Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Мызниковой Н.В, при ведении протокола помощником судьи Червенко А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе УСЗН ЮАО г. Москвы
на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 14 июля 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования Айнуллиной Э.И. к Управлению социальной защиты населения Южного административного округа г. Москвы о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Отдела социальной защиты населения района Царицыно ЮАО г. Москвы об отказе в осуществлении выплат по уходу за ребенком.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Южного административного округа г. Москвы в пользу Айнуллиной Э.И. задолженность по выплате пособия по уходу за ребенком за период с января 2019 года по июнь 2019 года в размере 78 118 руб. 38 коп.
Установить Айнуллиной Э.И. к выплате ежемесячное пособие по уходу за ребенком (А, ****** года рождения) до полутора лет в размере 13 109 руб. 81 коп, с учетом последующей индексации, установила:
Айнуллина Э.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Южного административного округа г..Москвы (далее УСЗН ЮАО г..Москвы) о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в связи с увольнением по причине ликвидации предприятия в период отпуска по уходу за ребенком, мотивировав исковые требования тем, что она состояла в трудовых отношениях с АО АСК "Инвестстрах" и была уволена 15 октября 2018 года с должности начальника юридического управления данной организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (ликвидация организации). Ранее 29 мая 2018 г..ей работодателем на основании представленных документов был оформлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. В июне 2018 г..работодатель был признан банкротом на основании решения Арбитражного суда г..Москвы от 19.06.2018 г..по делу N **************. В соответствии с требованиями и государственными гарантиями Федерального закона РФ N 81-ФЗ от 19.05.1995 г.."О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 1012н от 23.12.2009 г.."Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" Айнуллина Э.И. обратилась после увольнения в отдел социальной защиты населения района Царицыно ЮАО г..Москвы за оформлением пособия по уходу за ребенком как уволенная в связи с ликвидацией организации в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Айнуллиной Э.И. были предоставлены все необходимые документы для оформления данного пособия согласно п. 51 Приказа Минздавсоцразвития N 1012н от 23.12.2009 г..В декабре 2018 г..ответчиком было выплачено Айнуллиной Э.И. пособие по уходу за ребенком общим платежом за 2, 5 месяца в размере 31 626, 02 руб. согласно представленной справке о среднем заработке сумма установленного рассчитанного работодателем пособия составляет 18 511, 66 руб.
Ответчиком был выплачен размер ежемесячного пособия в границах максимального установленного для выплат ежемесячного размера, в частности, 12 569, 33 рублей (с учетом индексации на конец 2018 г..), выплата была произведена в максимальном размере, который установлен для назначения органом социальной защиты населения согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2018 г..N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 г..". С января 2019 г..выплаты были прекращены ответчиком без направления какого-либо письменного мотивированного решения в адрес Айнуллиной Э.И. Обратившись с целью разъяснений в орган социальной защиты населения района Царицыно г..Москвы, Айнуллина Э.И. не получила надлежащего письменного ответа, после чего ею была направлена претензия ответчику по факту отсутствия дальнейших выплат пособия по уходу за ребенком. В мае 2019 г..был получен ответ от 08 мая 2019 г..N *****, в котором ответчик называет основание отказа (изменение решения) факт невыплат работодателем указанного пособия ранее, с чем истец не согласна и вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик УСЗН ЮАО г. Москвы.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает государственную гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, материнство и детство, семья находится под защитой государства. Гарантированное каждому право социального обеспечения, неотъемлемым элементом которого является право на получение пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливается в том числе вид государственного пособия как ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 15 Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев.
В соответствии со статьей 4.2 Закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком подлежит индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1, 5 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации в период отпуска по уходу за ребенком, назначается в соответствии со ст. 13 Федерального закона 81-ФЗ.
Согласно ст. 4 Закона выплата государственных пособий, имеющим детей, производится за счет средств федерального бюджета, в том числе женщинам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией.
Согласно ст. 5.1 Закона порядок исчисления среднего заработка при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством РФ.
В абзаце 5 части первой статьи 13 Закона указаны, в том числе, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2009 г. N 1100 "Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан" в соответствии с пп."в" п. 2 средний заработок при назначении ежемесячного пособия за ребенком не исчисляется. При назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным лицам после увольнения учитывается размер пособия, выплачиваемого им по последнему месту работы. Согласно материалам дела, при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком указанным лицам после увольнения учитывается размер пособия, выплачиваемого (рассчитанного, начисленного) по последнему месту работы.
Как установлено судом, для истца размер указанного пособия, рассчитанного к выплате работодателем, составлял 18 511, 66 руб.
Максимальный размер, установленный государством для выплат уволенным в органах социальной защиты населения г. Москвы, составляет с февраля 2019 г. с учетом индексации 13 109, 81 руб, согласно Постановлению Правительства РФ от 24.01.2019 г. N 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 г.". Ранее, согласно Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 г. N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 г." данный размер пособия с учетом индексации составлял 12 569, 33 руб.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Айнуллина Э.И. осуществляла трудовую деятельность в АО АСК "Инвестстрах" в должности начальника юридического управления, что отражено в трудовой книжке. На основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ истец была уволена, трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации, что подтверждается приказом от 04.10.2018 г. N ****. Соответствующая запись об увольнении внесена в трудовую книжку. Ранее 29 мая 2018 г. Айнуллиной Э.И. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет, в связи с рождением дочери * - ******* года (Приказ о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет N *).
На период увольнения по причине ликвидации Айнуллина Э.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком, который был предоставлен работодателем. После увольнения обратилась в Управление социальной защиты населения ЮАО г. Москвы за назначением пособия по уходу за ребенком до исполнения им полутора лет, представила все необходимые документы в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Так, Айнуллиной Э.И. были представлены заявление о назначении пособия, свидетельство о рождении ребенка, трудовая книжка, справка о сумме заработка, среднемесячном заработке, размере рассчитанного пособия, копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
Также из материалов дела следует, что ответчиком осуществлены выплаты истцу пособия по уходу за ребенком за период с 16 октября 2018 г. по 31 декабря 2018 г. разовым платежом в размере ********* руб. ** коп. Далее в связи с перерасчетом ответчиком произведены выплаты в размере ****** руб. - 09.08.2019 г, ******* руб. - 26.09.2019 г, из расчета минимального размера пособия в размере ******** руб.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" право уволенных матерей на ежемесячное пособие по уходу за ребенком также регламентировано пп. "в" п. 39 настоящего приказа. В соответствии с п. 45 указанного приказа обязанность по выплате пособия по уходу за ребенком лежит на органе социальной зашиты населения по месту жительства.
При этом, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), - лицам, указанным в абзацах третьем и пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Поскольку истец относится к категории лиц, поименованных в абзаце 5 части первой статьи 13 Закона, она имеет право на получение пособия по уходу за ребенком, рассчитанного исходя из 40 процентов среднего заработка, с учетом ограничения максимальной суммой.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исследовал и оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и, исходя из установленных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истцом выполнены требования по предоставлению необходимых документов для назначения пособия по уходу за ребенком, в размере, рассчитанном в соответствии с названным Законом.
Ответчик, назначая истцу спустя 2, 5 месяца минимальный размер пособия по уходу за ребенком, не учел факт отнесения истца к специальной категории лиц, для которых федеральным законодательством установлены основания получения выплат: увольнение в связи с ликвидацией, увольнение по указанной причине в период отпуска по уходу за ребенком. Круг лиц, которым выплачивается минимальный размер данного пособия, определен законодательством РФ, истец, ввиду изложенного, к категории таких лиц, вопреки доводам апелляционной жалобы, не относится.
Ответчиком ничем не мотивировано изменение решения по выплате пособия, где изначально выплаты производились в максимально установленном размере, а потом изменены на минимальный размер. Ссылка ответчика на факт невыплат работодателем указанного пособия ранее, как на основание отказа в выплатах, не основана на нормах права.
Таким образом, занижение размера пособия по уходу за ребенком до минимально установленного ответчиком размера 3 277, 45 руб, является необоснованным, в связи с чем решение об отказе в осуществлении выплат по уходу за ребенком не соответствует требованиям закона.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с января 2019 г. по июнь 2019 г. в размере общем 78 118, 38 руб. Кроме того, в последующем ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения полутора лет в размере 13 109, 81 руб, подлежало установлению с учетом индексации.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 14 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН ЮАО г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.