Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом "адрес" на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу N по административному исковому заявлению прокурора "адрес" к администрации "адрес", Комитету по управлению имуществом "адрес" о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора Трофимова А.А, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора "адрес", действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации "адрес" (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом "адрес" (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно участков тепловых сетей:
- тепловой трассы от тепловой камеры N до ввода в "адрес", протяженностью "данные изъяты" метров (расстояние до узла учета по "данные изъяты");
- тепловой трассы от тепловой камеры N до ввода в "адрес", протяженностью "данные изъяты" метров (расстояние до узла учета по "данные изъяты").
Бездействие административных ответчиков, по мнению прокурора, не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение тепловой энергией, а также создает угрозу возникновения аварийной ситуации при теплоснабжении.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие Администрации, Комитета, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет как бесхозяйного имущества, на Комитет возложена обязанность осуществить необходимые действия для устранения допущенных нарушений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, Комитет просит судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать, защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Понятие тепловой сети содержится в пункте 5 статьи 2 вышеприведенного закона и представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом. (пункты 1, 10 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из того, что рассматриваемые участки тепловые сети расположены в границах "адрес", сведения о зарегистрированных правах, а также о притязаниях на данные объекты отсутствуют, в связи с чем пришли к правильному выводу о бездействии административных ответчиков, выразившегося в невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в которых содержится ссылка на судебную практику арбитражного суда, а также о диспозитивном характере вышеприведенной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно опровергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений.
При этом, вопреки утверждению в кассационной жалобе, требование о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты прокурором не заявлено.
Аргументы административного ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на обращение в суд с административным иском подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 данного Кодекса, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление предъявлено прокурором в целях обеспечения конституционных прав на охрану жизни и здоровья других граждан, поскольку, по утверждению прокурора, непринятие административным ответчиком соответствующих мер может привести к аварийной ситуации при теплоснабжении, чем будут затронуты права и законные интересы не только собственников квартир по адресу: "адрес", но и других лиц.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом "адрес" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 18 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.