Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К, при секретаре Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-333/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "СЕВЕРГАЗБАНК" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 9 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
акционерное общество "СЕВЕРГАЗБАНК" (далее - АО "БАНК СГБ", административный истец), являясь собственником земельного участка, обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 14 314 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка рыночной стоимости, что нарушает права административного истца, поскольку влечёт увеличение налогового бремени как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Ярославского областного суда от 9 сентября 2020 года заявленные административные исковые требования удовлетворены. С Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в пользу акционерного общества "СЕВЕРГАЗБАНК" взысканы судебные расходы по оплате услуг оценки рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 45 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины - 2 000 рублей, а всего 47 000 рублей. Акционерному обществу "СЕВЕРГАЗБАНК" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 500 рублей.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания с него судебных расходов, поскольку считает, что судебные расходы, понесённые по делу, подлежат взысканию с административного истца, а решение суда по данному административному делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Административным истцом на апелляционную жалобу представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, АО "СЕВЕРГАЗБАНК" и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области представили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статьи 150, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Аналогичная норма содержится и в части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определённой на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты"
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 28 890 080, 91 рублей по состоянию на 1 января 2019 года (приказ Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области").
В силу положений статей 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данными Кодексами, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 14080/20 от 14 июля 2020 года, подготовленный оценщиком "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года составляет 14 314 000 рублей.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена на основании отчёта об оценке на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (на 1 января 2019 года), в размере рыночной стоимости.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующим возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
С учётом положений статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчёт независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчёт об оценке объекта (далее - отчёт).
Статьёй 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное.
Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Суд первой инстанции, исследовав отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N 14080/20 от 14 июля 2020 года, подготовленный оценщиком "данные изъяты" в совокупности с дополнительными пояснениями оценщика и его объяснениями, данными в судебном заседании по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришёл к выводу, что отчёт об оценке спорного земельного участка соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; отчёт содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости, отвечает требованиям по своему оформлению, содержанию и достоверности.
Оценщик является незаинтересованным в исходе дела лицом, имеет специальное высшее образование, длительный стаж в области оценочной деятельности, является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, проходил профессиональную переподготовку в сфере оценочной и экспертной деятельности объектов недвижимости, застраховал свою гражданскую ответственность.
Таким образом, отчёт об оценке содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания ставить под сомнения выводы оценщика, сделанные в рамках отчёта об оценке спорного земельного участка.
Решение суда в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 14 314 000 рублей является правильным и лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Не имеется оснований и для вмешательства судебной коллегии в вопрос распределения судебных расходов.
При рассмотрении дела административный истец просил взыскать судебные расходы, понесенные по настоящему административному делу, по оплате услуг оценщика - 45 000 рублей, по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая вопрос о распределении по делу между сторонами судебных расходов, счёл необходимым взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в пользу АО "БАНК СГБ" судебные расходы в сумме 47 000 рублей (оплата услуг по оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - 45000 рублей, оплата государственной пошлины - 2000 рублей).
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьей 64 данного Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 названного Кодекса, возложена на административного истца.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Как следует из положений части 1 статьи 103, статей 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
Согласно пункту 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" вопрос о судебных расходах, понесённых административным истцом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учётом того, что главой 25 данного Кодекса не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции при распределении судебных расходов принял во внимание, что ранее определённая в порядке массовой оценки кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает итоговую величину его рыночной стоимости, установленную судом, в 2, 01 раза, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении к конкретному объекту недвижимости.
Данный вывод в полной мере согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П по делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".
Доказательств, опровергающих приведённые выше выводы суда первой инстанции, Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в материалы дела не представил.
Таким образом, поскольку при рассмотрении административного дела обоснованность требований административного истца подтверждена, так же как и существенное (значительное) превышение кадастровой стоимости над рыночной, административные исковые требования об установлении в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости удовлетворены, требование административного истца о взыскании с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, судебных расходов, связанных с рассмотрением данного административного дела и подтверждённых документально, вопреки доводам апелляционной жалобы, является правомерным.
При изложенных обстоятельствах суд правильно разрешилвопрос о судебных расходах, обоснованно взыскав с административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в пользу административного истца расходы по оплате услуг оценки рыночной стоимости объекта недвижимости - 45 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины - 2000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Суд также верно решилвопрос о возврате административному истцу излишне уплаченной им государственной пошлины при подаче данного административного иска в суд.
Решение суда первой инстанции вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Вместе с тем, с учётом положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", абзац второй резолютивной части решения суда первой инстанции подлежит дополнению указанием даты, по состоянию на которую суд устанавливает кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, - 1 января 2019 года.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского областного суда от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Дополнить абзац второй резолютивной части решения суда, текстом следующего содержания: "Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости установлена по состоянию на 1 января 2019 года".
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.