Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Вагапова З.А, судей Парамзина С.В, Фризен Л.Г, при секретаре судебного заседания Амраховой К.А, с участием:
осужденных Булатова А.А, Игнатова Р.В, Федорова В.В, Яковлева А.О, защитников осужденных:
Булатова А.А. - адвоката Крагова В.О, Игнатова Р.В. - адвоката Спицына Л.С, Федорова В.В. - адвоката Гуца Е.А, Яковлева А.О. - адвоката Самохваловой Е.В, прокурора Вишняковой Ю.И, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационным жалобам (с дополнениями) осужденных Игнатова Р.В. и Булатова А.А. на приговор Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Вагапова З.А, выступления осужденных Булатова А.А, Игнатова Р.В, Федорова В.В, Яковлева А.О. (все в режиме видеоконференц-связи), защитников - адвокатов Каргова В.О, Спицына Л.С, Самохваловой Е.В, Гуца Е.А, прокурора Вишняковой Ю.И, судебная коллегия
установила:
приговором Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2019 года Игнатов Р.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, не судимый, осужден:
- по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (16 преступлений), к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет за каждое преступление;
- по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления), к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет за каждое преступление, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде домашнего ареста изменена на заключение под стражу до вступления приговора в законную силу, Игнатов Р.В. взят под стражу в зале суда.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу с зачетом в срок отбывания наказания времени содержания Игнатова Р.В. под стражей с 28 декабря 2017 года по 30 декабря 2017 года, с 13 сентября 2019 года по день вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы, а также времени нахождения под домашним арестом с 31 декабря 2017 года по 12 сентября 2019 года из расчета один день за один день лишения свободы.
Булатов А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, не судимый, осужден:
- по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (33 преступления), к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет за каждое преступление, - по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (3 преступления), к наказанию в виде лишения свободы на срок 9 лет за каждое преступление, на основании ч.2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 12 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу с зачетом в срок отбывания наказания времени содержания Булатова А.А. под стражей с 14 февраля 2018 года по день вступления приговора в законную силу, из расчета один день за один день лишения свободы.
Приговором определена судьба вещественных доказательств.
Этим же приговором Игнатов Р.В, Булатов А.А. оправданы по ч. 2 ст. 210 УК РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в их действиях состава преступления с признанием за ними в данной части права на реабилитацию.
Этим же приговором осуждены и в части оправданы Селиванов С.И, Линтнер Е.В, Котов С.А, Федоров В.В, Болтенкова О.В, Яковлев А.О, Уткин А.А, Богданов В.В, Боброва И.А, Афанасьев Е.П, в отношении которых судебные решения не обжалуются.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2020 года приговор в отношении Игнатова Р.В. и Булатова А.А. изменен. Исключено из резолютивной части приговора указания на признание за осужденными права на реабилитацию. Признано технической опиской в резолютивной части приговора при назначении окончательного наказания Булатову А.А. указание вместо его фамилии - фамилии Игнатова Р.В, постановлено считать Булатова А.А. осужденным на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (33 преступления); ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (3 преступления), путем частичного сложения назначенных наказаний, к окончательному наказанию в виде лишения свободы на срок 12 лет. В остальной части приговор в отношении Игнатова Р.В. и Булатова А.А. оставлен без изменения.
Игнатов Р.В. признан виновным в 16 покушениях на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, с использованием сети Интернет, организованной группой, а также в 2 покушениях на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием сети Интернет, организованной группой в крупном размере.
Булатов А.А. признан виновным в 33 покушениях на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием сети Интернет, организованной группой, а также в трех покушениях на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием сети Интернет, организованной группой, в крупном размере.
Преступления совершены в сентябре - октябре 2017 года на территории Оренбургской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Игнатов Р.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными решениями, в части назначения наказания, считает его несправедливым и чрезмерно суровым. Указывает, что суд не учел совокупность всех имеющихся у него смягчающих наказание обстоятельств, в том числе то, что он активно способствовал раскрытию и расследованию преступлений, его положительные характеристики по месту жительства и учебы, раскаяние в содеянном, его молодой возраст. Ссылаясь на все вышеизложенное, осужденный просит приговор Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2020 года изменить, применить к нему положения ст.ст. 61, 64, 96 УК РФ и снизить срок наказания.
В кассационной жалобе (с дополнениями) осужденный Булатов А.А. выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными решениями, просит отменить их, ввиду допущения существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона. Указывает, что никаких взаимоотношений между соучастниками преступлений, кроме куратора не было, никто из соучастников между собой не общался. Осужденный Булатов А.А. отрицает свое участие в организованной группе, в обосновании своего довода указывает, что, когда он совершил преступление, все остальные соучастники находились в следственном изоляторе, кроме неустановленных лидеров, следовательно, он не мог иметь никаких взаимоотношений с другими участниками организованной группы. Указывает на то, что показания свидетеля Б.В.А. не могут быть отнесены к числу доказательств его вины, поскольку они ничем не подтверждаются, кроме того пользователь, с которым он вел переписку под псевдонимом "Милана" и "Саша с 10-00 до 20-00 МСК", так и не был установлен следствием, следовательно, отсутствует субъект преступления, и все сомнения в виновности лица должны трактоваться в пользу обвиняемого. В ходатайстве к кассационной жалобе осужденный указывает на то, что сотрудниками правоохранительных органов были нарушены требования ФЗ N144 "Об оперативно-разыскной деятельности", в частности они незаконно произвели выемку информации, содержащейся в его мобильном телефоне, что подтверждается показаниями свидетелей Б.Л.Е, С.М.С, протоколом задержания от 14 марта 2018 года и нарушили порядок сбора доказательств, опубликовав скриншот его личной переписки. Ссылаясь на все вышеизложенное, осужденный просит приговор Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2020 года изменить, переквалифицировать его действия с п. "а" ч. 4 ст. 2281 УК РФ на п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
Заместителем прокурора Оренбургской области Крушинским И.Б. на кассационные жалобы осужденных Игнатова Р.В. и Булатова А.А. поданы возражения с указанием на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Осужденным Булатовым А.А. подан протест на возражения заместителя прокурора Оренбургской области Крушинского И.Б, в котором он просит отклонить возражение государственного обвинителя и удовлетворить его кассационную жалобу.
Выслушав мнения участвующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Выслушав стороны судопроизводства, проверив уголовное дело, а также доводы кассационных жалоб, доводы возражений государственного обвинителя Фаттахова Р.Р, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены либо изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения по данному уголовному делу не допущены.
Уголовное дело возбуждено в соответствии со ст. 146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении органом предварительного расследования требований, предусмотренных главой 11 УПК РФ, при собирании доказательств в ходе уголовного судопроизводства и разрешении ходатайств, не установлено. Положения главы 23 УПК РФ, регламентирующие порядок привлечения в качестве обвиняемого и предъявления обвинения соблюдены.
Имеющееся в материалах уголовного дела обвинительное заключение составлено в соответствии с требованиями ст. 220 УПК РФ, т.к. оно содержало существо обвинения, место и время совершения преступления, способ, мотив, цель и последствия, наступившие в результате его совершения, у суда не имелось препятствий для постановления обвинительного приговора.
Правила подсудности, пределы судебного разбирательства, предусмотренные ст. ст. 32, 252 УПК РФ, процедура судопроизводства судом первой инстанции соблюдены.
Судебное разбирательство проведено с соблюдением уголовно-процессуального закона, объективно и с достаточной полнотой, в условиях состязательности и равноправия сторон, в соответствии с требованиями ст. 15 УПК РФ.
Оснований для отвода председательствующего судьи в соответствии с положениями ст. ст. 61-64 УПК РФ по делу не имелось.
Процессуальные права и обязанности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, в ходе рассмотрения уголовного дела всем участникам судебного разбирательства разъяснялись. Осужденным Булатову и Игнатову также были разъяснены его права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ, ст. 51 Конституции РФ. Данные обстоятельства подтверждены протоколом судебного заседания, из которого следует, что осужденный и его защитники никоим образом не были ограничены в правах, активно отстаивали свою позицию. При этом защитники добросовестно исполняли свои обязанности, активно защищал права Булатова и Игнатова, не занимал позицию, противоположную позиции подзащитных. Нарушения права осужденных на защиту не допущено.
Все заявленные ходатайства судом первой инстанции рассмотрены в соответствии с УПК РФ и с вынесением мотивированных решений. Показания лиц, допрошенных на предварительном следствии, были оглашены в суде с соблюдением уголовно-процессуального закона. Приговор суда не противоречит протоколу судебного заседания. Смысл показаний допрошенных лиц, как в ходе судебного следствия, так и в ходе предварительного следствия, исследованных письменных доказательств приведен в приговоре в соответствии с протоколом судебного заседания и с материалами уголовного дела в достаточном объеме.
Преступления, за которые осуждены Булатов А.А, Игнатов Р.В, совершены в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда, описательно-мотивировочная часть которого согласно требованиям п. 1 ст. 307 УПК РФ содержит описание преступных деяний, признанных судом доказанными, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, цели и последствий преступлений.
Вопреки доводам кассационной жалобы Булатова суд при рассмотрении дела исследовал все имеющиеся доказательства, проанализировал и проверил их в соответствии с положениями ст. 87 УПК РФ путем сопоставления с иными доказательствами, имеющимися в уголовном деле, без придания каким-либо из них заранее установленной силы и дал им надлежащую оценку по правилам ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения уголовного дела.
Виновность Игнатова и Булатова в совершении преступлений, подтверждена не только признательными показаниями осужденных на предварительном следствии, которые были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, в присутствии защитника, согласно которым они подробно пояснили, каким образом вступили в приступный сговор c куратором по приложению "Телеграм", который проинструктировал как делать тайники-"закладки" с наркотиками, получили информацию о месте нахождения наркотиков, которые забрали для осуществления расфасовки и осуществления закладок, но и показаниями свидетелей П.Р.А, Л.А.А, сотрудников полиции, согласно которым Игнатов добровольно, в присутствии понятых, без какого-либо принуждения указал места "закладок", куда он поместил наркотическое средство "соль" в целях сбыта; Свидетелей Б.Л.Е, К.Т.М, С.М.С, сотрудников полиции, согласно которым при задержании Булатова А.А. в присутствии понятых были обнаружены и изъяты наркотики, последний пояснил, что данные наркотики он должен был расфасовать и заложить в "закладки" с целью сбыта, добровольно показал места тайников, для "закладок" наркотиков; протоколами осмотров, выемок; заключениями экспертов и другими исследованными доказательствами, изложенными в приговоре.
Суд первой инстанции обоснованно положил в основу обвинительного приговора показания вышеуказанных лиц, в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ и вопреки доводам кассационной жалобы изложил мотивы, по которым он принял одни доказательства и отверг другие.
Показания свидетелей не содержат существенных противоречий, в том числе по отношению к письменным источникам доказательств, имеющимся в материалах уголовного дела, которые бы ставили под сомнение достоверность их показаний и могли бы повлиять на выводы суда о доказанности вины осужденного и квалификации его действий. Указанные лица предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оснований не доверять их показаниям у суда первой инстанции не было, поскольку они получены с точным соблюдением требований уголовно-процессуального закона, в связи с чем не могут быть признаны недопустимыми. Оснований для оговора ими осужденного не установлено.
Выводы суда о виновности осужденных Игнатова и Булатова в совершении преступлений при обстоятельствах, изложенных в приговоре, обоснованы. Исследованные в ходе судебного следствия относимые и допустимые доказательства, достоверность которых сомнения не вызывает, явились достаточными для разрешения уголовного дела. Их совокупность позволила суду прийти к выводу о доказанности вины Игнатова и Булатова в содеянном. В приговоре приведены и оценены доказательства, которые положены в основу принятого решения.
Фактов, свидетельствующих об использовании в процессе доказывания вины осужденных недопустимых доказательств, сведений об искусственном создании доказательств по делу либо их фальсификации ни судом первой инстанции, ни судебной коллегией установлено не было. В связи с чем основания утверждать, что виновность осужденных установлена на порочных и неисследованных доказательствах, в настоящее время отсутствуют.
Все представленные стороной обвинения доказательства суд первой инстанции оценил отличным от стороны защиты образом, но в полном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Оценка данных доказательств осужденным Булатовым иным образом не основана на законе, а её обоснование носит не вытекающий из материалов дела и требований действующего закона субъективный характер.
Апелляционное производство проведено судом второй инстанции с соблюдением требований главы 45.1 УПК РФ. В судебном заседании принимали участие стороны, непосредственно сам осужденные и их защитники, позиция которых была выслушана и оценена. Каких-либо нарушений процессуальных прав Игнатова и Булатова судом апелляционной инстанции не допущено.
Апелляционное определение от 3 февраля 2020 года соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ, содержит в себе мотивы, по которым судебная коллегия пришла к сделанным выводам, полно отражает сущность принятого по доводам апелляционных жалоб и представления решения. В нем приведены доказательства вины Игнатова и Булатова, установленные судом первой инстанции, дана им надлежащая оценка, в том числе с учетом позиции стороны защиты, и сделан обоснованный вывод о правильном установлении в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств совершенных преступлений, о верной правовой оценке действий осужденных и об отсутствии оснований для отмены приговора суда. Все заявленные сторонами доводы, аналогичные приведенным в кассационных жалобах, судебной коллегией проверены и получили верную правовую оценку.
Вопреки доводам кассационной жалобы Игнатову и Булатову назначено наказание в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ. При этом суд в полной мере учел все установленные и приведенные в приговоре данные о личности осужденных, характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, наличие смягчающих, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденных и на условия жизни их семей.
Выводы суда первой инстанции о назначении наказания без применения ч. 6 ст. 15, ст. 64 и ст. 73 УК РФ основаны на положениях уголовного закона и достаточно полно мотивированы.
Вид и размер назначенного наказания соответствует характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам совершения преступления, личности осужденных, положениям ч. 1 ст. 56, ч. 3 ст. 66 УК РФ, принципу справедливости и целям наказания.
Нарушений положений ч. 1 ст. 58 УК РФ при назначении вида исправительного учреждения не допущено.
С учетом изложенного существенных нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, допущенных судами первой и второй инстанции в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении Булатова А.А, Игнатова Р.В. и повлиявших на исход дела, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 3 февраля 2020 года в отношении Игнатова Р.В. и Булатова А.А. оставить без изменения, кассационные жалобы (с дополнениями) осужденных Игнатова Р.В. и Булатова А.А. - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна.
Председательствующий З.А. Вагапов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.