Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Асатиани Д.В, судей Гольман С.В, Князькова М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, Панасёнка С.И, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100 к гаражно-строительному кооперативу "Железнодорожник", администрации городского округа Домодедово о признании права собственности на гаражные боксы, внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о гаражных боксах, по кассационной жалобе ФИО101, ФИО102, ФИО103, ФИО104, ФИО105, ФИО106, ФИО107, ФИО108, Панасёнка С.И, ФИО109, ФИО110, ФИО111, ФИО112, ФИО113, ФИО114, ФИО115, ФИО116, ФИО117, ФИО118, ФИО119, ФИО120, ФИО121, ФИО122, ФИО123, ФИО124, ФИО125, ФИО126, ФИО127, ФИО128, ФИО129, ФИО130, ФИО131, ФИО132, ФИО133, ФИО134, ФИО135, ФИО136, ФИО137, ФИО138, ФИО139, ФИО140, ФИО141, ФИО142
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2020 г, заслушав доклад судьи Гольман С.В, выслушав представителя истцов по доверенности Конюхову Л.Е, поддержавшую кассационную жалобу, возражения представителя третьего лица ОАО "РЖД" по доверенности Логиновой Г.Н, установила:
Сысоева У.В, Рыбанов С.В, Кузнецов А.А, Синицына М.Н, Никитин Ю.Г, Вакуленко А.Г, Воронкова О.А, Хмырова А.Ю, Панасёнок С.И, Сибилева Е.Л, Митькин В.Н, Хмарной В.М, Золоткова И.А, Наумова С.В, Морозов А.Е, Сафронюк С.В, Гришин М.И, Качкина О.И, Евстропова Н.Н, Самоходкин С.Ю, Бухарин А.В, Бабкин А.В, Турлычкина Т.В, Вечер Л.П, Вакульчик С.В, Люфунде А.Г, Летов В.Ф, Овчинникова С.Ю, Вакуленко Ю.Н, Соловьев Н.О, Родионова М.И, Овсянников В.А, Хожайнова М.И, Афонин И.В, Москаленко Е.В, Шафаренко Л.А, Щербакова Е.С, Костырева В.В, Барбашов В.Б, Никульшин А.А, Шибалов И.Н, Ладейщиков Д.Н. и Одинцов Ю.Б. обратились в суд с иском к гаражно-строительному кооперативу "Железнодорожник" (далее - ГСК "Железнодорожник") и администрации городского округа Домодедово Московской области о признании права собственности на гаражные боксы, расположенные по адресу: "адрес", - а именно: за Сысоевой У.В. - на гаражный бокс N, за Рыбановым С.В. - на гаражный бокс N, за Кузнецовым А.А. - на гаражный бокс N, за Синицыной М.Н. - на гаражный бокс N, за Никитиным Ю.Г. - на гаражный бокс N, за Вакуленко А.Г. - на гаражный бокс N, за Воронковой О.А. - на гаражный бокс N, за Хмыровой А.Ю. - на гаражный бокс N, за Панасёнком С.И. - на гаражный бокс N, за Сибилевой Е.Л. - на гаражный бокс N, за Митькиным В.Н. - на гаражный бокс N, за Хмарным В.М. - на гаражный бокс N, за Золотковой И.А. - на гаражный бокс N, за Наумовой С.В. - на гаражный бокс N, за Морозовым А.Е. - на гаражный бокс N, за Сафронюком С.В. - на гаражный бокс N, за Гришиным М.И. - на гаражный бокс N, за Качкиной О.И. - на гаражный бокс N, за Евстроповой Н.Н. - на гаражный бокс N, за Самоходкиным С.Ю. - на гаражный бокс N, за Бухариным А.В. - на гаражный бокс N, за Бабкиным А.В. - на гаражный бокс N, за Турлчкиной Т.В. - на гаражный бокс N, за Вечер Л.П. - на гаражный бокс N, за Вакульчиком С.В. - на гаражный бокс N, за Люфунде А.Г. - на гаражный бокс N, за Летовым В.Ф. - на гаражный бокс N, за Овчинниковой С.Ю. - на гаражный бокс N, за
Вакуленко Ю.Н. - на гаражный бокс N, за Соловьевым Н.А. - на гаражный бокс N, за Родионовой М.И. - на гаражный бокс N, за Овсянниковым В.А. - на гаражный бокс N, за Хожайновой М.И. - на гаражный бокс N, за Афониным И.В. - на гаражный бокс N, за Москаленко Е.В. - на гаражный бокс N, за Шафаренко Л.А. - на гаражный бокс N, за Щербаковой Е.С. - на гаражный бокс N, за Костыревой В.В. - на гаражный бокс N, за Барбашовым В.Б. - на гаражный бокс N, за Никульшиным А.А. - на гаражный бокс N, за Шибаловым И.Н. - на гаражный бокс N, за Ладейщиковым Д.Н. - на гаражный бокс N, за Одинцовым Ю.Б. - на гаражный бокс N, - и о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о нежилом здании, находящемся по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются членами ГСК "Железнодорожник", находящегося по адресу: "адрес", - и выплатили все паевые взносы. Гаражные боксы построены на выделенном для этих целей земельном участке. Вследствие отсутствия разрешительной документации на строение истцы лишены возможности зарегистрировать свое право собственности в установленном законом порядке, что и послужило основанием для обращения в суд.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2019 г. исковые требования были удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 июля 2020 г. суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле привлечено в качестве соответчика ТУ Росимущества по Московской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 10 августа 2020 г. решение Домодедовского городского суда Московской области от 11 сентября 2019 г. отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе истцы просят об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного и об оставлении в силе решения суда первой инстанции, ссылаются на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, на противоречие выводов суда материалам дела.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещёнными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами ФИО44 и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку судом первой инстанции допущено нарушение, предусмотренное пунктами 2, 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что установлено судом апелляционной инстанции, не оспаривается кассаторами и следует из материалов дела, у суда апелляционной инстанции не имелось законных оснований для оставления решения суда в силе по смыслу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что недопустимо также судом кассационной инстанции, исходя из статей 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истцы являются членами ГСК "Железнодорожник", находящегося по адресу: "адрес", - и каждый из истцов владеет гаражным боксом, в отношении которого притязает на признание права собственности за ним. Паенакопления за гаражные боксы выплачены истцами полностью, задолженности по членским взносам не имеется, что подтверждается справкой ГСК "Железнодорожник".
Постановлением исполнительного комитета Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области от 15 ноября 1991 г. N 1385/21 по ходатайству руководства станции "Домодедово" Московской железной дороги было дано разрешение станции "Домодедово" строительство хозблоков, для работников железнодорожного транспорта, проживающих на территории станции "Домодедово", в полосе отвода железной дороги, вблизи тяговой подстанции г.Домодедово.
Постановлением Главы администрации Домодедовского района Московской области от 8 июня 1993 г. N 2294/19 зарегистрирован устав кооператива по строительству хозблоков "Железнодорожник" для работников железной дороги, а также за кооперативом "Железнодорожник" был закреплен земельный участок по фактическому пользованию площадью 2000 квадратных метров.
Решением комиссии по недвижимости от 13 августа 1998 г. N 38 принято решение о перерегистрации кооператива по строительству и эксплуатации хозблоков "Железнодорожник" в ГСК "Железнодорожник", а также о вынесении в натуре и оформлении в долгосрочную аренду (10 лет) после регистрации юридического лица и согласования с Начальником отделения дороги вопроса выделения земельного участка под размещение ГСК.
Постановлением Главы Домодедовского района Московской области от 20 июля 1999 г. N 2215 на основании решения комиссии по недвижимости утверждён выбор земельного участка ГСК "Железнодорожник" (полоса отвода дороги) из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги под размещение индивидуальных гаражей по фактическому использованию, а также принято решение о предоставлении в аренду сроком на 10 лет ГСК "Железнодорожник" земельный участок, площадью 5382 квадратных метра.
Постановлением Главы Домодедовского района Московской области от 2 августа 1999 г. N 2441 утверждены границы земельного участка, отведенного в аренду сроком на 10 лет ГСК "Железнодорожник" под размещение индивидуальных гаражей площадью 0, 54 гектара (по фактическому пользованию) из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги в границах предоставленного чертежа.
Постановлением Главы Домодедовского района Московской области 19 октября 1999 г. N 3339 ГСК "Железнодорожник" разрешено строительство гаражей для индивидуального транспорта на земельном участке, предоставленном в аренду названными постановлениями, из земель Московско-Павелецкого отделения Московской железной дороги.
16 августа 1999 г. заключён Договор аренды N 143-КИЗ на земельный участок, площадью 5400 квадратных метра, под гаражи сроком на 10 лет. В соответствии с постановлением администрации городского округа Домодедово Московской области от 11 февраля 2010 г. N 409 Дополнительным соглашением от 26 мая 2010 г. N 4 срок действия договора продлен до 19 сентября 2019 г. Договор аренды зарегистрирован в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Согласно справке о присвоении почтового адреса от 1 октября 1999 г. N 120, гаражам присвоен почтовый адрес: "адрес"
Также судом установлено, что между ТУ Росимуществом по Московской области и ОАО "РЖД" заключён договор от 5 сентября 2008 г. N Р-24/08 аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", - площадью 3270000 квадратных метров, для его использования в соответствии с разрешенным использованием. Условия договора применяются к отношениям Арендодателя и Арендатора с 1 января 2005 г. Земельный участок является федеральной собственностью.
Гаражи, о праве собственности на которые заявлены требования, находятся в границах установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги.
Руководствуясь положениями статей 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положением о землях транспорта, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. N 24, Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использовании полосы отвода, утверждённой заместителем Министра путей сообщения СССР от 30 января 1963 г, суд апелляционной инстанции пришёл к выводам о том, что спорные гаражи находятся в установленной в соответствии с законом полосы отвода железной дороги, где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, законодательство, действовавшее на момент возведения капитальных гаражей, также не содержало разрешения на возведение в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений, спорный земельный участок является федеральной собственностью, в связи с чем договор аренды спорного земельного участка от 16 августа 1999 г. N 143-КИЗ заключён неуполномоченным органом, и указанная часть земельного участка, относящаяся к федеральной собственности, находящаяся в аренде у владельца железной дороги ОАО "РЖД" и расположенная в полосе отвода железной дороги, занята и используется ответчиками без каких-либо правовых оснований, а находящиеся на этой части земельного участка постройки ответчиков возведены без предоставления для этого земельного участка в установленном порядке под их строительство, без требуемых разрешений и согласований, с нарушением целевого использования земельного участка, без согласия как собственника, так и арендатора земельного участка, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судебная коллегия находит, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушениями норм материального и процессуального права, выразившимися в следующем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (абзац первый).
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абзац третий).
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинён режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания её объектом недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 218 данного кодекса член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Таким образом, в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимое имущество возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
Из апелляционного определения следует, что факт полной выплаты истцом паевого взноса 5 ноября 1992 г. установлен и под сомнение судом не поставлен.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
На момент предоставления земельного участка и разрешения строительства гаражей и в настоящее время законодательством не установлен императивный запрет на размещение в полосе отвода железных дорог капитальных строений.
Статьёй 79 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. предусматривалось, что к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населённых пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.
Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно - технической документацией.
Размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов.
Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полосой отвода железных дорог (далее - полоса отвода) являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Как предусмотрено в статье 9 названного закона, земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.
По смыслу подпункта "а" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, когда они ухудшают видимость железнодорожного пути и создают угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 5 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611, размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.
Согласно заключению строительно-технического эксперта N 14/12-18 (1-24, 70-94), представленному в деле, нежилое здание, в котором расположены спорные гаражные боксы, - 1998 г. постройки, одноэтажное с подвалом, соответствует признакам недвижимого имущества и капитального строения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что разрешение на строительство хозблоков для работников железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги вблизи тяговой подстанции г.Домодедово было дано постановлением исполнительного комитета Домодедовского городского Совета народных депутатов Московской области от 15 ноября 1991 г. N 1385/21 по ходатайству руководства станции "Домодедово" Московской железной дороги, то есть тогда, когда размещение на этих землях зданий и сооружений осуществлялось по согласованию с городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов.
Впоследствии за кооперативом "Железнодорожник", а затем и за ГСК "Железнодорожник" был закреплён земельный участок постановлением Главы администрации Домодедовского района Московской области от 8 июня 1993 г. N 2294/19 по фактическому пользованию и затем на основании договора аренды. Постановлением Главы Домодедовского района Московской области от 19 октября 1999 г. N 3339 ГСК "Железнодорожник" разрешено строительство гаражей для индивидуального транспорта на выделенном земельном участке.
Проект отвода земельного участка под строительство 1998 г, ситуационный план 1998 г, генплан застройки "Гаражи индивидуального пользования на 138 машиномест для ГСК "Железнодорожник" 1999 г, план пристройки гаражей к существующим ординатам АБСД, письмо Управления Московской железной дороги от 3 февраля 1999 г. N ДТК-224/230 содержат указания на согласования как органом местного управления, так и Московской железной дорогой, службами МПС России.
В письме от 21 августа 2015 г. исх. N 3242/МоскНРИ в адрес председателя правления ГСК "Железнодорожник" ОАО РЖД" в лице филиала Московская железная дорога указывало, что тот факт, что размещение ГСК "Железнодорожник" в полосе отвода в 1999 г. было согласовано и Московской железной дорогой, и муниципальным органом, позволяет не относить возведённые гаражные боксы к самовольным постройкам, предлагало использование частей земельных участков полосы отвода на праве субаренды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российский железные дороги".
Между тем, указанные обстоятельства предоставления земельного участка, выдачи разрешений и согласований судом апелляционной инстанции необоснованно не приняты во внимание. Выводов о том, что названных разрешений и согласований на строительство по законодательству, действовавшему на момент их выдачи, было недостаточно, а также об обстоятельствах, в силу которых ГСК "Железнодорожник" и истцы не должны были полагаться на указанные решения органов власти и согласования с железной дорогой, о том, что размещение гаражей создаёт угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, угрозу жизни и здоровью граждан, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц апелляционной инстанцией не было сделано.
Судебная коллегия считает, что приведённые выше обстоятельства и законоположения не получили надлежащей судебной оценки и применения, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав истцов.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2020 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 июля 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.