Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Галимовой Р.М, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-253/2020 по иску Хохрякова Олега Анатольевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской области (межрайонное), Федеральному государственному унитарному предприятию "Комбинат "Электрохимприбор" о признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, по кассационной жалобе Хохрякова Олега Анатольевича на решение городского суда г. Лесного Свердловской области от 19 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения Хохрякова О.А, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хохряков О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской области (межрайонное), Федеральному государственному унитарному предприятию "Комбинат Электрохимприбор" (далее - ФГУП "Комбинат Электрохимприбор") о признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение.
В обоснование иска Хохряков О.А. указал, что состоял в трудовых отношениях с ФГУП "Комбинат Электрохимприбор", работал в гальваническом цехе (ш.127) с 05 февраля 1986 года по 31 марта 1999 года гальваником; с 01 апреля 1999 года по 28 февраля 2001 года - металлизатором; с 01 марта 2001 года по 29 ноября 2019 года, в том числе в период с 01 января 2002 года - гальваником на участке N 3. С 16 октября 2012 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 1. 29 ноября 2019 года трудовые отношения прекращены. 29 ноября 2019 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской области с заявлением об установлении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563, поскольку в период с 01 января 2002 года по 31 октября 2016 года трудовая функция заключалась в разработке, испытании, производстве, разборке ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также в деятельности по непосредственной организации работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении. Решением пенсионного органа от 18 декабря 2019 года N 1679891/19 в назначении дополнительного материального обеспечения отказано в связи с отсутствием справки работодателя, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении права на дополнительное материальное обеспечение. Полагает действия ответчиков неправомерными.
На основании изложенного истец просил признать за ним право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", включить в стаж для дополнительного материального обеспечения период работы с 01 января 2002 года по 31 октября 2016 года в гальваником цехе на участке N 3 ФГУП "Комбинат Электрохимприбор".
Решением городского суда г. Лесного Свердловской области от 19 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 сентября 2020 года, исковые требования Хохрякова О.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Хохряков О.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской области (межрайонное), Федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор", сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом установлено, что Хохряков О.А. с 18 октября 1983 года по 29 ноября 2019 года состоял в трудовых отношениях с ФГУП "Комбинат Электрохимприбор". С 18 октября 1983 года по 21 октября 1983 года работал слесарем по обработке пластмасс; с 05 февраля 1986 года по 28 февраля 1999 гальваником в металлообрабатывающем производстве (ш 127); с 01 марта 1999 года по 31 марта 1999 года гальваником, с 01 апреля 1999 года по 30 июня 2000 года металлизатором в производстве металлообрабатывающем и по изготовлению изделий из пластмасс и резины (ш127); с 01 июля 2000 года по 28 февраля 2001 года - металлизатором, с 01 марта 2001 года по 31 декабря 2001 года - гальваником, с 01 января 2002 года по 30 сентября 2004 года - гальваником на участке N3 в гальваническом цехе (ш 127); с 01 октября 2004 года по 31 октября 2016 года - гальваником на участке N3 в цехе гальванических покрытий, изделий из пластмасс и резины (ш 129); с 01 ноября 2016 года по 29 ноября 2019 года - гальваником на участке гальваники N3.2.
С 16 октября 2012 года Хохрякову О.А, 16 октября 1962 года рождения, назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как лицу, занятому постоянно полный рабочий день в условиях радиационной вредности в производствах, предусмотренных разделом XXIV Списка N 1.
Хохряков О.А. 29 ноября 2019 года обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской области с заявлением об установлении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 года N 1563. Решением Управления Пенсионного фонда от 18 декабря 2019 года N 1670901/19 в удовлетворении заявления истца от 29 ноября 2019 года отказано.
Полагая, что выполняемая им в период с 01 января 2002 года по 31 октября 2016 года трудовая функция соответствует Указу Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", он имеет право на дополнительное материальное обеспечение, принятым пенсионным органом решением нарушается его право на получение дополнительного материального обеспечения, Хохряков О.А. обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Хохрякова О.А, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Перечнем производств, работ и профессий ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор", соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, утвержденным генеральным директором 17 декабря 2003 года после согласования 11 декабря 2003 года в комиссии Госкоропорации "Росатом" по вопросам реализации Указа, в котором поименована профессия "гальваник" в металлообрабатывающем производстве (ш. 127) на участке N 3, Перечнем производств, работ и профессий ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор", утвержденным генеральным директором 19 февраля 2020 года после согласования 19 декабря 2019 года в комиссии Госкорпорации "Росатом", в котором отсутствует профессия "гальваник" в структурных подразделениях гальванический цех, металлообрабатывающее производство, производство металлообрабатывающее и по изготовлению изделий из пластмасс и резины, цех гальванических покрытий, изделий из пластмасс и резины, исходил из того, что истец не работал по профессии и в структурных подразделениях, включенных в соответствующие перечни, утвержденные генеральным директором ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор", согласованные с комиссией Госкоропорации "Росатом" по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563.
Кроме того, суды указали на отсутствие правовых оснований для отнесения истца к категории специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, поскольку вопрос о включении производства металлообрабатывающего и по изготовлению изделий из пластмасс и резины, гальванического цеха, цеха гальванических покрытий, изделий из пластмасс и резины, профессии "гальваник" на участке гальваники 3.2. (ранее участок N 3) в соответствующий перечень рассмотрен на заседаниях комиссии Госкорпорации "Росатом" 29 сентября 2016 года, 19 декабря 2019 года, правовых оснований для их включения в перечень, комиссия не усмотрела, указав на то, что радиоактивность основного материала, используемого при работе в цехе незначительна, не превышает уровень радиоактивности природного урана, работы по использованию природного урана, начиная с добычи, включая конверсию и обогащение, не включены в перечень видов деятельности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563), как следует из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе.
Пунктом 1 данного Указа утвержден Перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (далее также - перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации).
Подпунктом "д" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 Правительству Российской Федерации предписано утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 этот Указ вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 26 августа 2000 года), а в части, касающейся мероприятий, требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, - с 1 января 2001 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 17 ноября 2000 года N 857-64 утвержден Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. Указанный нормативный акт является закрытым, имеет гриф секретности.
Пунктом 18 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 549, Госкорпорации "Росатом" предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности и с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение, а также по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения в установленном порядке по вопросам финансирования, установления, выплаты, перерасчета и индексации дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса.
В силу подпункта "ж" пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" к полномочиям Госкорпорации "Росатом" по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности отнесено принятие на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, регламентирующих определение производств, работ и профессий, с учетом которых устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных пунктом 18 Положения от 01 сентября 2005 года N 549, приказом Госкорпорации "Росатом" от 05 августа 2009 года N 552 утверждено Положение о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 (далее - Положение от 05 августа 2009 года N 552).
В соответствии с пунктом 2 Положения от 5 августа 2009 года N 552 основным критерием при определении производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом. В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении. В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса.
Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включается наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (пункт 3 Положения от 05 августа 2009 года N552).
Согласно пункту 5 Положения от 05 августа 2009 года N 552 производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации самостоятельно в соответствии с настоящим Положением, их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации после рассмотрения и одобрения Комиссией.
Таким образом, из системного толкования указанных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что для определения права на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 необходимо установление непосредственного участия в деятельности, указанной в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и вхождение предприятия, на котором осуществлялась такая деятельность, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
При этом как установлено судами, в Перечне производств, работ и профессий ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор", соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563" (утв. генеральным директором 17 декабря 2003 года после согласования 11 декабря 2003 года в комиссии Госкоропорации "Росатом" по вопросам реализации Указа), профессия "гальваник" числится в металлообрабатывающем производстве (ш. 127) на участке N 3.
В Перечне ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор", утвержденном 19 февраля 2020 года после одобрения согласования 19 декабря 2019 года в Комиссии "Росатом" отсутствуют такие позиции как: профессия "гальваник", структурные подразделения гальванический цех (ш.127), металлообрабатывающее производство (ш.127), производство металлообрабатывающее и по изготовлению изделий из пластмасс и резины (ш.127), цех гальванических покрытий, изделий из пластмасс и резины (ш.129).
Как установлено судами из трудовой книжки заявителя, сведений работодателя, заявитель не работал гальваником на участке N 3 в металлообрабатывающем производстве (ш.127), которое существовало на предприятии в период с 01 марта 1999 года по 30 июня 2000 годов, и на базе которого в последующем было создано производство металлообрабатывающее и по изготовлению изделий из пластмасс и резины (ш.127).
Доводы кассационной жалобы Хохрякова О.А. о том, что им представлены доказательства, подтверждающие непосредственное участие в основном технологическом процессе, что дает ему право на дополнительное материальное обеспечение, а ответчиком доказательства, опровергающие данное обстоятельство, не представлены со ссылкой на государственную тайну, судами нарушена подсудность спора, при рассмотрении настоящего дела не было возможности собрать, исследовать и оценить в качестве относимых и допустимых доказательств сведения, составляющую государственную тайну, оценить условия его работы и непосредственное участие в основном технологическом процессе, что привело к неправильному разрешению спора, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что вопрос о включении производства металлообрабатывающего и по изготовлению изделий из пластмасс и резины (ш.127), гальванического цеха (ш. 127), цеха гальванических покрытий, изделий из пластмасс и резины (ш.129), профессии "гальваник" на участке гальваники 3.2. (ранее участок N 3) в соответствующий Перечень был рассмотрен на заседаниях Комиссии "Росатом" (протоколы от 29 сентября 2016 года N 2, от 19 декабря 2019 года N 1-4/45-Пр) и правовых оснований для их включения, Комиссия не усмотрела, соответственно у судов также отсутствовали правовые основания для отнесения истца к категории специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
Ответ на запрос суда, содержащий ссылку на сведения, составляющие государственную тайну, не содержит отказа в предоставлении сведений, имеющих юридическое значение для дела, суд не вправе подменять собой орган, определяющий отнесение тех или иных работ к основному технологическому процессу и Перечню работ, занятость в которых дает право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, установленному Комиссией "Росатом", наделенной такими полномочиями Правительством Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций подробно мотивированы со ссылкой на доказательства. Все приведенные в жалобе доводы являлись предметом оценки судебных инстанций и сводятся к несогласию с оценкой доказательств, суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение городского суда г. Лесного Свердловской области от 19 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хохрякова Олега Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.