Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Зиннатуллиной Н.В. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, старшего государственного лесного инспектора в Свердловской области N 12-13-08/645 от 31 июля 2019 года, решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 18 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", установил:
постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, старшего государственного лесного инспектора в Свердловской области N 12-13-08/645 от 31 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Серовского районного суда Свердловской области от 18 февраля 2020 года и решением судьи Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года, публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Зиннатуллина Н.В. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по жалобе защитника ПАО "ФСК ЕЭС" Зиннатуллиной Н.В, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 ноября 2020 года.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Пункт 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является видом использования лесов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее по тексту - Правила пожарной безопасности), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 34 Правил пожарной безопасности просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
В силу пункта 35 Правил пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
На основании пункта 15 "Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов", утвержденных приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" 03 июня 2019 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного устного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Свердловской области Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, государственным инспектором Свердловской области при осуществлении патрулирования лесных участков на территории Красноярского участкового лесничества ГКУ СО "Серовское лесничество", согласно утвержденного графика проведения рейдов в целях осуществления федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории ГКУ СО "Серовское лесничество" выявлено нарушение правил пожарной безопасности в лесах, совершенное ПАО "ФСК ЕЭС". Так, обнаружено следующее: в квартале N 188 выделы 1, 54, 55, 75, 76 Красноярского участка Красноярского участкового лесничества ГКУ СО "Серовское лесничество" наблюдается проведение работ по расчистке от древесно-кустарниковой растительности (горючего материала - хвороста), а так же по расширению просек ВЛ 220 кВ "Нижнетуринская ГРЭС-Сосьва" в охранной зоне линейного объекта электросетевого хозяйства. Своевременная очистка порубочных остатков не произведена, горючие материалы (древесная растительность, хворост) не вывозились, срубленная при расчистке же древесная растительность, хворост (горючий материал) оставлена под ЛЭП, и находятся вдоль стены прилегающего леса. Работы по расчистке и расширению ВЛ производились с ноября 2018 года и по настоящее время.
На момент осмотра весенняя доочистка мест рубок от порубочных остатков не произведена в квартале N 188 выдел 1 протяженность 338 метров: выдел 54 протяженность 213 метров: выдел 55 протяженность 1 километр 110 метров; выдел 75 протяженность 100 метров; выдел 76 протяженность 363 метра. Общая протяженность не своевременной очистки от порубочных остатков 2 км 114 метров, на общей площади 1, 7 гектар. Работы по расчистке от древесно - кустарниковой растительности (горючего материала - хвороста), а так же по расширению просек ВЛ 220 кВ "Нижнетуринская ГРЭС-Сосьва" в охранной зоне линейного объекта электросетевого хозяйства производились ПАО "ФСК ЕЭС" на основании уведомления от 23 марта 2018 года N М4/П1/1/418. Своевременная очистка мест рубок, согласно нормам лесного законодательства не производилась. Площадь не своевременной очистки места рубки составила 1, 7 гектар. Указано на нарушение обществом пунктов 34, 35 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, пункта 15 "Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов", утвержденных приказом Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 (л.д.19).
Данное правонарушение было отражено в акте осмотра лесного участка N 12-13-06/84 от 25 апреля 2019 года (л.д.37).
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 03 июня 2019 года (л.д.19-21), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.32-35), актом осмотра лесного участка от 25 апреля 2019 года (л.д.37), фототаблицей (л.д.38), а также другими материалами дела, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем вынесено постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, старшего государственного инспектора в Свердловской области N 12-13-08/645 от 31 июля 2019 года.
Судебные инстанции согласились с выводами должностного лица административного органа.
Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выражая несогласие с принятыми актами, автор жалобы, ссылаясь положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", указал на то, что патрулирование лесного участка произведено в отсутствие задания на проведение такого мероприятия, выявленные в результате патрулирования нарушения являются основанием для принятия решения о назначении внеплановой проверки.
Аналогичные доводы были предметом проверки судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных актах. Патрулирование лесов на территории Красноярского участкового лесничества ГКУ СО "Серовское лесничество" проводилось в соответствии с планом проведения рейдов в целях охраны лесов от нарушений лесного законодательства. Вышеприведенное нарушение обществом Правил пожарной безопасности в лесах выявлено при патрулировании лесов, в связи с чем и составлен акт осмотра лесного участка от 25 апреля 2019 года.
Вопреки утверждениям заявителя, оснований для вывода о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не имеется. В рассматриваемом случае выявленные должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, в результате патрулирования лесных насаждений нарушения требований пожарной безопасности в лесах зафиксированы надлежащим образом, установлено лицо, ответственное за их соблюдение, обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события совершенного этим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений требований которого должностным лицом административного органа не допущено.
В связи с изложенным, оснований для признания имеющихся доказательств, подтверждающих вину ПАО "ФСК ЕЭС", недопустимыми не имеется.
Иные суждения заявителя, приведенные в жалобе, сведенные к тому, что работы по расчистке просек ВЛ не были окончены, основанием для отмены судебных актов не являются, поскольку не свидетельствуют о том, что общество не является субъектом правонарушения и не исключают вину указанного юридического лица в совершении вмененного правонарушения. В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Имеющиеся в материалах дела доказательства объективно свидетельствуют о нарушении ПАО "ФСК ЕЭС" правил пожарной безопасности в лесах.
При данных обстоятельствах учитывая, что вина общества в совершении правонарушения должностным лицом административного органа установлена, общество является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом доказательств, подтверждающих своевременное принятие им всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в материалах дела не представлено, выводы должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях юридического лица признаков состава вмененного ему в вину правонарушения соответствует правильному применению норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия общества правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении общества не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" составлен уполномоченным должностным лицом с участием защитника юридического лица, которому копия протокола вручена в установленном законом порядке. Права, предусмотренные статей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитнику разъяснены надлежащим образом.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены. Вопреки доводам заявителя, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Порядок и срок привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности не нарушены.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа должностным лицом назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалоб ПАО "ФСК ЕЭС" на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судебных инстанций соответствуют требованиям закона.
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобам на постановление лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие защитник, права обосновывать позицию по делу, как и других процессуальных прав, лицо, привлекаемое к ответственности, лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Северному и Горнозаводскому управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, старшего государственного лесного инспектора в Свердловской области N 12-13-08/645 от 31 июля 2019 года, решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 18 февраля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 27 мая 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Зиннатуллиной Н.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.