Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации города Хабаровска к судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району города Хабаровска Савинцевой Т.В, ОСП по Центральному району города Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю, заинтересованное лицо прокурор Железнодорожного района города Хабаровска о признании постановления о взыскании исполнительского сбора от 20 июля 2020 года незаконным и освобождении от его уплаты.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация города Хабаровска обратилась в Центральный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району города Хабаровска Савинцевой Т.В. от 20 июля 2020 года о взыскании с администрации города Хабаровска исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей, освободить администрацию города Хабаровска от уплаты исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей по исполнительному производству N 50436/20/27001-ИП.
В обоснование заявленных требований указала, что 22 мая 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа по делу N, выданного Центральным районным судом города Хабаровска, которым на администрацию города Хабаровска возложена обязанность принять меры по постановке объекта культурного наследия регионального значения, возбуждено исполнительное производство N. 20 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем, при рассмотрении материалов исполнительного производства, вынесено постановление о взыскании с администрации города Хабаровска исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей. Администрация города Хабаровска считает данное постановление незаконным, поскольку для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, необходимо проведение технической инвентаризации бесхозяйной сети, подготовка технического плана. В настоящее время проводится работа по заключению муниципального контракта на выполнение работ по технической инвентаризации и паспортизации объекта культурного наследия регионального значения. Вместе с тем, являясь участником бюджетного процесса, администрация города Хабаровска может осуществлять закупки товаров, работ (услуг) только в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Исходя из анализа норм Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, процедура заключения контракта занимает от трёх месяцев до полугода.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 19 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 30 октября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований администрации города Хабаровска отказано.
18 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Хабаровска, поданная через Центральный районный суд города Хабаровска 7 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении требований администрации города Хабаровска в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, исполнительский сбор - это штрафная санкция административного характера, применяемая судебным приставом-исполнителем к должнику за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции РФ, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. При исполнении решения Центрального районного суда города Хабаровска от 25 ноября 2019 года по делу N, администрацией города Хабаровска предпринимались все необходимые действия по исполнению решения суда, то есть отсутствовали виновные действия. Исполнение судебных решений администрацией города Хабаровска возможно только в пределах денежных средств, предусмотренных решением Хабаровской городской Думы о бюджете городского округа. При этом, в настоящее время (20 ноября 2020 года) исполнительное производство окончено. Взыскание исполнительского сбора за счёт средств бюджета нарушит права всего населения муниципального образования. Судебному приставу-исполнителю при решении вопроса о взыскании исполнительского сбора - денежного взыскания за счёт средств бюджета с администрации города Хабаровска, как органа местного самоуправления, наделённого полномочиями по решению вопросов муниципального образования городского округа "Город Хабаровск", необходимо руководствоваться нормами бюджетного законодательства. Статья 239 Бюджетного кодекса РФ запрещает взыскание исполнительского сбора за счёт средств местного бюджета без наличия судебного акта. Полагают, что поскольку отсутствовали виновные действия администрации города Хабаровска, имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного истца и административных ответчиков, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, пункту 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу приведенных правовых норм, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании исполнительного листа ФС N от 25 ноября 2019 года, выданного Центральным районным судом города Хабаровска 10 марта 2020 года, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска Савинцевой Т.В. 22 мая 2020 года возбуждено исполнительное производство N в отношении должника администрации города Хабаровска, в пользу взыскателя прокурора Железнодорожного района города Хабаровска, предмет исполнения: обязать администрацию города Хабаровска принять меры по постановке объекта культурного наследия регионального значения "Могила Лукашова А.М. (1870- 1942 г.г.)", садоводова-селекционера, расположенного на территории питомника имени Лукашова в Железнодорожном районе города Хабаровска, на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи в течение 3 месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (пункт 2 постановления).
Постановление получено администрацией города Хабаровска 4 июня 2020 года.
20 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району города Хабаровска Савинцевой Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству в размере "данные изъяты" рублей и установлении нового срока исполнения.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку на протяжении длительного времени, с момента вступления в законную силу решений суда и по день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, администрацией города Хабаровска не было предпринято достаточных и исчерпывающих мер для фактического исполнения требований исполнительных документов при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего их исполнения. Доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, находящимися вне контроля должника и объективно свидетельствующими об отсутствии его вины, административным истцом не представлено.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, администрации города Хабаровска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в материалах дела имеются доказательства виновности администрации города Хабаровска в неисполнении, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, исполнительного документа.
Ссылка в кассационной жалобе на положения Бюджетного кодекса РФ (статью 239), необоснованна, поскольку в указанной статье законодателем закреплен порядок исполнения исполнительных документов, а не запрет на применение мер ответственности за неисполнение требований законодательства об исполнительном производстве.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие администрации города Хабаровска с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 19 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Хабаровска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.