Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Рачиной К.А, Мызниковой Н.В, при помощнике судьи Стебивко А.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 15 сентября 2020 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить, признать незаконным отказ Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области от 02 июля 2020 г. за N 202-НГ/06/Б-6163 в назначении и выплате фио единовременной денежной выплаты на основании Указа Президента РФ от 7 февраля 2020 г. N 100, обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области назначить и выплатить фио единовременную денежную выплату в размере 75 000 руб. на основании Указа Президента РФ от 7 февраля 2020 г. N 100, УСТАНОВИЛА:
Болдырев А.И. 20.07.2020 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения ответчика от 02.07.2020 об отказе в назначении и выплате единовременной денежной выплате на основании Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100, обязании произвести ее выплату в размере 75 000 руб, мотивируя обращение тем, что является участником боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, инвалидом 2 группы и имеет право на льготы, установленные ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предусмотренные для ветеранов-участников Великой Отечественной войны (ВОВ), при обращении к ответчику за назначением единовременной выплаты по Указу Президента РФ от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в ее назначении и выплате было отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании истец требования поддержал, представитель ответчика иск не признала.
15.09.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доводам апелляционной жалобы от 01.10.2020, подписанной представителем по доверенности Глуховой Е.Н.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 74-76), истец Болдырев А.И. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Болдырев А.И,... паспортные данные, является инвалидом 2 группы по общему заболеванию (л.д. 8).
Вступившим в законную силу решением Кунцевского районного суда города Москвы от 12.12.2013 установлен факт участия Болдырева А.И. в период прохождения срочной военной службы в составе войсковой части 2488 в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года (л.д.25-26).
25.02.2014 УФСБ России по Москве и Московской области Болдыреву А.И. выдано удостоверение ветерана-участника ВОВ о праве на льготы, установленные ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 7).
Истец является получателем страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) по категории "ЕДВ ветеранам" (участникам ВОВ, ставших инвалидами), производимых ответчиком (л.д. 14).
15.06.2020 истец обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении и выплате единовременной выплаты по Указу Президента РФ от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в ответе от 02.07.2020 N 202-НГ/06/Б-6163 на которое ответчик сообщил об отказе в ее назначении и выплате, поскольку истец не относится к кругу лиц, на которых распространяется действие Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100 (л.д. 11-12).
Не согласившись с отказом пенсионного органа в осуществлении единовременной выплаты по Указу Президента РФ от 07.02.2020 N 100, Болдырев А.И. обратился в суд с названными выше требованиями.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Болдырева А.И. о признании незаконным отказа в осуществлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести выплату, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащийся в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также на положения Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100 исходил из того, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества.
Установив, что Болдырев А.И. как участник боевых действий в районе острова Даманского в марте 1969 года имеет статус ветерана-участника Великой Отечественной войны ввиду отнесения его законом к категории лиц, предусмотренной подп. "а" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах",, а Указ Президента РФ от 07.02.2020 N 100 не содержит указания об ограничении круга лиц, имеющих право на такую единовременную выплату, только лицами, которые непосредственно проходили военную службу и принимали участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, суд пришел к выводу о том, что Болдырев А.И. имеет право на получение предусмотренной Указом Президента РФ от 07.02.2020 N 100 единовременной выплаты.
Судебная коллегия полагает, что приведенные выводы суда первой инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 1 ст. 2).
В силу подп. "а" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством РФ. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2000 N 427 во исполнение п. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, МВД России и ФСБ России.
Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Болдырев А.И. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных ст.ст. 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента РФ от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Болдырев А.И. в исковом заявлении ссылался на то, что согласно нормам Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в Великой Отечественной войне в период 1941 - 1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества.
Ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах").
П. 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному Федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями ст.и 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.04.2006 N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подп. "а" - "и" подп. 1 п. 1 ст. 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда РФ от 17.10.2006 N 390-О и 398-О, от 12.11.2008 N 1051-О-О и др.).
П. 1 Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" постановлено произвести в апреле-мае 2020 года единовременную выплату в размере 75 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны, ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 1-3 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", а также бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, а ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", а также бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 50 000 рублей.
Правительству Российской Федерации обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (п. 2 Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100).
Указом Президента РФ от 07.02.2020 N 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подп. 1-4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа Президента РФ понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Правительством РФ издано Постановление от 6 марта 2020 N 241 "Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", которым утверждены Правила осуществления единовременной выплаты).
Этими Правилами определен порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Минфину России и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации на 2020 год.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в виде обеспечения единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подп. 1-4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Болдырева А.И. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента РФ понимается период с 1941 года по 1945 год, право Болдырева А.И. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного Указа Президента РФ.
Ввиду того, что положениями Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами осуществления единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, участникам Великой Отечественной войны, поименованным в подп. 1-4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", производится единовременная выплата, не предусмотрены иные категории лиц, из числа имеющих право на получение мер социальной поддержки по Федеральному закону "О ветеранах", вывод суда первой инстанции о том, что Болдырев А.И. как обладающий статусом ветерана-участника Великой Отечественной войны, относится к участникам Великой Отечественной войны из категории лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", а потому имеет право на получение предусмотренной Указом Президента РФ от 07.02.2020 N 100 единовременной выплаты в размере 75 000 руб, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Приведенная правовая позиция изложена в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.12.2020 N 88-КГ20-11, от 19.10.2020 N 88-КГ20-6-К8 и N 53-КГ20-6-К8, от 13.07.2020 N 51-КГ20-3-К8, от 29.06.2020 N 88-КГ20-2-К8, от 15.06.2020 N 88-КГ20-3 и др.
При таких обстоятельствах, обжалуемое судебное решение нельзя признать законными и обоснованным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Ссылки истца на вступившие в законную силу и исполненные ответчиком судебные решения от 28.02.2019 и от 18.02.2020, которыми признано право истца на получение единовременной выплаты на основании Указов Президента РФ от 06.05.2018 N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и от 24.04.2019 N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" не влекут иного толкования и применения Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100 и основанием для признания права на получение единовременной выплаты по Указу Президента РФ от 07.02.2020 N 100 не являются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 15 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Болдырева А.И. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении единовременной денежной выплаты на основании Указа Президента РФ от 07.02.2020 N 100, обязании произвести ее выплату отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.