ММ.ГГГГ возвращены для доработки в связи с недостатками.
Аналогичным образом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа "адрес" возвращен акт обследования жилого помещения инвалида, поступивший в Министерство ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в нарушение пунктов 12, 13, 14 Правил, приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N/пр, возвращая на доработку акты обследований, Министерство необоснованно потребовало от муниципальной комиссии городского округа "адрес" включение в соответствующие акты расчетов в финансовых потребностях на проведение работ по реконструкции либо капитальному ремонту.
Вышеуказанные нарушения законодательства допущены в результате ненадлежащего отношения должностных лиц Министерства к исполнению возложенных в этой сфере полномочий, ослабления контроля со стороны руководства Министерства и повлекли существенные нарушения прав инвалидов, проживающих в республике, на обеспечение условий доступности для них жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Из Заключения комиссии по проведению служебной проверки по рассмотрению фактов, изложенных в представлении Прокуратуры Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 не обеспечена реализация постановления N в части исполнения пунктов 3 и 10 Правил. На основании указанного Заключения, комиссия предложила применить дисциплинарное взыскание в виде замечания, в том числе, ведущему специалисту-эксперту отдела по делам инвалидов ФИО1
Приказом Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N-к от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение должностных обязанностей в части обеспечения реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N
"По приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, в том числе, ведущему специалисту-эксперту отдела по делам инвалидов ФИО1, с которым последняя ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств совершения ФИО1 дисциплинарного проступка, и отсутствия оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций и отмечает следующее.
Частью 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан, в частности, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Согласно положениям статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть 5 статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Частью 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
В соответствии со статьей 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Согласно статье 58 названного Федерального закона до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Как следует из должностного регламента ведущего специалиста-эксперта отдела по делам инвалидов, утвержденного приказом N-к от
ДД.ММ.ГГГГ, ведущий специалист-эксперт в соответствии с задачами и функциями отдела исполняет следующие должностные обязанности, в том числе, обеспечивает реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов". С указанным должностным регламентом
ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обязанность по разработке Порядка создания и работы муниципальных комиссий возложена на истца с ДД.ММ.ГГГГ, при этом, в период с 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Министерства указанный порядок в нарушение требований постановления Правительства Республики Башкортостан не разработан.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок применения дисциплинарного взыскания ответчиком нарушен, а также, им не подтверждено наличие в действиях ФИО1 состава дисциплинарного проступка, следовательно, применение дисциплинарного взыскания в виде замечания является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился, дополнительно указав, что выполнение истцом должностных обязанностей, предусмотренных пунктом 3.1.4 раздела 3 должностного регламента, подтверждается письмом ФИО1 в адрес заместителя министра Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в адрес ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением от
ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о.министра Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО7
Кроме того, из представленного перечня поручений от 20 сентября
2019 года следует, что пунктом 6 предусмотрено разработать проект приказа Министерства об утверждении порядка создания и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утверждё ФИО3 органам местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Исполнителем данного поручения указана ФИО1
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что ранее проверки, проведенной Прокуратурой Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 каких-либо поручений по разработке проекта приказа Министерства об утверждении порядка создания и работы муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в письменном виде не давалось.
Судебная коллегия находит выводы нижестоящих судебных инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 11, 192 Трудового кодекса Российской Федерации, статьям 15, 56, 58, 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка представленным Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан доказательствам, которые в полной мере доказывают факт совершения работником дисциплинарного проступка, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты оценки в судебных актах.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи ФИО5
ФИО8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.