Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф, судей областного суда Усовой Е.И, Шукеновой М.А, при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ООО "Фирм "Резерв" к Администрации г. Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части, возложении обязанности
по апелляционной жалобе директора ООО "Фирма "Резерв" Чуянова А.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 октября 2020 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф, судебная коллегия
установила:
Директор ООО "Фирма "Резерв" Чуянов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании постановления от 10.03.2017 года N 210-п "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш-улица Заозерная-улица Комбинатская-улица Химиков-улица Энтузиастов-переулок 1-й Окружной, пер. 2-й Окружной, улица Доковская-проспект Мира-северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой"-АТР-10, ГСК "Асфальт" - в Советском АО г. Омска" недействующим относительно земельного участка с кадастровым номером N "... "; обязании внести в него изменения.
Полагал, что в отношении данного земельного участка неправомерно установлена красная линия, разделившая его на две части, в то время как в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Омска красная линия проходит по границе земельного участка со смежным земельным участком с кадастровым номером N "... ".
Таким образом, красная линия в нарушение положений п. 11 ст. 1 ГрК Российской Федерации не полностью отграничивает земли общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером N "... " от иных земельных участков.
Для административного истца прохождение указанной красной линии имеет принципиальное значение, поскольку ООО "Фирма "Резерв" на праве собственности принадлежит АЗС, которая находится на земельном участке с кадастровым номером N "... "; часть элементов АЗС находится на земельном участке с кадастровым номером N "... ", в связи с чем общество имеет право на получение по всей территории указанного земельного участка его частей на правах сервитута, что было установлено в рамках ряда арбитражных дел. Вместе с тем в указанном административному истцу было отказано со ссылкой на оспариваемый нормативно правовой акт.
Полагал, что отказ в удовлетворении настоящих требований может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, в частности неопределенный круг лиц не сможет законно пользоваться земельным участком с кадастровым номером N "... ", а административный истец урегулировать свои правоотношения по его использованию на правах сервитута.
Обращал внимание суда, что общество не пытается незаконно легализовать часть элементов АЗС как самовольные постройки.
Таким образом, проект неправомерно устанавливает красную линию в отношении земельного участка с кадастровым номером N "... ", который, являясь территорией общего пользования, не полностью отграничивается такой линией от смежных земельных участков, в частности от земельного участка с кадастровым номером N "... ".
В уточненных требованиях административный истец просил признать недействующим в части постановление Администрации г. Омска от 10.03.2017 года N 210-п "Об утверждении проекта планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш-улица Заозерная-улица Комбинатская-улица Химиков-улица Энтузиастов-переулок 1-й Окружной, пер. 2-й Окружной, улица Доковская-проспект Мира-северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой"-АТР-10, ГСК "Асфальт" - в Советском АО г. Омска" в отношении земельного участка с кадастровым номером N "... ", которым утверждены изменения в части установления в отношении него красной линии, полностью не отграничивающей земли общего пользования данного земельного участка от смежных земельных участков, а именно от земельного участка с кадастровым номером N "... "; обязать Администрацию г. Омска внести изменение в оспариваемое постановление путем приведения проекта планировки территории в соответствие с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, ЗК Российской Федерации, ГрК Российской Федерации, в той мере, в какой красная линия должна отграничивать данный земельный участок полностью от иных земельных участков, в частности от смежного земельного участка с кадастровым номером N "... ".
Представители административного истца Чуянов А.В, Щекотов Д.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представители административного ответчика Васильченко О.Н, Рыжков Н.Е, представители заинтересованного лица Кажкаримова А.К, Брагина Е.И. просили в удовлетворении требований отказать.
Помощник прокурора г. Омска Бондарева М.Г. в своем заключении полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Центрального районного суда г. Омска от "... " года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Фирма "Резерв" отказано.
В апелляционной жалобе директор ООО "Фирма "Резерв" Чуянов А.В. просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что из мотивировочной части решения подлежат исключению выводы суда в части, в которой административным истцом был заявлен отказ от административных исковых требований. Отмечает, что оспариваемым постановлением красная линия не отграничивает полностью земельный участок общего пользования с кадастровым номером N "... " от иных земельных участков и не учитывает существующую застройку, что не допустимо. Обращает внимание суда, что на указанном земельном участке расположен как объект дорожного сервиса, так и элементы обустройства автомобильной дороги, которые определяют его как полоса отвода автомобильной дороги. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН в отношении данного земельного участка. Данным обстоятельствам суд первой инстанции оценки не дал. Полагает, что суд, утверждая, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяется красной линией, не привел в обоснование каких-либо правовых норм. Границы полос отвода автомобильной дороги в отношении земельных участков, на котором находятся элементы АЗС, определяются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 года N 717, что судом также учтено не было. Также обращает внимание, что поперечный профиль был изготовлен на основании нормативов, установленных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 года N 22-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области", который не учитывает положения постановления Правительства РФ от 02.09.2009 года N 717. Кроме того, представленный суду поперечный профиль установлен в отношении автомобильной дороги по ул. 22 Апреля на участке поперечных дорог ул. 50 лет Профсоюзов - ул. Нефтезаводская и не может учитывать факт нахождения элементов АЗС на участке дороги между поперечных дорог (ул. Энергетиков-ул.
Нефтезаводская), в пределах которых расположен земельный участок с кадастровым номером N "... ". Отмечает, что поперечный профиль только на часть дороги не может быть применен ко всей дороге, поскольку не может учитывать фактическую застройку на других ее частях. Ссылка суда на Определение КС РФ от 15.07.2010 года N 931-О-О безосновательна. Довод о возможности резервирования земельного участка в пределах красной линии и изъятия для муниципальных нужд под строительство автомобильной дороги по ул "... " отношения к делу не имеет. Отмечает, что рассматриваемый нормативно правовой акт не оспаривался им в части противоречия Генеральному плану, выводы суда в указанной части безмотивны.
И.о. прокуратура г. Омска относительно доводов жалобы принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
На основании п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", ч. 2 ст. 308 КАС Российской Федерации судебной коллегий приобщены новые доказательства по делу - копия схемы магистрали общегородского значения регулируемого движения "... ".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав представителя ООО "Фирма "Резерв" Щекотова Д.Д, поддержавшего доводы жалобы, представителей Администрации г. Омска Васильченко О.Н, департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Брагину Е.И, заключение прокурора Бородич О.С, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленный судебный акт.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером N "... " расположены основные строения автозаправочной станции (АЗС), принадлежащие на праве собственности ООО "Фирма "РЕЗЕРВ", что подтверждается распоряжением департамента строительства администрации г. Омска от 21.08.2007 года N 145-рв; разрешением N "... " на ввод в эксплуатацию законченной строительством автозаправочной станции по адресу: "... "; заключением государственного архитектурного надзора по Омской области от "... " года N "... ", свидетельством о праве собственности на объект недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером N "... " используется ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" на правах аренды.
При этом, часть элементов АЗС (часть навеса АЗС, два топливно-раздаточных колонки) находится на земельном участке с кадастровым номером N "... ", право пользования которым у ООО "Фирма "Резерв" отсутствует.
Постановлением Администрации г. Омска от 10.03.2017 года N 210-п утвержден проект планировки территории городка Нефтяников, расположенной в границах: правый берег реки Иртыш - улица Заозерная - улица Комбинатская - улица Химиков - улица Энтузиастов - переулок 1-й Окружной - переулок 2-й Окружной - улица Доковская - проспект Мира - северо-восточная граница отвода "Сибэктрострой", АТП-10, ГСК "Асфальт" - в Советском административном округе города Омска.
Данный проект планировки предусматривает прохождение красной линии непосредственно по земельному участку с кадастровым номером N "... ", а не по границе с земельным участком с кадастровым номером N "... ", на котором расположены объекты, принадлежащие ООО "Фирма "РЕЗЕРВ".
Полагая, что такое отражение красных линий делает невозможным использование земельного участка с кадастровым номером N "... " для получения сервитута и использования, находящихся на нем элементов АЗС, ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" обратилось в суд с названным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив процедуру принятия, исходя из иерархии градостроительной документации, признал оспариваемое постановление по территориальному планированию соответствующему Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, Правилам землепользования и застройки г. Омска, положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации на момент рассмотрения спора, не усмотрев нарушений прав административного истца и иных лиц.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме. Согласно ч. 8 ст. 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в)процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч. 1, 5, 11, 13, 14 ст. 46 ГрК Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в ч. 2 - 4.2 и 5.2 ст. 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Из представленных в материалы дела постановления Мэра города Омска от 23.09.2016 года N 44-пм об организации и проведении публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки территории, издания "Третья столица" N 10 от 16.03.2017 года, следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, в надлежащем порядке и доведен до всеобщего сведения. По указанным обстоятельствам ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" постановление Администрации г. Омска от 10.03.2017 года N 210-п не оспаривает.
Оценивая доводы ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" о нарушении прав общества размещением красной линией в границах земельного участка с кадастровым номером N "... ", коллегия приходит к следующему.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 41 ГрК Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК Российской Федерации).
Согласно статье 42 ГрК Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа.
При этом следует отметить, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки и иными документами территориального планирования (часть 3 статьи 9, части 9, 10 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК Российской Федерации).
Согласно действовавшему на момент утверждения проекта планировки Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному решением Омского городского Совета от 25.06.2007 года N 43, земельные участки с кадастровыми номерами N "... " находятся в функциональной зоне - планируемые территории развития города (л.д "... ").
Согласно "Карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в составе Генерального плана в редакции решения Омского городского Совета от 30.09.2020 года N 255 земельный участки с кадастровыми номерами N "... " определяются в двух функциональных зонах - зона транспортной инфраструктуры и общественно деловые зоны (л.д. "... ").
Как следует из Карты градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года N 201, земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером N "... " отнесен к зоне ОД1-1738 (объекты административно-делового и общественного назначения), с кадастровым номером N "... " - ИТ-2 (зона городского наземного транспорта) - л.д. "... "
В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Оспаривая проект планировки, ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" полагает, что названная норма обязывает органы местного самоуправления установить красную линию улично-дорожной сети по границе территориальных зон согласно Правилам землепользования и застройки, с тем, чтобы весь земельный участок вошел в границы красных линий, а не его часть.
Вместе с тем, подобного предписания ни приведенная норма, ни положения ГрК Российской Федерации не содержат, а размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа.
Ссылка представителя административного истца на то, что не учтена сложившаяся застройка земельных участков, чем не обеспечены интересы общества, во внимание не принимается.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Исходя из изложенного, проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд правомерно не усмотрел противоречий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы проект планировки в части ширины между красными линиями, обозначающими дорогу общегородского значения, Нормам отвода земель для размещения автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 года N 717 не противоречат.
Согласно приобщенному новому доказательству - поперечному профилю на участке от ул. Энергетиков до ул. Нефтезаводская ширина дороги составляет "... " кв.м, и включает тротуары, газоны, проезжие части.
Доводы о том, что постановление Администрации г. Омска от 10.03.2017 года N 210-п не оспаривалось административным истцом в части противоречия Генеральному плану, подлежат отклонению ввиду того, что по правилам административного судопроизводства суд в рамках нормоконтроля проверяет соответствие содержания оспариваемых нормативных правовых актов или их частей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске.
Несогласие с изложением решения суда, как о том указывается в апелляционной жалобе, не относится к числу правовых оснований для его отмены либо изменения.
С учетом приведенного судебная коллегия не усматривает оснований для вмешательства в оспариваемый акт.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено 29.01.2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.