Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Е.А, судей: Нечепуренко Д.В, Вотиной В.И.
при секретаре Климашевской Т.Г, помощник судьи Я, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N2-1411/2020 по исковому заявлению Карючина Александра Ивановича, Карючиной Светланы Ивановны к акционерному обществу "ТомскРТС" о признании задолженности отсутствующей, возложении обязанности произвести перерасчет по услуге теплоснабжения и исключить из начислений услугу "подогрев ГВС", взыскании компенсации морального вреда, к областному государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ЕДВ ЖКУ, возложении обязанности возобновить выплату, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Карючина Александра Ивановича, Карючиной Светланы Ивановны на решение Советского районного суда г. Томска от 02 октября 2020 года, заслушав доклад судьи Нечепуренко Д.В, объяснения истцов Карючина А.И. и Карючиной С.И, возражения представителя ответчика акционерного общества "ТомскРТС" Шишкина А.С, установила:
Карючин А.И, Карючина С.И. обратились в суд с иском к АО "ТомскРТС", ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", в котором просят признать задолженность перед АО "ТомскРТС" по состоянию на 01.09.2019 отсутствующей; обязать АО "ТомскРТС" произвести перерасчет по услуге теплоснабжения за период с января 2016 года по декабрь 2018 года включительно и исключить из начислений услугу "подогрев ГВС"; признать решение ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" о приостановлении выплаты ЕДВ ЖКУ с 01.09.2019 незаконным, обязав восстановить выплату с указанной даты; взыскать с каждого из ответчиков компенсацию морального вреда в размере по 5000 руб. в пользу каждого истца; взыскать с ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" расходы по уплате государственной пошлины -300 руб.
В обоснование иска указали, что являются сособственниками квартиры N /__/ по адресу: /__/. С 01.09.2019 ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" приостановлена назначенная ранее выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеранам труда (ЕДВ ЖКУ) в связи с наличием задолженности по услуге теплоснабжения, оказываемой АО "ТомскРТС". Однако такая задолженность отсутствует, поскольку в нарушение требований действующего законодательства выставляется к оплате услуга (подгорев холодной воды, поступающей потребителю, в целях предоставления услуги по горячему водоснабжению (подогрев ГВС)), включённая в состав услуги теплоснабжения, которая не предоставляется. Схема теплоснабжения многоквартирного жилого дома является закрытой, для учета тепловой энергии установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Горячее водоснабжение осуществляется через водоподогреватель (теплообменник), установленный в тепловом узле жилого дома, являющийся собственностью собственников МКД. Соответственно, услуга по горячему водоснабжению не оказывается. Поскольку МКД оборудован современным общедомовым прибором учёта тепловой энергии, выставление АО "Томск РТС" к оплате услуги ГВС является неправомерной и влечёт для истцов двойную оплату, а для АО "Томск РТС" - неосновательное обогащение. В связи с этим у истцов имеется переплата за период с января 2016 года по декабрь 2018 года в размере 3581, 41 руб. Заявление о перерасчёте оставлено АО "Томск РТС" без удовлетворения. Согласно ответу ООО "Жилсервис ТДСК" от 16.09.2019 сведения о контрольных показаниях с индивидуальных приборов горячего водоснабжения (ИПУ ГВС) за февраль и март 2019 года не передавались в АО "Томск РТС". Указанное свидетельствует об отсутствии у ответчиков объективных данных о наличии у истцов задолженности по оплате соответствующей услуги.
Такими действиями ответчиков нарушены права истцов как потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг, причинён моральный вред.
В судебном заседании истцы Карючин А.И, Карючина С.И. требования поддержали по тем же основаниям. Дополнительно истец Карючин А.И. пояснил, что до 2012 года оплачивал услугу по подогреву ГВС. Квартира истцов оборудована приборами учёта, как холодной, так и горячей воды. Истцы используют горячую и холодную воду, водонагревателя (бойлера) нет. Показания приборов учета передаёт лишь в организацию, поставляющую холодную воду - "Томскводоканал". По квитанциям АО "Томск РТС" показания приборов учета ГВС показывает нулевые. Не отрицал, что холодная вода подогревается за счет горячей воды, которая подаётся АО "Томск РТС" в виде тепловой энергии для отопления. Однако, оплачивая услугу по отоплению, покрывает все услуги АО "Томск РТС". Услугу по отоплению оплачивает по факту. Летом, когда отсутствует отопление в квартире, он, применяя свои формулы, исходя из площади квартиры, приблизительно рассчитывает количество тепловой энергии, которое могло бы быть затрачено для горячей воды и оплачивает данные суммы. Подтвердил, что в квитанции АО "Томск РТС" за март 2019 года, в которой выставлен долг за 61 куб.м горячей воды, конечные показания приборов учета ГВС N 054560265 - 170, N 054560271 - 344 соответствуют действительности. При этом в квартире показания приборов учета ГВС никто не снимал, а АО "Томск РТС" могло узнать конечные показания приборов учета ГВС у "Томскводоканал", куда ежемесячно передаются показания всех приборов учёта воды.
Представитель ответчика АО "Томск РТС" Шишкин А.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому подогрев холодной воды, поставляемой ООО "Томскводоканал", в теплообменник, осуществляется за счёт тепловой энергии, поставляемой АО "ТомскРТС". Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. АО "ТомскРТС" производит расчёт за горячее водоснабжение в части объёма коммунального ресурса - тепловой энергии, использованной для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. С 25.12.2017 в жилом помещении истцов введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета горячего водоснабжения. С этой даты истцами ежемесячно передавалась информация об отсутствии потребления горячего водоснабжения (передавались одни и те же показания приборов учёта). 22.01.2019 ООО "Жилсервис ТДСК" произвело снятие контрольных показаний индивидуальных приборов учёта горячего водоснабжения в жилом помещении истцов. В связи с этим в марте 2019 года истцам произведено начисление за горячее водоснабжение в размере 61 м3 - 6397, 68 руб. С учётом начисленных сумм за отопление и горячее водоснабжение и произведенной оплаты дебиторская задолженность истцов перед АО "ТомскРТС" по состоянию на 01.09.2019 составляла 6333, 79 руб. Заявил о частичном пропуске срока исковой давности применительно к начислениям за отопление и горячее водоснабжение за период с января 2016 года по март 2017 года. Ссылался на отсутствие оснований для проведения перерасчета по начислениям за отопление и горячее водоснабжение за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Представитель ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" Щукина Н.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве, в соответствии с которыми истцы с апреля 2010 года по настоящее время являются получателями ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "ветеран труда" в соответствии с Законом Томской области от 16.12.2004 N 254-ОЗ. С 01.01.2011 ЖКУ предоставляется в соответствии с Порядком предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсационных доплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области, утверждённым постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 N 7а. Пунктом 5 Порядка предусмотрено предоставление гражданам мер социальной поддержки при отсутствии у них задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг. Выплата мер социальной поддержки приостанавливается, в случаях получения уполномоченным учреждением информации о наличии у гражданина задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг за два и более месяца, передаваемой организациями ЖКУ в рамках соглашений об обмене информации. По информации, полученной от АО "Томск РТС", у истцов имелась задолженность по услуге "отопление" и "передача тепловой энергии для нужд ГВС" более 2-х месяцев, выплата мер социальной поддержки ЕДВ на оплату ЖКУ была приостановлена с 01.09.2019. С 30.03.2020 в связи с поступившей информацией об отсутствии задолженности выплаты были возобновлены и выплачены за весь период приостановления.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ООО "Жилсервис ТДСК".
Обжалуемым решение исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истцы Карючин А.И. и Карючина С.И. просят решение суда отменить, удовлетворить требования в полном объеме.
Указывают, что судом первой инстанции в нарушение постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" не было установлено наличие либо отсутствие: договора, регулирующего права и обязанности АО "ТомскРТС" и собственников многоквартирного дома; схемы теплоснабжения и горячего водоснабжения; акта разграничения ответственности сторон; акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учёта тепловой энергии; решения общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме по вопросу установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ; даты и время снятия показаний ОДПУ; порядка расчёта за ресурс на основании показаний ОДПУ и схемы расчёта. Суд первой инстанции не принял во внимание отсутствие в квитанциях АО "ТомскРТС" в нарушение действующего законодательства данных, необходимых для расчёта оплаты услуги по теплоснабжению (показания ОДПУ, начальные и конечные показания, расход тепловой энергии и расчётный период, площадь квартир и мест общего пользования). Судом не учтено, что схемой теплоснабжения квартир в многоквартирном доме теплообменник (бойлер) по проекту не предусмотрен в связи с габаритами квартир и вертикального расположения сетей теплоснабжения, равно как и не учтено наличие в квартире истцов четырёх индивидуальных прибора учета воды, поставляемой водоканалом по соответствующему платежному документу.
Полагают, что судом неправильно применены нормы права, содержащие формулы для расчёта оплаты за потреблённую тепловую энергию. Фактически АО "ТомскРТС" неосновательно и чрезмерно обогащается. Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при закрытой системе теплоснабжения многоквартирного дома не предусмотрен учёт показаний ИПУ при определении оплаты за тепловую энергию. Такие показания используются лишь для оплаты поступающего объёма воды. АО "ТомскРТС" неправомерно использует показания ИПУ, поскольку для определения оплаты за тепловую энергию, потраченную на нужды многоквартирного дома, должны использоваться показания только ОДПУ. Соответственно, расчёт за потреблённую тепловую энергию АО "ТомскРТС" произведён неверно, у истцов задолженность перед АО "ТомскРТС" отсутствует.
Ссылаются на то, что с 01.06.2011 ООО "Жилсервис ТДСК" не производит расчёты за тепловую энергию с собственниками квартир многоквартирного дома, т.к. данную функцию выполняет АО "ТомскРТС". В материалах дела отсутствуют надлежащим образом оформленные протоколы или решения о передаче полномочий по начислению оплаты за тепловую энергию в АО "ТомскРТС".
Считают, что ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" незаконно приостановлена выплата ЕДВ ЖКУ, а судом не осуществлена защита их прав на получение этой выплаты за период с сентября 2019 года по март 2020 года включительно.
Обращают внимание на то, что суд, не имея специальных познаний в области теплоэнергетики, не привлёк к участию в деле для соответствующих разъяснений специалистов или экспертов специализированных организаций, осуществляющих контроль и надзор в сфере предоставления коммунальных услуг. В обжалуемом судебном акте суд ссылается на неприменимый пункт 54 Правил предоставления коммунальных услуг, в то время как применению подлежит пункт 55 этих Правил.
В возражениях на апелляционную жалобу представители ответчиков АО "ТомскРТС" Шишкин А.С, ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" Прудников А.Н. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца первого части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия оснований для отмены или изменения судебного постановления не нашла.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В настоящее время в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
Из дела следует, что Карючина С.И. и Карючин А.И. являются собственниками квартиры N /__/ в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м (дата регистрации права собственности 07.11.2007).
Схема теплоснабжения жилого дома по адресу: /__/, соответствует техническим условиям и проекту, является закрытой. Для учёта тепловой энергии установлен ОДПУ (общедомовой прибор учёта тепловой энергии). Горячее водоснабжение осуществляется через водоподогреватель (теплообменник), установленный в тепловом узле жилого дома. ОДПУ и теплообменник являются общедомовой собственностью собственников МКД (т. 1, л.д. 158, ответ ООО "Жилсервис ТДСК" от 06.12.2019 N 2222/04 в адрес Карючина А.И.).
Согласно ответам департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 08.08.2019 N К-2822, от 06.12.2019 N К-6152 данному по результату проверки обращения Карючина А.И.: протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: /__/, от 01.01.2015 выбран способ управления управляющей организацией ООО "Жилсервис ТДСК", с которой заключен договор управления многоквартирным домом, и принято решение производить оплату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации; между ООО "Жилсервис ТДСК" и АО "ТомскРТС" заключен договор энергоснабжения с целью оказания потребителям надлежащих услуг по отоплению и горячему водоснабжению; в многоквартирном доме закрытая система горячего водоснабжения, дом оснащен общедомовым прибором учёта тепловой энергии, производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению происходит с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома; жилое помещение истцов оснащено индивидуальными приборами учёта горячей воды с 25.12.2017 (акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта расхода воды от 25.12.2017), начальные показания составляют: по прибору учёта N 054560271 - 303 куб.м, по прибору учёта N 054560265 - 150 куб.м; в период с июля 2016 года до даты ввода приборов учёта горячей воды в эксплуатацию расчёт платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производился АО "ТомскРТС" исходя из норматива потребления, с 25.12.2017 начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится исходя из передаваемых показаний установленных приборов учёта горячей воды; передаваемые собственниками квартиры N /__/ показания приборов учёта горячей воды с момента их ввода в эксплуатацию не менялись, в связи с чем 22.01.2019 ООО "Жилсервис ТДСК" произвело снятие контрольных показаний установленных в жилом помещении истцов приборов учёта горячей воды (по прибору учёта N 054560271 - 344 куб.м, по прибору учёта N 054560265 -
170 куб.м); на основании контрольных показаний АО "ТомскРТС" произвело доначисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, что отражено в платёжном документе за март 2019 года (т. 1, л.д. 159-160, 161-162).
В счёте на оплату услуг (электроэнергия, отопление и ГВС) за март 2019 года по услуге отопления и ГВС по факту истцам выставлено к оплате 7991, 27 руб, при этом за ГВС начислено 6397, 68 руб, исходя из количества потребления 61 м3 (344-303) + (170-150) (т. 1, л.д. 36).
На основании информации, полученной от АО "ТомскРТС" о наличии по адресу: /__/, задолженности по услуге теплоснабжения, ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" с 01.09.2019 истцам как ветеранам труда приостановлена ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ) (т. 1, л.д. 151).
Отказ в удовлетворении исковых требований к АО "ТомскРТС" суд первой инстанции мотивировал тем, что АО "ТомскРТС" производит расчёт за горячее водоснабжение в части объёма коммунального ресурса - тепловой энергии, использованной для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, нарушений прав истцов как потребителей коммунальных услуг не установлено.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований к ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", суд первой инстанции исходил из того, что приостановление выплаты истцам ЕДВ ЖКУ с 01.09.2019 обусловлено наличием задолженности по услуге "отопление" и "передача тепловой энергии для нужд ГВС" более 2-х месяцев. При этом выплата ЕДВ ЖКУ возобновлена истцам с 01.09.2019 в связи с поступившей информацией, полученной от организаций ЖКХ в электронном виде за февраль 2020 года, об отсутствии задолженности.
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, признаёт выводы суда верными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о неправильности расчёта оплаты за потреблённую тепловую энергию и неосновательном обогащении ответчика АО "ТомскРТС", несостоятельны.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" дано определение тепловой энергии - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (п. 9 названной статьи).
Открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (п. 19.1 названной статьи).
В абзаце 7 пункта 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, определено, что "закрытая система теплоснабжения" - водяная система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, используется только как теплоноситель и не отбирается из сети.
Аналогичное определение закрытой системы теплоснабжения закреплено в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под горячей водой понимается вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения) (п. 27 ст. 2 названого закона).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - вид коммунальных услуг, представляющий собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил N354 (абз.3 п.40 Правил).
В силу положений п. 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом, общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) данных правил.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Согласно формуле 20 в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и произведённого объема (количества) коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1. В формуле 20.1 учтён объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома; количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяемое в соответствии с пунктом 54 Правил; норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил N 354.
Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (п.42(1) Правил).
Помещения рассматриваемого многоквартирного дома не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Согласно названному пункту правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Данные формулы учитывают лишь объем потребленной тепловой энергии многоквартирным домом на отопление, который распределяется между собственниками помещений многоквартирного дома пропорционально площади соответствующих помещений.
Однако, расход тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей ГВС в данных формулах не учитывается.
В соответствии с тем же п.42(1) Правил при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Рассматриваемыми правилами методика и формула исчисления платы за коммунальную услугу по отоплению при закрытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в том случае когда поставляемая теплоэнергия используется как на нужды отопления, так и для подогрева холодной воды на нужды ГВС отдельно не описаны, что не исключает возможность исчисления платы за указанные ресурсы посредством начисления платы за отопление и подогрев холодной воды для ГВС с учетом положений п.54 этих правил.
Такая ситуация связана с тем, что на момент введения названных правил и до внесения изменений в ЖК Российской Федерации о возможности производить оплату коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям, оплата за коммунальную услугу горячего водоснабжения, произведенную с использованием оборудования, являющегося общим имуществом собственников многоквартирного дома, производилась непосредственно исполнителю данной услуги - управляющей организации, в состав платы за которую в соответствии с п.54 Правил входит как тариф на холодную воду, так и тариф на тепловую энергию, а поставка коммунальных ресурсов (холодная вода и тепловая энергия), необходимых для приготовления горячей воды, самостоятельными коммунальными услугами по смыслу названных правил не являются.
После выбора собственниками рассматриваемого многоквартирного дома способа оплаты коммунальных ресурсов непосредственно ресурсоснабжающим организациям, разделение ответчиком платы за поставленную тепловую энергию на 2 составляющих - оплата тепловой энергии на нужды отопления и на нужды подогрева воды для горячего водоснабжения прав истца не нарушают и к двойному начислению платы за данную услугу не приводят, поскольку расчет платы за тепловую энергию на нужды отопления производится с учетом показаний общедомового прибора учета за вычетом объема тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Как видно из дела, в многоквартирном жилом доме по адресу: /__/, отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, приготовление горячей воды осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений.
Вместе с тем оплата коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственниками помещений в многоквартирном доме исполнителю коммунальной услуги не производится, а отдельно вносится плата за холодную воду и тепловую энергию ресурсоснабжающим организациям.
АО "Томск РТС" осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом по адресу: /__/, которая используется для отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения.
Холодная вода для приготовления горячей воды приобретается не у АО "ТомскРТС", а у иной ресурсоснабжающей организации.
Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды, соответствующие объемы тепловой энергии подлежат самостоятельному исчислению.
Возможность распределения между собственниками помещений в многоквартирном доме платы за поставленную тепловую энергию, использованную для отопления и ГВС, совместно правилами не регламентирована.
Из квитанций за период 2016 г. - декабрь 2017 г. следует, что начисление услуги по ГВС производилось АО "Томск РТС" истцам исходя из норматива потребления.
После установки индивидуальных приборов учета, поскольку передаваемые в АО "Томск РТС" собственниками квартиры N /__/ показания приборов учёта горячей воды с момента их ввода в эксплуатацию (с 25.12.2017) не менялись (по прибору учёта N 054560271 - 303 куб.м, по прибору учёта N 054560265 - 150 куб.м), АО "ТомскРТС" плата за подогрев воды истцам не выставлялась, а после получения контрольных показаний приборов учёта от ООО "Жилсервис ТДСК" АО "ТомскРТС" произвело доначисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
В этой связи АО "ТомскРТС" в платёжном документе за март 2019 года истцам выставлена задолженность за ту часть поставленной тепловой энергии, которая используется на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, с учётом объёма потреблённого за расчётный период в жилом помещении истцов горячей воды, определённого по показаниям индивидуального прибора учёта.
Проверкой департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по жилому помещению /__/ в многоквартирном доме по адресу: /__/, нарушений не установлено. При этом установлено, что объём тепловой энергии, определённый по показаниям общедомового прибора учёта тепловой энергии, распределяется между собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме пропорционально занимаемой площади в соответствии с норами Правил N 354.
Анализируя приведённые выше нормы в их взаимосвязи с учётом установленного способа обеспечения горячим водоснабжением многоквартирного жилого дома по адресу: /__/, судебная коллегия пришла к выводу о том, что АО "ТомскРТС" производит истцам расчет размера платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с п. 54 Правил N 354, иной порядок расчётов к сложившимся правоотношениям не применим. В связи с чем отсутствует факт неосновательного обогащения на стороне АО "ТомскРТС".
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности использования АО "ТомскРТС" показаний ИПУ, поскольку для определения оплаты за тепловую энергию, потраченную на нужды многоквартирного дома, должны использоваться показания только ОДПУ, отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании правил, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 3 постановления Правительства N 354 установлено, что разъяснения по применению Правил, утверждённых этим Постановлением, даёт Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению", Правилами N 354 не предусмотрено применение в качестве коммунальной услуги тепловой энергии, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК Российской Федерации. В связи с этим предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данный принцип обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению показаний приборов учета тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, в определенных ситуациях привело бы к резкому увеличению платы отдельными потребителями, в зависимости от интенсивности потребления в тех или иных помещениях многоквартирного дома, а также наличия или отсутствия факта потребления горячей воды.
В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учётом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка расчета платы за тепловую энергию, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, Правилами N 354 не предусмотрено (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 309-ЭС19-2341).
Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость применения п. 55, а не п. 54 Правил N 354, выводы судебной коллегии не опровергает.
В материалы дела не представлено доказательств тому, что обеспечение истцов горячим водоснабжением осуществляется за счет нагревательного оборудования, установленного в их жилом помещении. Напротив, установлено, что эта услуга предоставляется истцам с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с использованием тепловой энергии поставляемой ответчиком. К тому же истец Карючин А.И. в суде первой инстанции указал на отсутствие в его квартире водонагревателя (бойлера). В этой связи п. 55 Правил N 354 к спорным правоотношениям не применим.
Поскольку пункт 55 Правил N 354 регулирует правоотношения, связанные с оплатой услуг, только на случай когда подогрев воды осуществляется с использованием индивидуального оборудования, установленного непосредственно в жилом помещении, а не оборудования являющегося общим имуществом собственников многоквартирного дома, судебная коллегия данный довод жалобы отклоняет.
Кроме того, пункт 55 Правил N 354 предусматривает, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.
Как установлено выше, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с истцов ответчиком АО "ТомскРТС" не взымается, напротив, из дела следует, что ответчику АО "ТомскРТС" собственники помещений многоквартирного дома оплачивают лишь тепловую энергию, которая в представленных истцами платежных документах разделена на 2 составляющих: отопление и ГВС.
Размер платы за отопление определялся ответчиком как разность объема потреблённой за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды, данные о размерах потребления которых приведены в счетах на оплату.
В свою очередь объем потребленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения каждым из жилых помещений, рассчитан ответчиком исходя из показаний индивидуальных приборов учета либо нормативов потребления горячей воды, в случае если таковые в каком либо помещении не установлены. Сведения об объемах потребления так же приведены в соответствующих счетах на оплату коммунальных услуг.
Такой порядок начисления платы за тепловую энергию правилам предоставления коммунальных услуг не противоречит и согласуется с приведёнными выше разъяснениями уполномоченного органа.
Ссылки апеллянтов на неосновательное обогащения ресурсоснабжающей организации, получившей, по мнению последних, плату за тепловую энергию в составе платы за отопление на основании показаний общедомового прибора учета и повторно выставляющего счет на оплату этого же коммунального ресурса за подогрев воды для ГВС, несостоятельны.
Разница в показаниях индивидуальных приборов учета, установленных в помещении истцов и учитываемых ответчиком показаний индивидуальных приборов учета при расчете платы за отопление, возникла ввиду непредставления показаний таковых в ресурсоснабжающую организацию истцами.
Вместе с тем выявление действительного объёма потребления горячей воды в помещении истца после получения сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, установленных в квартире истцов, привело к автоматическому перерасчёту платы за услугу отопления в последующие периоды для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, установленные обстоятельства не свидетельствуют о неосновательном обогащении ответчика АО "ТомскРТС" за счет истцов и не может свидетельствовать о получении АО "ТомскРТС" двойной оплаты за коммунальный ресурс, поскольку в конечном итоге ее размер не превышает объем фактически поставленной тепловой энергии, который фиксируется общедомовым прибором учета.
А описанный выше способ расчета размеры палаты за тепловую энергию, используемую для отопления и подогрева воды для ГВС, лишь способствует справедливому распределению платы за соответствующий коммунальный ресурс между собственниками помещений многоквартирного дома в зависимости от объемов потребления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не установлено наличие либо отсутствие (акта разграничения ответственности сторон, акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учёта тепловой энергии, решения общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме по вопросу установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, даты и время снятия показаний ОДПУ, порядка расчёта за ресурс на основании показаний ОДПУ и схемы расчета), не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований к АО "ТомскРТС", равно как и не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Указание апеллянтов на то, что судом первой инстанции не установлено наличие либо отсутствие договора, регулирующего права и обязанности АО "ТомскРТС" и собственников многоквартирного дома, не может быть принято во внимание судебной коллегией, поскольку противоречит материалам дела.
Напротив, по результатам проверки департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области установлено, что на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: /__/, от 01.01.0215 с ООО "Жилсервис ТДСК" заключен договор управления многоквартирным домом, принято решение производить оплату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающие организации; между ООО "Жилсервис ТДСК" и АО "ТомскРТС" заключен договор энергосбережения с целью оказания потребителям надлежащих услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Доказательств расторжения договора управления многоквартирным жилым домом и прекращения действия договора ресурсоснабжения в материалах дела нет.
Пунктом 14 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) определено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пп. а, б п. 31 Правил N 354).
Из системного толкования положений статей 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями (гражданами) и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, а также при отсутствии решения собственников помещений о заключении между потребителями (гражданами) и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов.
Согласно материалам дела АО "ТомскРТС" в спорный период поставляло в многоквартирный дом по адресу: /__/ тепловую энергию и производило непосредственное выставление потребителям счетов на оплату отпущенной энергии.
Право на выставление счетов по оплате коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме по адресу: /__/, возникло у ресурсоснабжающей организации - АО "ТомскРТС" на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД по указанному адресу от 01.01.2015, которым определен порядок оплаты за все потребленные коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, что соответствует положениям ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких данных довод апелляционной жалобы об отсутствии у АО "ТомскРТС" полномочий на осуществление расчётов за потребленные коммунальные услуги (тепловую энергию), безоснователен.
Ссылка на отсутствие актов (ведомости) по снятию показаний приборов учёта в присутствии собственника и подписанных последним, выводы судебной коллегии не опровергает, поскольку конечные показания приборов учета апеллянтами фактически не оспаривается, а потому источник получения данных сведений управляющей организацией, направившей эти сведения поставщику коммунальной услуги, не свидетельствует о незаконности действия ответчика.
Действия управляющей компании согласуются с положениями п. 82 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений), согласно которому исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В материалы дела не представлено доказательств тому, что в квартире истцов ООО "Жилсервис ТДСК" не проводилось снятие контрольных показаний установленных в жилом помещении приборов горячей воды, равно как и доказательств, опровергающих полученные сведения о показаниях ИПУ. Напротив, показания ИПУ истцами не оспорены.
Что касается довода апелляционной жалобы об отсутствии в квитанциях АО "ТомскРТС" в нарушение действующего законодательства данных, необходимых для расчёта оплаты услуги по теплоснабжению (показания ОДПУ, начальные и конечные показания, расход тепловой энергии и расчётный период времени, площадь квартир и мест общего пользования), он не может быть принят во внимание.
Пункт 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Платежный документ имеет двойную функцию: информационную и расчетно-платежную.
Требования к платежному документу и сведения, содержащиеся в нем, определены пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В силу пп. "в", "г", "е" 69 Правил N 354 в платежном документе, в том числе, указываются единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
В соответствии с п. 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Ни Методические рекомендации, утв. приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" (окончание действие 25.05.2018), ни приказ Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" не содержат и не устанавливают требований к расчёту суммы задолженности за коммунальный ресурс, определяя форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, счёт-квитанция на оплату услуг за март 2019 года, выставленная истцам АО "ТомскРТС", содержит время наличия услуг отопления и ГВС, время работы прибора на отопление и на ГВС, объемы потребления по дому по прибору на отопление и на ГВС, общую площадь дома, количество жильцов, номера приборов учёта (начальные и конечные показания, расход). Аналогичные данные содержат счета на оплату услуг за 2016, 2017, 2018 гг.
Кроме того, департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в ответе в адрес Карючина А.И. от 08.08.2019 N К-2822 указал, что документ, предъявленный АО "ТомскРТС", содержит сведения о фактическом суммарном объёме коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, определённом по показаниям общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Доказательств, свидетельствующих о том, что суммы, указанные в платежных документах, не соответствуют стоимости реально потребленных истцами услуг либо тарифам, установленным законам, в материалы дела истцами не представлено. Отсутствие формулы расчетов само по себе не свидетельствует о недостоверности информации, изложенной в квитанциях.
Довод апелляционной жалобы о том, что к участию в деле судом первой инстанции не привлечены для разъяснения специалисты или эксперты специализированных организаций, осуществляющих контроль и надзор в сфере предоставления коммунальных услуг, отклоняется судебной коллегией.
В силу ч. 1 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает экспертизу при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
Согласно ч. 1 ст. 188 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио- или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества).
Между тем, исходя из предмета и основания иска, заявленный спор не требует привлечения специалиста. По мнению судебной коллегии, имеющаяся совокупность доказательств была достаточна для вынесения решения по делу без назначения экспертизы или привлечения специалиста, суд правомерно пришел к выводу о возможности рассмотрения дела на основании представленных доказательств, оценив их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном приостановлении ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" выплаты истцам ЕДВ ЖКУ, об отсутствии судебной защиты прав истцов на эту выплату за период с сентября 2019 года по март 2020 года включительно, безосновательны.
Согласно материалам дела истцы как ветераны труда являются получателями ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ), выплачиваемой им ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
Из ответа департамента социальной защиты населения Томской области от 29.11.2019 в адрес Карбчина А.И, Карючиной С.И. следует, что на основании информации, полученной от АО "ТомскРТС" о наличии задолженности по услуге теплоснабжения с 01.09.2019 выплата ЕДВ ЖКУ приостановлена.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", подпункт 4 пункта 1 статьи 13 которого предусматривает, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 названного Закона).
В силу положений ч. 1, 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
По смыслу ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В Томской области предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 16.12.2004 N254-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области".
Частью 1 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что граждане, имеющие звание "Ветеран труда", после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", граждане, имеющие звание "Ветеран труда", получающие пенсию по иным основаниям или пожизненное содержание, при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также граждане, имеющие звание "Ветеран труда", по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), независимо от прекращения трудовой деятельности имеют право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого Администрацией Томской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, определяется Администрацией Томской области (ч. 3 ст. 7 названного Закона).
Постановлением Администрации Томской области от 19.01.2011 N7а утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих на территории Томской области (далее - Порядок).
В п. 1-2 указанного постановления определено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат предоставляются Департаментом социальной защиты населения Томской области через подведомственные учреждения - в том числе областное государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - уполномоченное учреждение). Взаимодействие уполномоченного учреждения с организациями, осуществляющими расчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - организации ЖКХ), осуществляется в рамках заключаемых соглашений об обмене информацией на безвозмездной основе посредством электронного взаимодействия.
В силу п. 5 Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Подпунктом 3 пункта 38 Порядка (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что выплата мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается в случае получения уполномоченным учреждением информации о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнения гражданином условий соглашения о погашении задолженности, передаваемой организациями ЖКХ в рамках соглашений об обмене информации.
Приостановление выплаты ЕДВ ЖКУ производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором уполномоченным учреждением установлены соответствующие обстоятельства.
Возобновление выплаты компенсации расходов, ЕДВ ЖКУ в случае приостановления, указанном в подпункте 3) настоящего пункта, производится с месяца приостановления при получении уполномоченным учреждением сведений, передаваемых организациями ЖКХ в рамках соглашений об обмене информации, об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению, или при представлении гражданином по собственной инициативе документов, подтверждающих отсутствие задолженности, либо выполнение соглашения о погашении задолженности (оплаченные счета-квитанции, справки организаций ЖКХ).
Как разъяснено в п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч.5 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
В п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020, также разъяснено, что получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции принял во внимание, что приостановление ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" предоставления Карючину А.И, Карючиной С.И. ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.09.2019 обусловлено получением в рамках информационного обмена сведений о наличии у истцов задолженности по услуге теплоснабжения более двух месяцев.
Судебная коллегия принимает во внимание, что из обращений истцов в департамент социальной защиты населения Томской области следует, что оплата ими производится не в полном объёме, т.к. они не согласны с начислением платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению АО "ТомскРТС". В свою очередь департаментом социальной защиты населения Томской области установлено, что департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области на основании обращений Карючина А.И, Карючиной С.И. дважды в 2019 году проводились проверки на предмет выявления нарушений начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, однако нарушений порядка исчисления платы за эти коммунальные услуги не выявлено (т. 1, л.д. 151).
Доказательств отсутствия у истцов задолженности по оплате коммунальных услуг по состоянию на 01.09.2019 (дата приостановления истцам уполномоченным органам выплаты ежемесячной денежной компенсации), принятия ими до этой даты мер по погашению задолженности по оплате коммунальных услуг, заключения соглашения о порядке погашения этой задолженности, в материалах дела нет, на них истцы не ссылались ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции. Кроме того, доказательств, подтверждающих наличие у истцов уважительных причин неуплаты, в том числе, связанных с их состоянием здоровья, материальным положением, не предоставлено.
С учётом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным решения ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" о приостановлении истцам выплаты ЕДВ ЖКУ с 01.09.2019, и, как следствие оснований для удовлетворения производного от него требования о компенсации морального вреда.
Установив, что распоряжениями ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" от 30.03.2020 N 223, 13, 173 Карючиной С.И, Карючину А.И. с 01.09.2019 (с даты приостановления) возобновлена ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг ветеранам труда, суд первой инстанции, верно отказал в удовлетворении требований в части возложения на ОГКУ "Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" обязанности возобновить названную выплату истцам с 01.09.2019.
Иных доводов и правовых аргументов, могущих свидетельствовать о незаконности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда отмене или изменению по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 02 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карючина Александра Ивановича, Карючиной Светланы Ивановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.