Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2021 г. по делу N 16-264/2021-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 4 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 октября 2020 года вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением судьи Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 4 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 октября 2020 года Кварталов Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Кварталов Е.А. приводит доводы о незаконности вынесенных в отношении него судебных актов, ставит вопрос о его отмене, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 3, подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил при введений режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций: при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Пунктом 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2020 N 57771) постановлено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В связи с угрозой распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 129 с 19 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 4 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 (в редакции от 15 августа 2020 года) "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" запрещено до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки: с 12 мая 2020 года вход и нахождение граждан в объектах розничной торговли, оказания услуг, в транспортных средствах при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, включая такси (маски, респираторы).
Как усматривается из материалов дела, 22 августа 2020 года в 14 часов 20 минут Кварталов Е.А. около дома N 56 по улице Максима Горького в г. Тетюши Республики Татарстан, в нарушение требований пункта 4 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 (в редакции от 15 августа 2020 года) "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" передвигался в качестве пассажира на автомобиле ВАЗ-21101 государственный регистрационный знак N, без использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), чем не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Республики Татарстан.
Факт совершения заявителем административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом по делу об административном правонарушении от 22 августа 2020 года (л.д. 9); рапортами должностных лиц (л.д. 10-11); фотоматериалом (л.д. 12), видеозаписью (л.д.18) и другими материалами дела.
Данным доказательствам судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Кварталова Е.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами судебных инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения Кварталова Е.А. к административной ответственности соблюдены.
В обоснование незаконности судебных актов заявитель ссылается на то, что на территории Республики Татарстан не были назначены должностные лица ответственные за выполнение предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 Правил, не были представлены гражданам средства индивидуальной защиты, инструкции, памятки и иные организационно - информационные сведения относительно правил поведения, материалы дела не содержат доказательств надлежащего информирования Кварталова Е.А. с какими - либо правилами, полномочиями должностных лиц, ответственных за необеспечение выполнения в регионе Постановления Правительства Российской Федерации, месте их нахождения, выдаче индивидуальных средств защиты органов дыхания, информирования о местах выдачи таких средств защиты, информации о должностных лицах, которые могут составлять протоколы об административном правонарушении по данной норме.
Данные доводы жалобы не заслуживают внимания.
Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению в Республике Татарстан новой короновирусной инфекции" опубликовано в издании Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 марта 2020 года, "Собрание законодательства Республики Татарстан" 27 марта 2020 года N 24 (ст. 0673), данное постановление с изменениями внесенными от 15 августа 2020 г года N 687 опубликовано в издании Официальный портал правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 15 августа 2020 года, в связи с чем названные Правила подлежали обязательному исполнению Кварталовым Е.А.
Поскольку обязательный к исполнению запрет на передвижение в качестве пассажира на автомобиле без использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) введен постановлением кабинета министров Республики Татарстан, довод жалобы заявителя о необязательности распоряжений Роспатребнадзора по Республике Татарстан, носящих по его мнению рекомендательный характер, не заслуживает внимания.
Выдача индивидуальных средств защиты органов дыхания физическим лицам, информирование о местах выдачи таких средств защиты при введении режима повышенной готовности действующим законодательством не предусмотрено.
Вопреки доводу жалобы перечень лиц, наделенных правом составлять протоколы об административных правонарушениях названной категории, установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 975-р.
В соответствии с положениями пункта 18 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административном правонарушении вправе составлять должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 975-р, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении в отношении Кварталова Е.А. по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен УУП ОУУП иПДН ОМВД РФ по Тетюшскому району Фурасьевым Д.В, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данный протокол составлен с соблюдением требований статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в нем отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой.
Права предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положение статьи 51 Конституции Российской Федерации Кварталову Е.А. при составлении протокола были разъяснены, что объективно подтверждается имеющейся в деле видеозаписью, а также тем обстоятельством, что Кварталов Е.А. воспользовался разъясненным ему правом, изложенным в статье 51 Конституции Российской Федерации, от дачи объяснений по обстоятельствам выявленного с его участием административного правонарушения отказался.
Таким образом, протокол об административном правонарушении обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу.
Как протокол об административном правонарушении, так и постановление о назначении административного наказания, содержит указание на нормы постановления кабинета министров Республики Татарстан, которые были нарушены Кварталовым Е.А.
Нельзя признать состоятельным довод жалобы об отсутствии в действиях Кварталова Е.А. состава административного правонарушения по причине отсутствия в материалах дела доказательств того, что транспортное средство, в котором он находился, осуществляло перевозку пассажиров и багажа. Полагает, что в постановлении кабинета министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 "О мерах по предотвращению в Республике Татарстан новой короновирусной инфекции" требования адресованы хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозку. Транспортное средство, в котором двигался Кварталов Е.А. не является такси или общественным транспортом.
Данный довод жалобы подлежит отклонению.
В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, определено, что пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Из постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 (в редакции от 15 августа 2020 года) "О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции" не следует, что приведенная в пункте 4 постановления норма распространяется исключительно на граждан, находящихся в транспортных средства хозяйствующих субъектов, занимающихся предоставлением услуг перевозок пассажиров и багажа.
Кварталов Е.А, находящийся в движущемся транспортном средстве, являлся пассажиром. В этой связи, учитывая положение приведенных выше норм, он последний обязан был использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не ставят под сомнение наличие в действиях Кварталова Е.А объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Кварталова Е.А к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 4 сентября 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 28 октября 2020 года вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.