Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Завод Николь-Пак" ФИО8 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан N от 08 октября 2019 года, решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2020 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Завод Николь-Пак" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан N от 08 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью "Завод Николь-Пак" (далее - ООО "Завод Николь"-Пак") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2019 года постановление должностного лица от 08 октября 2019 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 января 2020 года решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 12 декабря 2019 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04 августа 2020 года решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 января 2020 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2020 года постановление должностного лица N от 08 октября 2019 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года постановление должностного лица N от 08 октября 2019 года и решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2020 года оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Завод Николь-Пак" ФИО9 просит обжалуемые постановление должностного лица, решение районного суда от 16 апреля 2020 года и решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом у исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов I - V устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 вышеуказанной указанной статьи).
На основании статьи 18 закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие; хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, у включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 4).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (часть 5).
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 статьи 34 вышеприведенного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" утвержден прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Из системного толкования приведенных выше норм, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов, установить границу, после превышения которой будет оказываться негативное: воздействие.
Как следует из материалов дела, на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан N от 17 мая 2019 года в отношении ООО "Завод Николь-Пак" в период с 24 июня 2019 года по 19 июля 2019 года (20 рабочих дней) проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды и соответствия лицензиата лицензионным требованиям и условиям.
Приказом N от 18 июля 2019 года в связи с необходимостью проведения сложных и длительных лабораторных исследований, а также проведения расследования на основании результатов-анализов отобранных проб, срок проведения проверки продлен на 20 рабочих дней по 16 августа 2019 года.
04 июля 2019 года при осмотре цеха механической обработки осадка биологических очистных сооружений ООО "Завод Николь-Пак" зафиксировано образование отхода - обезвоженного осадка биологических очистных сооружений. Произведен отбор пробы данных отходов из кузова тракторного прицепа, загрузка в который осуществлялась с помощью конвейерной ленты из пресс - фильтра. Отбор производился совместно со специалистом филиала "данные изъяты".
Согласно протоколу результатов биотестирования проб отходов N от 24 июля 2019 года, в соответствии с приказом Минприроды России от 04 декабря 2014 года N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", отобранная проба отходов отнесена к IV классу опасности.
ООО "Завод Николь-Пак" разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N от 06 ноября 2018 года на срок с 06 ноября 2018 года по 05 ноября 2023 года.
Отход IV класса опасности - обезвоженный осадок биологических очистных сооружений в проекте нормативов отсутствует.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 11 сентября 2019 года (т. 1 л.д. 68-70, 76); актом проверки N от 16 августа 2019 года (т. 1 л.д. 77-84); протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 04 июля 2019 года (т. 1 л.д. 85-87); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03 июля 2019 года (т. 1 л.д. 88-90); протоколом результатов биотестирования N от 24 июля 2019 года и изменениями к нему (т. 1 л.д. 92, 72); актом отбора проб отходов от 04 июля 2019 года (т. 1 л.д.93-94); решением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 06 ноября 2018 года (т. 1 л.д. 95-103); проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (т. 1 л.д. 112-186); приказом о проведении плановой выездной проверки N от 17 мая 2019 года (т. 1 л.д. 20-23); приказом N от 26 июня 2019 года о внесении изменений в приказ N от 17 мая 2019 года (т. 1 л.д. 24-25); приказом о продлении срока проведения проверки N от 18 июля 2019 года (т. 1 л.д. 26); приказом N от 09 августа 2019 года о внесении изменений в приказ N от 17 мая 2019 года (т. 1 л.д. 27-28); а также пояснениями специалистов филиала "данные изъяты" ФИО10, АО "данные изъяты" ФИО15, ФИО12, показаниями свидетеля ФИО13
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО "Завод Николь-Пак" к административной ответственности, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении, и иными представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты судьей районного суда и судьей Верховного суда Республики Башкортостан и не ставят под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела не следует, что в ходе производства по делу допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущие отмену состоявшихся по делу актов.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в пределах санкции части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан N от 08 октября 2019 года, решение судьи Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 16 апреля 2020 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Завод Николь-Пак" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Завод Николь-Пак" ФИО14 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.