Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И., при секретаре Горенко Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каюкова Алексея Геннадьевича к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, установил:
Каюков А.Г. обратился в суд с вышеназванным административным иском указав, что он является собственником земельного участка площадью 80 678 кв.м с кадастровым N и земельного участка площадью 11 644 кв.м с кадастровым N, расположенных по "адрес". Земельные участки имеют вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования.
По состоянию на 24 сентября 2019 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N в размере 11 484 513, 30 руб, земельного участка с кадастровым N в размере 1 657 523, 40 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков является завышенной, административный истец обратился к оценщику ООО "Декорум", которым составлен отчет N 293-10/19 от 29 октября 2019 года и определена рыночная стоимость земельных участков в размере 1 рубль каждого.
Просит установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере 1 рубля за каждый.
В судебном заседании представитель Каюкова А.Г. Хаварисов Р.Х. по доверенности поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивая на установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере 1 рубля за каждый. Пояснил, что несмотря на то, что земельные участки находятся в собственности Каюкова А.Г, однако никаких налогов он платить не обязан, поскольку данные земельные участки предназначены для общего пользования и находятся в созданном ТСН " "данные изъяты"".
Каюков А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представители Правительства Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом мнения явившегося в судебное заседания представителя административного истца, и положений части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определилрассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право участников гражданского оборота на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (пункт 1).
С заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (часть 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для уплаты данного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации указаны земельные участки, которые не признаются объектами налогообложения, в перечень которых спорные земельные участки с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, не входят, следовательно, являются объектами налогообложения.
Постановлением Правительства Калининградской области от 19 февраля 2014 года N 71 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2013 года.
Судом установлено, что в собственности Каюкова А.Г. находятся земельные участки с кадастровым N площадью 80 678 кв.м и с кадастровым N площадью 11 644 кв.м, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, расположенные по "адрес", что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 10-19 т. 1).
24 сентября 2019 года сведения о вышеназванных земельных участках были внесены в ЕГРН.
В отношении спорных земельных участков была определена кадастровая стоимость, как ранее неучтенных земельных участков, путем умножения их площади на средний УПКСЗ по Зеленоградскому району Калининградской области - 142, 35 кв.м. за 1 кв.м, установленный вышеуказанным постановлением Правительства Калининградской области от 19 февраля 2014 г. N 71.
Так, согласно выписок из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N определена в размере 11 484 513, 3 руб. по состоянию на 24 сентября 2019 года; земельного участка с кадастровым N - в размере 1 657 523, 4 руб. по состоянию на 24 сентября 2019 года (л.д. 6-9 т.1).
В подтверждение заявленных требований административным истцом Каюковым А.Г. представлен отчет N293-10/19 об оценке рыночной стоимости земельных участков от 29 октября 2019 года, подготовленный оценщиком ООО "Декорум" "данные изъяты", которым определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми N равной 1 рублю за каждый по состоянию на 24 сентября 2019 года. При этом оценщик исходил из того, что оцениваемые земельные участки фактически представляют собой дороги, которые предназначены для проезда (прохода) к земельным участкам для дачного строительства. Такие участки не могут быть отчуждены на открытом рынке в условиях конкуренции, в связи с чем метод сравнительного подхода в отношении данных земельных участков не применим. Возможно применение доходного подхода методом предполагаемого использования, стоимость земельных участков общего пользования в таком случае определяется как разница между стоимостью всего массива и земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов. Оценщиком проведен анализ предложений четырех аналогов - земельных массивов, в составе которых продавались земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, в результате чего он пришел к выводу о том, что земли общего пользования в составе таких массивов имеют нулевую или отрицательную стоимость.
Оценщиком был избран доходный подход при том, что в отношении оцениваемых объектов не имеется данных о том, что они генерируют или способны генерировать потоки доходов, что является обязательным условием для его применения (п.п. "а" п. 23 ФСО N 7, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 N 611). Согласно подпункту "б" пункта 23, в рамках доходного подхода стоимость недвижимости может определяться методом прямой капитализации, методом дисконтирования денежных потоков или методом капитализации по расчетным моделям. Метод предполагаемого использования применяется также только в отношении земельных участков, способных приносить доход, и основан на расчете доходов и расходов от использования земельных участков. Из отчета же следует, что такие расчеты оценщиком не выполнялись.
Допрошенный в качестве свидетеля оценщик "данные изъяты" пояснял в судебном заседании, что земельные участки с кадастровыми N фактически предназначены для прохода и проезда к земельным участкам под дачную застройку, и подтвердил выводы, изложенные в отчете, относительно отсутствия рыночной стоимости данных объектов недвижимости.
Исходя из положений законодательства об оценочной деятельности, ФСО, суд полагает, что отчет NN293-10/19 от 29 октября 2019 года об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть признан обоснованным, допустимым, корректно и объективно устанавливающим рыночную стоимость спорных земельных участков, как составленный с существенными нарушениями методологии оценки.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству заинтересованного лица администрации МО "Зеленоградский городской округ" судом была назначена и проведена оценочная экспертиза в отношении земельных участков с кадастровыми N.
Согласно заключению эксперта N ЗЭ-1802-2020 от 22 декабря 2020 года, составленного экспертом ООО "НЦ "Балтэкспертиза" Сергиенко Г.А. рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 24 сентября 2019 года определена: с кадастровым N в размере 11 406 260 рублей, с кадастровым N в размере 1 646 230 рублей.
Оценивая экспертное заключение требованиям законодательства об оценочной деятельности, прихожу к выводу о том, что оно соответствует предъявленным требованиям. В его вводной части содержатся необходимые сведения о квалификации эксперта, его профессиональной подготовке, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выбор сравнительного подхода к оценке и метода сравнения продаж аргументированы. Экспертом определен условный сегмент рынка - для ЛПХ, исходя из территориальной зоны, в которой находятся спорные земельные участки. Объекты-аналоги расположены в Зеленоградском районе Калининградской области. Применены необходимые корректировки.
Таким образом, экспертное заключение отвечает требованиям относимости, допустимости и является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, суд считает доказанным, что по состоянию на 24 сентября 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N составляет 11 406 260 рублей, земельного участка с кадастровым N - 1 646 230 рублей.
Поскольку несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца, как собственника и налогоплательщика земельного налога, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования Каюкова А.Г. частично, и установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере рыночной стоимости, определенной экспертным заключением.
Права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящихся у него в собственности земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства, суд
решил:
Административное исковое заявление Каюкова Алексея Геннадьевича удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 80 678 кв.м с кадастровым N, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - земельный участок (территории) общего пользования, расположенного по "адрес" в размере рыночной стоимости 11 406 260 рублей по состоянию на 24 сентября 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью
11 644 кв.м с кадастровым N, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - земельный участок (территории) общего пользования, расположенного по "адрес" в размере рыночной стоимости 1 646 230 рублей по состоянию на 24 сентября 2019 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать дату обращения в суд - 11 сентября 2020 года.
Решение об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости после вступления в законную силу является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 января 2021 года.
Судья Е.И. Ткач
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.