Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-287/2020 по иску Суханова Валентина Александровича к Администрации Куртамышского района Курганской области о признании незаконным отказа в возобновлении доплаты к пенсии, возложении обязанности по возобновлению выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии, по кассационной жалобе администрации Куртамышского района Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Суханов В.А. обратился в суд с иском к Администрации Куртамышского района Курганской области о признании незаконным отказа в возобновлении доплаты к пенсии, возложении обязанности по возобновлению выплаты ежемесячной доплаты к пенсии.
В обоснование заявления указывал, что с 29 ноября 1996 года занимал должность "данные изъяты" Администрации Куртамышского района Курганской области, с 07 декабря 2000 года по 09 декабря 2004 года - "данные изъяты" муниципального образования Куртамышского района, с 22 октября 2009 года по 23 сентября 2014 года - "данные изъяты" Куртамышского района. На основании решения Куртамышской районной Думы от 19 декабря 2012 года N N, а также распоряжения N от 29 сентября 2014 года ему осуществлялась доплата к пенсии за муниципальную службу с 29 сентября 2014 года. Решением Куртамышской районной Думы N N от 18 февраля 2016 года с 01 февраля 2016 года выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района, приостановлены. 11 февраля 2020 года он обратился в Администрацию Куртамышского района с заявлением о возобновлении выплаты, однако, в удовлетворении его заявления отказано, поскольку на основании протеста прокурора решением Куртамышской районной Думы от 21 апреля 2016 года доплата к государственной пенсии лицам, освобожденным от муниципальной должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) отменена. Считает, что поскольку ежемесячная доплата к пенсии ему назначена до 2016 года, вышеуказанное решение Думы в отношении него не может применяться. Полагает, что распоряжением главы Куртамышского района произвольно лишен права на получение гарантированного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами дополнительного пенсионного обеспечения в том объеме, в котором ему изначально назначалась доплата к пенсии с последующим перерасчетом. Просит признать отказ в возобновлении доплаты к пенсии от 26 февраля 2020 года N N Администрации Куртамышского района Курганской области незаконным, обязать Администрацию Куртамышского района возобновить выплату ежемесячной доплаты к пенсии.
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от 20 июля 2020 года Суханову В.А. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 октября 2020 года решение Куртамышского районного суда Курганской области от 20 июля 2020 года отменено и принято новое решение, которым исковые требования Суханова В.А. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Администрации Куртамышского района Курганской области, содержащийся в ответе N N от 26 февраля 2020 года, в возобновлении Суханову В.А. доплаты к пенсии. На Администрацию Куртамышского района Курганской области возложена обязанность возобновить Суханову В.А. доплату к государственной пенсии с 01 января 2017 года.
В кассационной жалобе администрация Куртамышского района Курганской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 октября 2020 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Куртамышского районного суда Курганской области от 20 июля 2020 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судами установлено, что Суханов В.А. 29 ноября 1996 года избран "данные изъяты" администрации Куртамышского района. 07 декабря 2000 года он избран "данные изъяты" муниципального образования Куртамышского района, 09 декабря 2004 года освобожден от занимаемой должности в связи с неизбранием на должность "данные изъяты". 22 октября 2009 года избран "данные изъяты" Куртамышского района, 23 сентября 2014 года полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий.
Распоряжением "данные изъяты" Куртамышского района Курганской области от 29 сентября 2014 года N N в соответствии с Положением о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района, утвержденным решением Куртамышской районной Думы от 19 декабря 2012 года N N, Суханову В.А. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за муниципальную службу с 29 сентября 2014 года, ему направлено соответствующее уведомление N N от 01 октября 2014 года.
Решением Куртамышской районной Думы от 18 февраля 2016 года N N выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района, приостановлена с 01 февраля 2016 года.
Уведомлением от 21 февраля 2016 года N N Суханову В.А. сообщено, что на основании вышеуказанного решения Куртамышской районной Думы от 18 февраля 2016 года N N выплата доплаты к государственной пенсии за муниципальную службу в 2016 году будет приостановлена.
11 февраля 2020 года Суханов В.А. обратился в Администрацию Куртамышского района Курганской области с заявлением о возобновлении доплаты к пенсии за муниципальную службу.
В письменном ответе Главы Куртамышского района от 26 февраля 2020 года N N на указанное обращение Суханову В.А. в возобновлении доплаты отказано, со ссылкой на принятое Куртамышской районной Думой решение от 21 апреля 2016 года N N, которым утверждено Положение о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района", и из содержания которого следует, что доплата к государственной пенсии лицам, освобожденным от муниципальной должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) отменена.
Полагая такое решение незаконным, ссылаясь на наличие права на ежемесячную доплату к государственной пенсии за муниципальную службу на основании распоряжения главы Куртамышского района Курганской области от 29 сентября 2014 года N N и в соответствии с ранее действующим Положением о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района, утвержденным решением Куртамышской районной Думы от 19 декабря 2012 года N N, Суханов В.А. обратился в суд.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Сухановым В.А. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу решения Куртамышской районной Думы Курганской области от 21 апреля 2016 года N 39 "О внесении изменений в решение Куртамышской районной Думы от 19 декабря 2012 года N N "Об утверждении Положения о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района" выплачиваемая за счет средств местного бюджета дополнительная гарантия прав выборных должностных лиц органов местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) устанавливается только в отношении лиц, осуществлявших полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, к которым Суханов В.А. не относится.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, возлагая на Администрацию Куртамышского района Курганской области обязанность возобновить Суханову В.А. доплату к пенсии с 01 января 2017 года, суд апелляционной инстанции указал, что Суханову В.А. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за муниципальную службу с 29 сентября 2014 года на основании распоряжения "данные изъяты" Куртамышского района Курганской области от 29 сентября 2014 года N N в соответствии с ранее действующим Положением о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района, утвержденным решением Куртамышской районной Думы от 19 декабря 2012 года N N. При этом законность распоряжения "данные изъяты" Куртамышского района Курганской области от 29 сентября 2014 года N N администрацией Куртамышского района Курганской области не оспаривалась. Сведений о несоответствии Положения от 19 декабря 2012 года N N, предусматривающего ежемесячные доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления, требованиям действующего законодательства, в деле не имеется, оспариваемый истцом ответ N Куртамышского района от 26 февраля 2020 года N N, содержащий отказ в возобновлении ранее назначенной доплаты к пенсии, таких оснований для отказа в выплате, поименованной в обращении истца от 11 февраля 2020 года, не содержит. Назначение Суханову В.А. с 29 сентября 2014 года ежемесячной доплаты к пенсии не оспорено, не отменено, решение о прекращении выплаты уполномоченным органом местного самоуправления не принималось.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил также из того, что положения от 21 апреля 2016 года N N, от 27 июня 2019 года N N, утвержденные соответствующими решениями Куртамышской районной Думы, не содержат норм, указывающих на возможность их применения к правоотношениям, возникшим до их принятия, равно как в их тексте отсутствует указание на возможность прекращения доплат к пенсии, назначенных в соответствии с Положением от 19 декабря 2012 года N N, что с учетом общепризнанного правила о распространении действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, по мнению суда апелляционной инстанции, приведенные Положения от 21 апреля 2016 года N N, от 27 июня 2019 года N N, утвержденные решениями представительного органа местного самоуправления, подлежат применению к правоотношениям по назначению и производству доплат к пенсии, возникшим после даты их приятия.
Судебная коллегия соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом и считает, что он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Решением Куртамышской районной Думой Курганской области от 19 декабря 2012 года N N в соответствии со статьями 40, 45 Устава Куртамышского района, положениями части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Курганской области от 31 октября 2001 года N 97 "О доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области", а также Закона Курганской области от 30 мая 2007 года N 251 "О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области", утверждено Положение о доплате за счет средств бюджета Куртамышского района к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района (далее - Положение от 19 декабря 2012 года N 66), начало его действия определено с 1 января 2013 года.
В соответствии с указанным Положением от 19 декабря 2012 года N N доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусматривалась как лицам, замещавшим на 25 февраля 1999 года (день введения в действие решения Представительного собрания Куртамышского района от 25 февраля 1999 года N 12 "О Реестре муниципальных должностей в Куртамышском районе") и позднее этого срока муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района на постоянной основе не менее четырех лет и получавшим денежное содержание за счет средств бюджета Куртамышского района, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, так и лицам, замещавшим на 25 февраля 1999 года и позднее этого срока должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района не менее 5 лет, при общей продолжительности стажа муниципальной службы не менее 15 лет.
Как указывалось выше, распоряжением главы Куртамышского района Курганской области от 29 сентября 2014 года N Суханову В.А. в соответствии с Положением от 19 декабря 2012 года N N установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за муниципальную службу с 29 сентября 2014 года.
В соответствии с абзацем 1 части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополненным Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу с 31 декабря 2015 года, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 4 Закона Курганской области от 27 июня 2018 года N68 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Курганской области", депутатам, членам выборных органов, выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность после прекращения полномочий (в том числе досрочно) по основаниям не указанным в части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования за счет средств местного бюджета может быть предусмотрена ежемесячная доплата к страховой пенсии. Размер, условия и порядок выплаты указанной доплаты устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Решением Куртамышской районной Думы Курганской области от 21 апреля 2016 года N 39 "О внесении изменений в решение Куртамышской районной Думы от 19 декабря 2012 года N N "Об утверждении Положения о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района" внесены изменения, касающиеся его наименования, содержания преамбулы, а также п. 1, согласно которому приложение к решению Думы, являющееся "Положением о доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы Куртамышского района" (далее - Положение от 21 апреля 2016 года N N), изложено в новой редакции с исключением из него условий назначения и размера доплат лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для прекращения выплаты Суханову В.А. доплаты к пенсии основаны на указанных нормах материального права и соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что наделение органов местного самоуправления полномочиями по определению условий предоставления права на доплату к пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов, основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12). Органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, однако они не вправе полностью прекращать выплаты, назначенные на законных основаниях в связи с изменением правового регулирования.
Принимая во внимание наличие у Суханова В.А. права на получение указанной выплаты на 29 сентября 2014 года, поскольку решение Куртамышской районной Думой Курганской области от 19 декабря 2012 года N N, утвердившей Положение о доплате за счет средств бюджета Куртамышского района к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Куртамышского района и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Куртамышского района с установлением начала его действия с 1 января 2013 года, принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, оспариваемый истцом ответ "данные изъяты" Куртамышского района от 26 февраля 2020 года N N, содержащий отказ в возобновлении ранее назначенной доплаты к пенсии, таких оснований для отказа в выплате как незаконность назначения Суханову В.А. ежемесячной доплаты к пенсии в сентябре 2014 года, незаконность распоряжения главы Куртамышского района Курганской области от 29 сентября 2014 года N N, не содержит, указанные акты незаконными не признавались, решение о прекращении выплаты уполномоченным органом местного самоуправления не принималось; учитывая, что нормы Положений от 21 апреля 2016 года N N, от 27 июня 2019 года N N, утвержденные соответствующими решениями Куртамышской районной Думы, не содержат положений (норм), указывающих на возможность их применения к правоотношениям, возникшим до их принятия, равно как в их тексте отсутствует указание на возможность прекращения доплат к пенсии, назначенных в соответствии с Положением от 19 декабря 2012 года N N, исходя из общеправовых принципов, согласно которым закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет, недопустимо произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, невозможно приостанавливать действие правовых норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан без одновременного введения механизма соответствующего возмещения, суд апелляционной инстанции пришел к
правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается. Аналогичные доводы уже являлись предметом изучения, судебной оценки и мотивированно отклонены. Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции, приведенных в обжалуемом судебном акте, у судебной коллегии не имеется.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшегося судебного акта не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 15 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Куртамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.