Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Н.А.И., действующего в интересах Н.Р.И. на основании нотариальной доверенности от 4 февраля 2020 года N, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 13 марта 2020 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Н.Р.И., установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по
Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан 13 марта 2020 года, оставленным без изменения решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года, Н.Р.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Н.А.И, просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении Н.Р.И. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу подпункта И пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в "данные изъяты" Н.Р.И, работая продавцом торгового павильона " "данные изъяты"", расположенного по адресу: "адрес", реализовала несовершеннолетнему лицу -
Б.К.М. 10 июня 2002 года рождения, алкогольную продукцию - одну бутылку пива " "данные изъяты"", объемом 0, 5 литра, с содержанием алкоголя 4, 7 %.
Факт совершения Н.Р.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3); протоколом осмотра места происшествия, составленного с участием понятых (л.д. 4); фототаблицей (л.д. 6, 7); кассовым чеком (л.д. 8); трудовым договором с работником Н.Р.И. (л.д. 12); инструктажам продавца Н.Р.И. (л.д. 13) ; объяснением Б.К.М. и её показаниями в суде (л.д. 14, 55, 26); показаниями Б.Л.С.(л.д.55-57); объяснением индивидуального предпринимателя А.Р.З. (л.д. 47); объяснением Н.Р.И. (л.д. 16); объяснением понятого Д.А.А. и его показаниями в суде (л.д. 51, 52); копией паспорта Б.К.М. (л.д. 22); показаниями должностного лица, составившего протокол П.Р.Т. (л.д. 52, 53); рапортом инспектора ОУУП и ПДП Отдела МВД России по Туймазинскому району Х.Р.М. и ее показаниями в суде (л.д. 2, 67-оборот, 68), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы факт реализации алкогольной продукции несовершеннолетней Б.К.М. подтверждается исследованными судом первой и второй инстанции доказательствами.
Не могут повлечь отмену судебных актов доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, протокола досмотра и изъятия, поскольку указанные доводы опровергаются материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении Н.Р.И. составлен в соответствии со статьей 28.2 вышеуказанного Кодекса, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола вручена Н.Р.И. в установленном законом порядке.
Вопреки утверждению заявителя в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3 указанной статьи дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 4 статьи 28.1 названного Кодекса предусмотрено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 23.3 указанного Кодекса органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 28.3 названного Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.16 названного Кодекса (пункт 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 статьи 28.3 указанного Кодекса предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно Перечню должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденному приказом МВД России от 30 августа 2017 года N 685, протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пункте 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица: в управлениях (отделах, отделениях) Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям - должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних (пункт 1.4.3).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 201 Иода N З-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
Таким образом, вопреки доводам заявителя протокол об административном правонарушении в отношении Н.Р.И. составлен уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции соответствующего органа.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Н.Р.И. состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для привлечения к административной ответственности, установленной данной нормой, правовое значение имеет факт продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции, который в рассматриваемом случае установлен и объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств.
Имеющиеся по настоящему делу доказательства обоснованно признаны судебными инстанциями достаточными для подтверждения события административного правонарушения и разрешения дела по существу.
Действия Н.Р.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области оборота алкогольной продукции.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Н.Р.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи
14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении и решения заявителем было реализовано, поэтому неверное указание в решении порядка его обжалования не свидетельствует о наличии по делу существенного нарушения.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления не установлено, неустранимые сомнения в виновности Н.Р.И. в совершении предъявленного правонарушения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 по
Туймазинскому району и г. Туймазы Республики Башкортостан от 13 марта 2020 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Н.Р.И, оставить без изменения, жалобу защитника Н.А.И, действующего в интересах Н.Р.И, - без
удовлетворения.
Судья
Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.