Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В, судей
Князевой О.Е, Хвещенко Е.Р.
при секретаре
Кулинич Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2020 года апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 мая 2020 года по гражданскому делу N 2-18580/2020 по иску Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" об обязании исполнить предписание.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В, объяснения представителя истца Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Хайруллина Р.Р, действующего на основании доверенности, возражавшего относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (далее по тексту - Инспекция) обратилась в Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", просила обязать ответчика исполнить предписание путем устранения выявленных по адресу: Санкт-Петербург, "... " нарушений пункта 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 (далее по тексту - Правила N 170), а именно: на дворовом фасаде здания выполнить работы по восстановлению отделочного слоя балконных плит, расположенных на уровне 4 и 5 этажей слева от входа на лестницу N 2 многоквартирного дома.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Инспекцией по результатам проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения Инспекции от 20.01.2017 N 11/741-р на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" 24 марта 2017 года было выдано предписание N11/741-р об устранении в срок до 03.05.2017 нарушений требований жилищного законодательства при осуществлении ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" деятельности по управлению многоквартирными домами. В отношении ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 85 от 10.04.2017 по делу N 5-247/2017-208 ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/741-р от 24.03.2017 в период с 04.05.2017 по 19.05.2017 на основании распоряжения Инспекции от 27.04.2017 N 11/5441-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 19.05.2017 N11/5441-р и выдано новое предписание от 22.05.2017 N 11/5441-р со сроком устранения нарушений - 24.07.2017. В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/5441-р от 22.05.2017 в период с 10.08.2017 по 06.09.2017 на основании распоряжения Инспекции от 02.08.2017 N11/10333-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 06.09.2017 N11/10333-р и выдано новое предписание от 12.09.2017 N 11/10333-р со сроком устранения нарушений - 04.12.2017.
Также в отношении ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 85 от 25.10.2017 по делу N 5-885/2017-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N 11/10333-р от 12.09.2017 в период с 18.12.2017 по 22.01.2018 на основании распоряжения Инспекции от 13.12.2017 N 11/17454-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 22.01.2018 N11/17454-р и выдано новое предписание от 12.02.2018 N11/17454-р со сроком устранения нарушений - 09.04.2018. Также в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 85 от 05.03.2018 по делу N5-193/2018-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/17454-р от 12.02.2018 в период с 16.04.2018 по 16.05.2018 на основании распоряжения Инспекции от 12.04.2018 N11/5653-р установлено, что выданное Инспекцией предписание Обществом в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 16.05.2018 N11/5653-р и выдано новое предписание от 08.06.2018 N11/5653-р со сроком устранения нарушений - 06.08.2018.
Также в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 85 от 09.07.2018 по делу N 5-498/2018-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/5653-р от 08.06.2018 в период с 10.08.2018 по 06.09.2018 на основании распоряжения Инспекции от 09.08.2018 N11/12184-р установлено, что выданное Инспекцией предписание Обществом в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 06.09.2018 N11/12184-р и выдано новое предписание от 06.09.2018 N11/12184-р со сроком устранения нарушений - 06.11.2018. Также в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 85 от 22.10.2018 по делу N 5-711/2018-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/12184-р от 06.09.2018 в период с 09.11.2018 по 06.12.2018 на основании распоряжения Инспекции от 08.11.2018 N 11/17230-р установлено, что выданное Инспекцией предписание Обществом в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 06.12.2018 N 11/17230-р и выдано новое предписание от 06.12.2018 N 11/17230-р со сроком устранения нарушений - 25.02.2019. В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/17230-р от 06.12.2018 в период с 06.03.2019 по 03.04.2019 на основании распоряжения Инспекции от 04.03.2019 N11/19-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 03.04.2019 N11/19-р.
Истец указывает, что ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N78-000113 от 14.04.2015. Адреса осуществления лицензируемого вида деятельности отражены в приказе Инспекции N 115-л от 14.04.2015 о предоставлении ответчику лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 установлено, что лицензионными требованиями в числе прочего являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Управление многоквартирными домами, в отношении которых Обществом допущены нарушения, подтверждается договорами управления, заключенными между Обществом и СПб ГУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", согласно которым ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" обязуется обеспечивать надлежащее управление многоквартирными домами, надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов (пункт 2.1.1; пункт 2.1.3). Поскольку ответчиком продолжительное время нарушаются требования жилищного законодательства, истец был вынужден обратиться в суд.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 мая 2020 года исковые требования удовлетворены: на ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести работы по устранению выявленных нарушений в многоквартирных домах, указанных в предписании Инспекции N 11/17230-р от 06.12.2018, а именно: устранить выявленные по адресу: г. Санкт-Петербург, "... " нарушения пункта 4.2.4.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 - на дворовом фасаде здания выполнить работы по восстановлению отделочного слоя балконных плит, расположенных на уровне 4 и 5 этажей слева от входа на лестницу N 2 многоквартирного дома.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ ответчик не имеет права выполнять работы по капитальному ремонту; суд необоснованно отказал ответчику в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы. Подателем жалобы также заявлено ходатайство о назначении по делу судебной строительной экспертизы.
Инспекция в представленных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а решение от 21.05.2020 без изменения, ссылаясь на то, что доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, а суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и представленные доказательства и дал им надлежащую правовую оценку.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, суд устанавливает наличие сведений, подтверждающих надлежащее их уведомление о времени и месте судебного заседания, данных о причинах неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, после чего разрешает вопрос о правовых последствиях неявки указанных лиц в судебное заседание.
В силу разъяснений, изложенных в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, возможно при условии, что они были надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.
Ответчик ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района", извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, ходатайств об отложении судебного заседания и документов, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представило.
Сведения о времени и месте проведения судебного заседания размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 165.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, определиларассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося ответчика.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязательность государственного контроля в области жилищных отношений со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти в отношении всех жилых помещений, входящих в жилищный фонд, независимо от видов жилищного фонда.
При этом государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" определена компетенция государственной жилищной инспекции при осуществлении контрольных полномочий.
Как разъяснено в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 октября 2008 года N 26084-СК/14, под установленным статьей 20 Кодекса государственным контролем за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме следует понимать контроль за исполнением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Кроме того, Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N 78-000113 от 14 апреля 2015 года. Адреса осуществления лицензируемого вида деятельности отражены в приказе Инспекции N 115-л от 14 апреля 2015 года о предоставлении ответчику лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Управление многоквартирными домами, в отношении которых Обществом допущены нарушения, подтверждается договорами управления, заключенными между Обществом и СПб ГУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга", согласно которым Общество обязуется обеспечивать надлежащее управление многоквартирными домами, надлежащее содержание и текущий общего имущества многоквартирных домов (пункт 2.1.1; пункт 2.1.3).
Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга по результатам проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения Инспекции от 20.01.2017 N 11/741-р на территории Красногвардейского района Санкт-Петербурга ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" 24 марта 2017 года было выдано предписание N 11/741-р об устранении в срок до 03.05.2017 нарушений требований жилищного законодательства при осуществлении ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Санкт-Петербург, "... " в 17.02.2017 года в 10 час. 30 мин. выявлены следующие нарушения:
- п.3.5.8. ПиН ТЭЖФ - выявлен факт наличия блоков кондиционера в количестве 1 штуки на уровне 4-го этажа на дворовом фасаде здания;
- п.4.2.4.2 ПиН ТЭЖФ - на дворовом фасаде здания выявлен факт повреждения балконной плиты на уровне 4 и 5 этажей вблизи лестничной клетки N2 и лестничной клетки N 3;
- п.4.8.14 ПиН ТЭЖФ - отсутствует освещение на лестничной клетке N 1 на 1 этаже;
- п.4.8.14 ПиН ТЭЖФ - отсутствует освещение на лестничной клетке N 2 на 4-м этаже.
В отношении ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N 85 от 10.04.2017 по делу N5-247/2017-208 ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/741-р от 24.03.2017 в период с 04.05.2017 по 19.05.2017 на основании распоряжения Инспекции от 27.04.2017 N11/5441-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично).
По итогам проверки составлен акт от 19.05.2017 N11/5441-р и выдано новое предписание от 22.05.2017 N11/5441-р со сроком устранения нарушений - 24.07.2017.
Проверкой установлено, что по адресу Санкт-Петербург, "... " не выполнен п.2.6.83 предписаний N11/741-р от 24.03.2017 и N11/741-р-Д от 31.03.2017 от 27.10.2016.
В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/5441-р от 22.05.2017 в период с 10.08.2017 по 06.09.2017 на основании распоряжения Инспекции от 02.08.2017 N11/10333-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично).
По итогам проверки составлен акт от 06.09.2017 N11/10333-р и выдано новое предписание от 12.09.2017 N11/10333-р со сроком устранения нарушений - 04.12.2017.
Также в отношении ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N85 от 25.10.2017 по делу N5-885/2017-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/10333-р от 12.09.2017 в период с 18.12.2017 по 22.01.2018 на основании распоряжения Инспекции от 15.12.2017 N11/17454-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично).
По итогам проверки составлен акт от 22.01.2018 N11/17454-р и выдано новое предписание от 12.02.2018 N11/17454-р со сроком устранения нарушений - 09.04.2018.
Также в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N85 от 05.03.2018 по делу N5-193/2018-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/17454-р от 12.02.2018 в период с 16.04.2018 по 16.05.2018 на основании распоряжения Инспекции от 12.04.2018 N11/5653-р установлено, что выданное Инспекцией предписание Обществом в полном объеме выполнено не было (выполнено частично).
По итогам проверки составлен акт от 16.05.2018 N11/5653-р и выдано новое предписание от 08.06.2018 N11/5653-р со сроком устранения нарушений - 06.08.2018.
Также в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N85 от 09.07.2018 по делу N5-498/2018-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/5653-р от 08.06.2018 в период с 10.08.2018 по 06.09.2018 на основании распоряжения Инспекции от 09.08.2018 N11/12184-р установлено, что выданное Инспекцией предписание Обществом в полном объеме выполнено не было (выполнено частично).
По итогам проверки составлен акт от 06.09.2018 N11/12184-р и выдано новое предписание от 06.09.2018 N11/12184-р со сроком устранения нарушений - 06.11.2018.
Также в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, постановлением мирового судьи судебного участка N85 от 22.10.2018 по делу N5-711/2018-85 Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/12184-р от 06.09.2018 в период с 09.11.2018 по 06.12.2018 на основании распоряжения Инспекции от 08.11.2018 N11/17230-р установлено, что выданное Инспекцией предписание Обществом в полном объеме выполнено не было (выполнено частично).
По итогам проверки составлен акт от 06.12.2018 N11/17230-р и выдано новое предписание от 06.12.2018 N11/17230-р со сроком устранения нарушений - 25.02.2019.
Указанные предписания ответчиком в установленном законом порядке не оспорены.
В ходе проверки исполнения предписания Инспекции N11/17230-р от 06.12.2018 в период с 06.03.2019 по 03.04.2019 на основании распоряжения Инспекции от 04.03.2019 N11/19-р установлено, что выданное Инспекцией предписание ООО "Жилкомсервис N1 Красногвардейского района" в полном объеме выполнено не было (выполнено частично). По итогам проверки составлен акт от 03.04.2019 N11/19-р.
В ходе указанной проверки установлено, что по адресу: Санкт-Петербург, "... ":
- п.4.2.4.2 ПиН ТЭЖФ - на дворовом фасаде здания выявлен факт повреждения балконной плиты на уровне 4 и 5 этажей вблизи лестничной клетки N 2 и лестничной клетки N 3.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела и представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, и установленные в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства, руководствуясь положениями ст.ст. 20, 161, 162 ЖК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с указанными выводами суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 162 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно п. 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу п. 11 Правил N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий ремонт общего имущества.
Согласно п. 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Исходя из вышеуказанных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
Работы, относящиеся к текущему и капитальному ремонтам жилого фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее по тексту - Правила N 170).
На основании пункта 4.2.4.2 Правил N170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна: при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; в случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Приложением N 2 указанных Правил установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования (срок выполнения работ установлен до 7 суток).
Также приложением N 7 к Правилам N 170 установлен Перечень работ по текущему ремонту многоквартирного дома, которые должны выполняться для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и недопущения ухудшения его состояния.
Кроме того, Госстроем Российской Федерации также утверждено Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004), приложение N 2 которого также содержит перечень работ по текущему ремонту.
В соответствии с п. 2 Приложения N 2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда (МДК 2-04.2004) в перечень работ, входящих в плату за ремонт стен и фасадов включает в себя, в том числе заделку трещин, расшивку швов, перекладку отдельных участков кирпичных стен; заделку отверстий, гнезд, борозд; ремонт (восстановление) угрожающих падением архитектурных деталей, облицовочных плиток, отдельных кирпичей; восстановление лепных деталей; восстановление поврежденных участков штукатурки и облицовки.
Кроме того, в приказе Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения") разъяснено, что:
- текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
- капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что предписанием ГЖИ от 06.12.2018 N 11/17230-р на ответчика возложена обязанность по совершению работ по текущему ремонту и содержанию спорного здания; доказательства того, что устранение выявленных в ходе проведенной ГЖИ проверки нарушений возможно только при проведении капитального ремонта здания, ответчиком в материалы дела не представлено. Указанное предписание проведения таких работ на ответчика не возлагает.
Кроме того, из материалов дела следует, что указанные в предписании от 06.12.2018 N11/17230-р допущенные нарушения при содержании общего имущества многоквартирного дома были выявлены еще в 2017 году, что подтверждается предписанием от 24.03.2017 года N11/741-р.
Также для устранения данных нарушений Инспекцией, после проведенных проверок исполнения указанного предписания, были повторно выданы предписания от 22.05.2017 N11/5441-р, от 12.09.2017 N11/10333-р, от 12.02.2018 N11/17454-р, от 08.06.2018 N11/5653-р, от 06.09.2018 N11/12184-р.
При подаче искового заявления Инспекцией были представлены в материалы дела фотографические изображения спорного объекта, выполненные 30 сентября 2019 года, которые также подтверждают наличие нарушений, не устраненных ответчиком (том 1 л.д. 14).
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ООО "ЖКС N1 Красногвардейского района" не представило допустимые и достоверные доказательства устранения недостатков, указанных в предписании, выданном Инспекцией, либо доказательства принятия своевременных мер по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, суд пришел к правомерному выводу, что ответчиком продолжительное время нарушаются требования жилищного законодательства, в связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности надлежащего исполнения требований законодательства и устранения нарушений правомерно удовлетворены.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда правильным, обоснованным, соответствующим положениям действующего законодательства.
Довод подателя жалобы о том, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ ответчик не имеет права выполнять работы по капитальному ремонту, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Указание в п. 4.2.3.1. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 на рекомендации относительно устранения разрушения и повреждения отделочного слоя при капитальном ремонте само по себе не является безусловным основанием для невозможности выполнения таких работ самостоятельно либо капитальном характере повреждения отделочного слоя.
Многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, "... ", не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Соответствующего решения уполномоченного органа исполнительной власти в материалы дела не представлено.
Тем не менее, доказательства своевременного устранения указанных в предписании Инспекции недостатков при рассмотрении дела ответчик в материалы дела не представил.
Довод апелляционной жалобы ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" о неправомерном отклонении ходатайства ответчика о назначении судебной экспертизы судом первой инстанции, является необоснованным, поскольку данное ходатайство стороной ответчика в суде первой инстанции не заявлялось.
Судом первой инстанции дана правовая оценка действующим нормам законодательства, в силу которых работы, совершить которые требует истец, не относятся к капитальному ремонту и оснований для несогласия с такой оценкой не имеется.
Судебная коллегия, рассмотрев ходатайство ответчика о назначении по делу судебной строительной экспертизы, исходя из положений ст. 79 ГПК РФ не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку при оценке норм права, подлежащих применению в рассматриваемом случае, специальные познания не требуются. При этом судебная коллегия учитывает длительный характер неисполнения ответчиком законных требований истца, оформленных в предписаниях, что безусловно, повлекло общее ухудшение состояния подлежащего ремонту фасада здания.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством (ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ) и подробно изложена в мотивировочной части решения суда.
Оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 21 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.