Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1281/2020 по иску Гарипова Салавата Шамсутдиновича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе Гарипова Салавата Шамсутдиновича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения Гарипова Салавата Шамсутдиновича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гарипов С.Ш. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным решение ответчика от 09 апреля 2020 года N N в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 24 июня 1991 года по 18 декабря 1992 года в качестве "данные изъяты" в Арендном медицинском учреждении "Магдент", с 11 января 1993 года по 30 сентября 1993 года в качестве "данные изъяты" в Муниципальном медицинском учреждении "Магдент"; периодов прохождения курсов повышения квалификации с 20 октября 2003 года по 24 октября 2003 года, с 28 марта 2009 года по 01 мая 2009 года, с 10 мая 2011 года по 04 июня 2011 года, с 14 сентября 2012 года по 17 сентября 2012 года, с 14 сентября 2013 года по 18 сентября 2013 года, с 17 марта 2014 года по 18 апреля 2014 года, с 09 мая 2016 года по 09 июня 2016 года, с 15 марта 2017 года по 18 марта 2017 года, с 04 мая 2019 года по 05 мая 2019 года; назначении страховой пенсии с 18 марта 2020 года.
В обоснование иска указал, что 18 марта 2020 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако оспариваемым решением ему отказано в установлении страховой пенсии. Полагал, что не учтенные ответчиком и заявленные в иске периоды подлежат включению в его страховой стаж.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 июля 2020 года иск Гарипова С.Ш. удовлетворен. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) от 09 апреля 2020 года N N об отказе в установлении пенсии в части невключения в специальный стаж Гарипова С.Ш, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы с 24 июня 1991 года по 18 декабря 1992 года, с 11 января 1993 года по 30 сентября 1993 года; периодов прохождения курсов повышения квалификации с 20 октября 2003 года по 24 октября 2003 года, с 28 марта 2009 года по 01 мая 2009 года, с 10 мая 2011 года по 04 июня 2011 года, с 14 сентября 2012 года по 17 сентября 2012 года, с 14 сентября 2013 года по 18 сентября 2013 года, с 17 марта 2014 года по 18 апреля 2014 года, с 09 мая 2016 года по 09 июня 2016 года, с 15 марта 2017 года по 18 марта 2017 года, с 04 мая 2019 года по 05 мая 2019 года; и отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Гарипова С.Ш. вышеназванные периоды и назначить ему досрочную страховую пенсию с 18 марта 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 октября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 27 июля 2020 года в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) об отказе во включении Гарипову С.Ш. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов работы с 24 июня 1991 года по 18 декабря 1992 года, с 11 января 1993 года по 30 сентября 1993 года, возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) обязанности включить Гарипову С.Ш. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов работы с 24 июня 1991 года по 18 декабря 1992 года, с 11 января 1993 года по 30 сентября 1993 года и назначить Гарипову С.Ш. досрочную страховую пенсию с 18 марта 2020 года отменено. Принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гарипова С.Ш. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гарипов С.Ш. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 октября 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконного.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), поименованы врачи независимо от наименования должности, в разделе "Наименование учреждений" указаны - больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе клиники и клинические части, госпитали, лепрозории, психиатрические колонии.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, включалась работа врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (пункт 1).
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка N781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено врачам -специалистам всех наименований, работающим в учреждениях, перечисленных в указанном списке, в частности в больницах всех наименований
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Судами установлено, что Гарипов С.Ш, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 марта 2020 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 09 апреля 2020 года N Гарипову С.Ш. отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчик не включил в специальный стаж Гарипова С.Ш. периоды работы с 24 июня 1991 года по 18 декабря 1992 года и с 11 января 1993 года по 30 сентября 1993 года в качестве "данные изъяты" в Арендном медицинском учреждении "Магдент", поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N781; периоды прохождения курсов повышения квалификации с 20 октября 2003 года по 24 октября 2003 года, с 28 марта 2009 года по 01 мая 2009 года, с 10 мая 2011 года по 04 июня 2011 года, с 14 сентября 2012 года по 17 сентября 2012 года, с 14 сентября 2013 года по 18 сентября 2013 года, с 17 марта 2014 года по 18 апреля 2014 года, с 09 мая 2016 года по 09 июня 20 года, с 15 марта 2017 года по 18 марта 2017 года, с 04 мая 2019 года по 05 мая 2019 года, как не предусмотренные Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 11 июля 2002 года N 516.
В соответствии с записями, внесенными в трудовую книжку истца, он 14 августа 1989 года зачислен в штат Стоматологической поликлиники N2 г.Магнитогорска для прохождения интернатуры по терапевтической стоматологии на должность "данные изъяты". 22 июля 1990 года зачислен в штат Стоматологической поликлиники N2 г.Магнитогорска. 24 июня 1991 года Стоматологическая поликлиника N2 переименована в Арендное медицинское учреждение "Магдент". 18 декабря 1992 года Гарипов С.Ш. уволен по статье 31 КЗоТ РФ (собственное желание). 11 января 1993 года он принят в Арендное медицинское учреждение "Магдент" на должность "данные изъяты". 01 октября 1993 года Арендное медицинское учреждение переименовано в муниципальное медучреждение "Стоматологическая поликлиника N2". 07 октября 1996 года муниципальное медучреждение "Стоматологическая поликлиника N2" переименовано в МУЗ Стоматологическая поликлиника N2". 15 апреля 2011 года Гарипов С.Ш. уволен по собственному желанию. С 16 апреля 2011 года работает в МУЗ "Детская стоматологическая поликлиника г.Магнитогорск".
Продолжительность стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 определена пенсионным органом в 27 лет 10 месяцев 23 дня; величина индивидуального пенсионного коэффициента - более 30, 0.
Полагая отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным, нарушающим его право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной деятельности, Гарипов С.Ш. обратился в суд.
Установив, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, применив положения статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, суды удовлетворили исковые требования в указанной части и включили в специальный стаж Гарипова С.Ш. для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20 октября 2003 года по 24 октября 2003 года, с 28 марта 2009 года по 01 мая 2009 года, с 10 мая 2011 года по 04 июня 2011 года, с 14 сентября 2012 года по 17 сентября 2012 года, с 14 сентября 2013 года по 18 сентября 2013 года, с 17 марта 2014 года по 18 апреля 2014 года, с 09 мая 2016 года по 09 июня 2016 года, с 15 марта 2017 года по 18 марта 2017 года, с 04 мая 2019 года по 05 мая 2019 года. Состоявшиеся судебные акты в указанной части сторонами не оспариваются, в связи с чем проверке в кассационном порядке не подлежат, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не усматривается.
Удовлетворяя исковые требования Гарипова С.Ш. в части включения в его специальный стаж периодов работы в Арендном медицинском учреждении "Магдент" с 24 июня 1991 года по 18 декабря 1992 года и с 11 января 1993 года по 30 сентября 1993 года в должности "данные изъяты", суд первой инстанции исходил из того, что указанные периоды подпадают под действие постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464. При этом в утвержденном этим постановлением Списке содержатся должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачей и среднего медицинского персонала, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме того Арендное медицинское учреждение "Магдент" образовано в результате реорганизации на основании решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г.Магнитогорска на базе Стоматологической поликлиники N2.
Установив, что после включения в специальный стаж медицинской деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода работы в Арендном медицинском учреждении "Магдент", условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", выполнены, Гарипов С.Ш. имеет необходимую выслугу лет продолжительностью более 30 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа об отказе в назначении ему такой пенсии, возложив на ответчика обязанность назначить Гарипову С.Ш. пенсию с даты обращения с 18 марта 2020 года.
Рассматривая вопрос о законности принятого судом первой инстанции судебного акта в указанной части по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное), отменяя решение суда, принимая новое решение об отказе Гарипову С.Ш. в удовлетворении иска в части включения в стаж медицинской деятельности периода работы в Арендном медицинском учреждении "Магдент" и возложения на пенсионный орган обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения 18 марта 2020 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями указанных нормативных актов, а также положениями Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781; Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464; Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для зачета указанных спорных периодов работы Гарипова С.Ш. в Арендном медицинском учреждении "Магдент" в льготный стаж, поскольку трудовая деятельность истца не протекала в медицинских учреждениях, предусмотренных соответствующими списками.
Проанализировав положения Устава Арендного медицинского предприятия "Магдент", утвержденного общим собранием трудового коллектива Стоматологической поликлиники г. Магнитогорска 03 апреля 1991 года и зарегистрированного в исполнительном комитете Ленинского райсовета народных депутатов г.Магнитогорска 19 апреля 1991 года, содержание исторической справки об изменении организационно-правовой формы и переименовании, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что истец работал не в учреждении, как об этом указано в его трудовой книжке, а в Арендном медицинском предприятии "Магдент", основной целью данной организации являлось извлечение прибыли, в связи с чем названное предприятие по своей организационно-правовой форме являлось коммерческим и, следовательно, не может относится к учреждениям здравоохранения, поименованным Списком от 6 сентября 1991 года N 464, Списком от 29 октября 2002 года N 781.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что образование Арендного медицинского предприятия "Магдент" в результате реорганизации на основании решения Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов на базе Стоматологической поликлиники N2, последующее переименование его на основании постановления Главы города Магнитогорска N N от 03 июня 1993 года в Муниципальное медицинское учреждение "Стоматологическая поликлиника N2", правового значения для разрешения настоящего спора не имеет. Спорный период работы истца в арендном предприятии не подлежит включению в его стаж для назначения досрочной страховой пенсии. В установленном порядке тождественность профессиональной деятельности истца, выполняемой после изменения организационно-правовой формы медицинского учреждения, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, не установлена.
Поскольку с учетом включенного решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) периода работы Гарипова С.Ш. в стаж для назначения досрочной страховой пенсии, а также включенных в такой стаж судом первой инстанции периодов нахождения на курсах повышения квалификации не соблюдено условие пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом Приложения N 7 к указанному Федеральному закону, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, за истцом не может быть признано право на досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с 18 марта 2020 года.
Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в оспариваемой части и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Выводы, содержащиеся в судебном акте в оспариваемой части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении положений вышеназванных нормативных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, у судов отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Гарипова С.Ш. для досрочного назначения пенсии по старости спорных периодов его работы в Арендном медицинском предприятии "Магдент" (в трудовой книжке указано Арендное медицинское учреждение "Магдент").
Как верно указано судом апелляционной инстанции, названное предприятие по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В приведенных выше Перечне N 1397 и Списках N 464, N 781, подлежащих применению, вопреки ошибочному мнению истца, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационно-правовую форму арендное предприятие, даже если оно осуществляет медицинскую деятельность.
Вопреки ошибочному мнению истца, выполнение им работы по лечению больных с различными заболеваниями само по себе не свидетельствует о праве работника на льготное пенсионное обеспечение. При этом, термин "учреждение здравоохранения" необоснованно трактуется истцом расширительно и применяется ко всем субъектам здравоохранения.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей. В связи с чем доводы кассационной жалобы о том, что период работы в Арендном медицинском предприятии "Магдент" подлежит зачету в специальный стаж, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, основанный на неверном толковании истцом норм пенсионного законодательства.
Исходя из правовых позиций изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 03 июня 2004 года N 11-П, а также в определении от 04 марта 2004 года N N 81-О, в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Обжалуемое судебное постановление соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, выводы к которым пришел суд апелляционной инстанции доводами кассационной жалобы не опровергаются. Вопреки доводам, кассационной жалобы, при рассмотрении дела судом не допущено неправильного применения норм материального или нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконных решений. Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется. Судебные акты, принятые по спорам иных лиц, правового значения для рассмотрения заявленных Гариповым С.Ш. требований не имеют, не являются преюдициальными в силу положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гарипова Салавата Шамсутдиновича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.