Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Колпаковой А.В, Брянцевой Н.В, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Краснодарского краевого суда административное дело N 23OS0000-01-2020-000309-44 по административному исковому заявлению Олейник Любови Владимировны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 8 октября 2020 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения представителя административного истца Олейник Л.В. - Стрельникова Р.Г, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Олейник Л.В, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указала, что считает кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 548 626, 84 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 6 377 297, 93 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 4 501 232, 28 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 2 900 240, 81 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 3 250 431, 97 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 6 387 864, 90 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 3 149 957, 66 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 4 153 453, 49 руб, кадастровую стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты", определенную по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 7 914 269, 38 руб, завышенной. Полагает, что завышенная кадастровая стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости увеличивает размер налоговых платежей.
В обоснование заявленных требований представила отчет об оценке объектов недвижимости N 014н/20 от 14 января 2020 г, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Южное региональное агентство оценки" ФИО9, согласно которому, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 219 463 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 1 019 846 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 978 621 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 601 812 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 679 052 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 1 712 431 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 57 909 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 512 955 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 566 084 руб. Просила суд установить кадастровую стоимость зданий в указанных размерах.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки достоверности размеров рыночной стоимости объектов, принадлежащих административному истцу, определенных оценщиком, назначена судебная и дополнительная судебная экспертизы. По результатам дополнительной судебной экспертизы представлено дополнительное заключение эксперта N 24-99/2020 от 28 августа 2020 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Альфа Эксперт" ФИО12, согласно выводам которого, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 282 232, 60 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 722 093, 44 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 438 819, 94 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 915 085, 85 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 022 268, 49 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 2 035 992, 62 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 679 011, 10 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 160 117, 80 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 493 271, 96 руб.
Решением Краснодарского краевого суда от 8 октября 2020 г. удовлетворено административное исковое заявление, требования которого уточнены на основании выводов дополнительной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. в указанных размерах. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" постановлено считать 4 марта 2020 г.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края подал апелляционную жалобу, в которой полагает оспоренные размеры кадастровой стоимости объектов недвижимости определенными в установленном законом порядке. Полагает заключения эксперта по результатам судебной экспертизы с учетом проведенного дополнительного исследования, ненадлежащими доказательствами по делу. Просит обжалуемое решение суда отменить, принять решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца Стрельникова Р.Г, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Олейник Л.В. является собственником здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 58, 4 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты"1162, площадью 684, 9 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 485, 3 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 493, 6 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 553, 2 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1181, 4 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 536, 1 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 562, 5 кв.м, здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1463, 7 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований административный истец представила отчет об оценке объектов недвижимости N 014н/20 от 14 января 2020 г, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Южное региональное агентство оценки" ФИО10, согласно которому, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 219 463 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 1 019 846 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 978 621 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 601 812 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 679 052 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 1 712 431 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 57 909 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 512 955 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. определена в размере 566 084 руб.
В связи с тем, что представленный отчет о рыночной стоимости спорных объектов недвижимости вызывал сомнения в достоверности рыночной стоимости объектов недвижимости, суд первой инстанции назначил проведение по делу судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Альфа Эксперт".
Согласно выводам, представленным в заключении эксперта N 24-99/2020 от 17 июня 2020 г, представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в связи с чем, экспертом были определены размеры рыночной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу.
По результатам изучения представленного заключения эксперта судом первой инстанции, с учетом в том числе, замечаний административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края, представленных на заключение эксперта, назначена дополнительная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
По результатам дополнительной судебной экспертизы представлено дополнительное заключение эксперта N 24-99/2020 от 28 августа 2020 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Альфа Эксперт" ФИО11, согласно выводам которого, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 282 232, 60 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 722 093, 44 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 438 819, 94 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 915 085, 85 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 022 268, 49 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 2 035 992, 62 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 679 011, 10 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 160 117, 80 руб, рыночная стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 1 493 271, 96 руб.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение дополнительной судебной экспертизы и установилкадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной. Суд исходил из того, что заключение дополнительной судебной экспертизы отвечает требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Приведенные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствующими материалам дела.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 297 от 20 мая 2015 г. "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 299, экспертом составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых зданий.
Экспертом при проведении экспертизы и составлении экспертного заключения также соблюдены требования пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", согласно которым в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Экспертом проведено исследование с использованием затратного подхода, методом сравнительной единицы с использованием "Сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений для переоценки основных фондов различных отраслей народного хозяйства" (УПВС), составленных в ценах 1969 г.
Отказ от применения сравнительного и доходного подхода мотивирован.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 611 от 25 сентября 2014 г. утвержден Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 24 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)" расчет затрат на создание объектов капитального строительства производится на основании данных о строительных контрактах (договорах) на возведение аналогичных объектов; данных о затратах на строительство аналогичных объектов из специализированных справочников; сметных расчетов; информации о рыночных ценах на строительные материалы; других данных.
При этом затраты на создание объектов капитального строительства определяются как сумма издержек, входящих в состав строительно-монтажных работ, непосредственно связанных с созданием этих объектов, и издержек, сопутствующих их созданию, но не включаемых в состав строительно-монтажных работ.
Для целей оценки рыночной стоимости недвижимости величина прибыли предпринимателя определяется на основе рыночной информации методами экстракции, экспертных оценок или аналитических моделей с учетом прямых, косвенных и вмененных издержек, связанных с созданием объектов капитального строительства и приобретением прав на земельный участок.
Величина износа и устареваний определяется как потеря стоимости недвижимости в результате физического износа, функционального и внешнего (экономического) устареваний. При этом износ и устаревания относятся к объектам капитального строительства, относящимся к оцениваемой недвижимости.
В соответствии с требованиями ФСО N 7 стоимость объекта недвижимости, определяемая с использованием затратного подхода с использованием метода укрупненных обобщенных показателей стоимости (методом сравнительной единицы), основанном на расчете стоимости строительной единицы, рассчитана экспертом с учетом результатов расчета затрат на строительство объектов; прибыли предпринимателя; величины износа и устареваний.
Размеры примененных экспертом коэффициентов обоснованы, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что расчет с применением данных показателей исключает искажение рыночной стоимости объектов оценки.
Примененная методика расчета стоимости отражает индивидуальные характеристики объектов оценки, является подробной и объективной.
Определение рыночной стоимости с использованием затратного подхода методом сравнительной единицы является мотивированным и корректным.
Содержащиеся в дополнительном заключении сведения, при соблюдении принципов федеральных стандартов оценки, дают надлежащее представление о местоположении, категории, размере, стоимости объектов оценки и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, судебная коллегия не находит.
Дополнительное экспертное заключение полностью соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктов 10, 12-14 ФСО N 1, приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Давая судебную оценку доводам административного ответчика о недостоверности экспертных выводов, суд первой инстанции, исследовав представленное дополнительное заключение, письменные пояснения эксперта, обоснованно принял их во внимание, в том числе, о допущенной им технической ошибке, не повлиявшей на итоговое суждение относительно величины рыночной стоимости здания с кадастровым номером "данные изъяты".
Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы, материалы дела не содержат.
По существу, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административного ответчика, отстаиваемой им в суде первой инстанции, и получившей надлежащую правовою оценку в обжалуемом судебном акте.
Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 8 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.