Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Р*, действующего на основании ордера в интересах Т*, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п. Комаровский Оренбургской области от 31 января 2020 г., решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 30 июня 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Т* (далее- ИП Т*), установила:
постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п. Комаровский Оренбургской области от 31 января 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 30 июня 2020 г, ИП Т* признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Р* просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ИП Т* по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Ответственность по части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, не допускаются несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования этого Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 20 минут индивидуальный предприниматель Т* через бармена-официанта А*, действующую от имени индивидуального предпринимателя Т*, в кафе " "данные изъяты" расположенном по адресу: "адрес", в котором осуществляет свою деятельность индивидуальный предприниматель Т*, в нарушение подпункта 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", осуществила розничную продажу алкогольной продукции - одной бутылки пива "Кроненбург 1664" ("Kronenbourg 1664") объёмом 0, 47 литра с содержанием этилового спирта 4, 5% по цене 100 рублей несовершеннолетней Н*, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без требования предъявления паспорта или иного документы, позволяющего установить ее возраст.
Факт совершения индивидуальным предпринимателем Т* административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом N об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены дата, время, место, обстоятельства совершения административного правонарушения; рапортом оперативного дежурного МО МВД России "Ясненский" Е*, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 21.20 час. в дежурную часть МО МВД России "Ясненский" поступило телефонное сообщение от НОУР МО МВД России "Ясненский" Б* о том, что ДД.ММ.ГГГГ в кафе " "данные изъяты"" А* реализовала алкогольную продукцию (пиво) несовершеннолетней Н*, ДД.ММ.ГГГГ; изъятым у несовершеннолетней Н* чеком о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 21:20 через терминал с банковской карты ПАО Сбербанк оплаты на сумму 100 рублей в кафе Форсаж; протоколом осмотра кафе от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с общим видом помещения кафе " "данные изъяты"", видом холодильного оборудования, в котором расположены бутылки с пивом, в том числе стеклянные бутылки с пивом "Kronenbourg 1664" объемом 0, 47 л крепостью 4, 5%; письменным объяснением Н* от ДД.ММ.ГГГГ, письменным объяснением А* от ДД.ММ.ГГГГ; письменным объяснением Т* от ДД.ММ.ГГГГ; письменным объяснением Б** от ДД.ММ.ГГГГ; копией паспорта Н* ДД.ММ.ГГГГ года рождения; выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно которой Т* с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя; копией договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО " "данные изъяты"" в лице директора К* (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Т* (арендатор) на нежилое помещение, находящееся по адресу: "адрес"; копией приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель Т* приняла на работу А* в кафе " "данные изъяты"" на должность бармена- официанта; копией трудового договора N от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между индивидуальным предпринимателем Т* и А*, согласно которому А* принята на работу по совместительству в на должность официанта кафе " "данные изъяты"", находящееся по адресу: "данные изъяты"; историей операций по дебетовой карте Н* за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеется информация о совершении ДД.ММ.ГГГГ операции на сумму 100 руб. в "данные изъяты"; видеозаписью с камер видеонаблюдения кафе " "данные изъяты"", на которой зафиксирован факт реализации ДД.ММ.ГГГГ Н* барменом-официантом кафе " "данные изъяты" одной бутылки пива, а также показаниями свидетелей А*, ФИО11, Н*, Б**, К*, Г* и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Оснований для признания имеющихся в материалах дела доказательств недопустимыми и полученными с нарушением требований закона не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Совокупность исследованных судами доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет определенно установить, что индивидуальным предпринимателем Т* не были приняты все необходимые меры для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность, и не осуществлен надлежащий контроль за исполнением ее работниками (в данном случае продавцом А*) трудовых обязанностей.
При этом виновные действия бармена-официанта кафе " "данные изъяты"" А* в силу части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения ИП Т* к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозиция части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях императивно устанавливает ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции. ИП Т* как лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции, несет ответственность за действия продавцов своего кафе.
При этом ссылка заявителя на прохождение официантом инструктажа о запрете продажи алкогольной продукции не свидетельствует об осуществлении ИП Т* надлежащего контроля за деятельностью своих сотрудников и выполнении необходимых организационно-распорядительных функций.
Вопреки утверждению заявителя суд приходит к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава вмененного административного правонарушения, так как данных, безусловно свидетельствующих о том, что Т* приняты все необходимые для недопущения продажи алкогольной продукции несовершеннолетним и зависящие от нее меры по соблюдению требований пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, не представлено. ИП Т* не осуществлен надлежащий контроль за исполнением ее работниками трудовых обязанностей.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовое значение имеет факт продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему лицу при осуществлении деятельности индивидуального предпринимателя, который нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, действия ИП Т* квалифицированы по части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальных его размерах, в связи с чем чрезмерно суровым его признать нельзя.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении не установлено.
Постановление о привлечении ИП Т* к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены предыдущими судебными инстанциями в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и отвергнуты как необоснованные.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п. Комаровский Оренбургской области от 31 января 2020 г, решение судьи Ясненского районного суда Оренбургской области от 30 июня 2020 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Т*, оставить без изменения, жалобу защитника Р* - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.