Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е. В, судей Синьковской Л. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Молчановой А. А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-33/2020 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СТМ-групп" на решение Рязанского областного суда от 15 октября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СТМ-групп" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суд общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "СТМ-групп" (далее ООО "СТМ-групп") обратилось суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, местоположением по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование требований указано, что постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 года N22-п по состоянию на 1 января 2018 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля, что необоснованно завышено и не соответствует его действительной рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной составленным "данные изъяты" отчетом об оценке рыночной стоимости N от 13 мая 2019 года.
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости земельного участка судом назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты".
В связи с наличием неясности и неточности экспертного заключения судом назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено тому же эксперту.
В связи с невозможностью проведения дополнительной судебной экспертизы экспертом "данные изъяты" судом назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты" ФИО13
В соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты"
Решением Рязанского областного суда от 15 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены, судом установлена кадастровая стоимость земельного участка равная его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 20 346 557 рублей, в соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы.
В апелляционной жалобе представитель административного истца "данные изъяты" по доверенности ФИО14 Е. Н. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что положенное в основу решения суда заключение эксперта "данные изъяты" не соответствует законодательству об оценочной деятельности. Экспертом некачественно проведено сегментирование рынка земель, ошибочно применены скидка на торг в размере 11, 5%, корректировка на местоположение и недоступность свободного подъезда к объекту-аналогу N2. Приведенная в экспертном заключении распечатка объявления о продаже объекта-аналога N2 не позволяет определить дату его размещения. Оцениваемый участок расположен в районе области, но экспертом приведен обзор рынка земельных участков города Рязани. Экспертом не применена корректировка на удаленность от автомагистралей. В анализе рынка экспертом не приведен анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта. В выводах эксперта о том, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки отсутствует анализ, а именно описание процесса исследования данного вопроса. Судом первой инстанции не обосновано отклонено ходатайство административного истца о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, в связи с чем, он ходатайствует о назначении повторной судебной оценочной экспертизы.
Участвующие в деле лица о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца, представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, представители заинтересованных лиц филиала по Рязанской области Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации муниципального образования города Рыбное Рязанской области, в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, местоположением по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 октября 2010 года N.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 N22-П утверждена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты" рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 февраля 2019 года N.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункты 1, 2).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Кодекса).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу требований части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, поскольку закон предоставляет возможность заинтересованным лицам применять вместо определенной методами массовой оценки кадастровой стоимости, установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной, имеющей большую точность и позволяющей наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости по сравнению с государственной кадастровой оценкой.
На основании положений части 7 статьи 22 Закона "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Об этом же указано в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические лица - собственники объектов недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости затрагивает права и законные интересы административного истца, и он вправе оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости.
В обоснование административных исковых требований административным истцом представлен составленный "данные изъяты" отчет об оценке рыночной стоимости N от 13 мая 2019 года согласно которому по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость земельного участка составляла "данные изъяты" рублей.
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости земельного участка судом назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты"
В связи с возникшими сомнениями в достоверности представленного экспертом "данные изъяты" заключения эксперта, на основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда от 28 августа 2019 года по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено тому же эксперту.
В связи с поступившими от эксперта "данные изъяты" письмами о невозможности проведения дополнительной судебной экспертизы, определением суда от 2 декабря 2019 года назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты" ФИО15
Заключением эксперта "данные изъяты" ФИО16 N от 15 июня 2020 года установлена по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 13 "данные изъяты" рубля, без учета налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом первой инстанции назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено индивидуальному предпринимателю Осташовой Т. В.
Заключением эксперта "данные изъяты" N от 29 августа 2020 года установлено несоответствие подготовленного "данные изъяты" отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости N от 13 мая 2019 года требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года в размере "данные изъяты" рублей.
Устанавливая величину кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости на основании заключения повторной судебной экспертизы "данные изъяты" N от 29 августа 2020 года суд первой инстанции исходил их того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, является достоверным доказательством, подтверждающими рыночную стоимость недвижимого имущества.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующим данный вид правоотношений. Приведенный в решении суда анализ заключения повторной судебной экспертизы как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Признанное судом достоверным доказательством экспертное заключение "данные изъяты" содержит описание проведённого исследования, указание на использованные подходы и методы оценки, проведённые расчёты, иные сведения, имеющие существенное значение. По мнению судебной коллегии, заключение повторной судебной оценочной экспертизы полностью соответствует как положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорных земельных участков.
Проводившая судебную экспертизу эксперт ФИО17 является членом "данные изъяты", предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, прошла профессиональную переподготовку и имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, длительный стаж работы в экспертно-оценочной деятельности, ее экспертная деятельность в установленном порядке застрахована.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что экспертом ошибочно применена скидка на торг в размере 11, 5%; неверно применена корректировка на местоположение и недоступность свободного подъезда к объекту-аналогу N2; не применена корректировка на удаленность от автомагистралей; некачественно проведено сегментирование рынка земель; некорректно подобраны объекты-аналоги; что экспертом допускается неоднозначное толкование приведенных сведений и выводов; что в анализе рынка экспертом не приведен анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта; что вывод эксперта о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки не подтвержден отсутствующим анализом, сводятся к несогласию с заключением назначенной судом и проведенной по делу повторной судебной экспертизы. Вместе с тем, ни суду первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию административным истцом не представлено достоверных и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, проводившего экспертное исследование.
С учетом оборачиваемости объекта оценки и развитости рынка к которому он относится, существует интервал значений, в котором может находится рыночная стоимость объекта оценки (пункт 30 Приказа Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)"). Следовательно, все значения рыночной стоимости, полученные различными субъектами оценочной деятельности, находящиеся в границах данного интервала, будут являться допустимыми и достоверными значениями величины рыночной стоимости объекта оценки. При этом полученные значения могут различаться у различных субъектов оценочной деятельности в зависимости от качества исходной информации, а также знаний, практических навыков и опыта самого субъекта оценочной деятельности. И лишь, в случае, существенного занижения итоговой величины рыночной стоимости, значение которой выходит за границы допустимого интервала, можно констатировать о недостоверности такой величины рыночной стоимости.
Итоговое значение величины рыночной стоимости объекта недвижимости, полученное экспертом за 1 кв.м. - 623 рубля, находится в границах диапазона рыночных цен локального сегмента рынка к которому относится объект оценки (от 98 до 10 807 рублей за кв.м. без учета скидки на торг).
При этом административным истцом не представлено доказательств (отчета об оценке, иных расчетов) бесспорно свидетельствующих о том, что при исправлении выявленных по мнению подателя жалобы недостатков судебной экспертизы, значение определенной в ней итоговой величины рыночной стоимости выйдет за границы допустимого интервала.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости (определения от 3 июля 2014 года N1555-О, от 16 июля 2015 года N1769-О и N1790-О, от 25 октября 2016 года N2207-О).
По своей сути, определение рыночной стоимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Допустимые различия в методах оценки кадастровой и рыночной стоимости, а также допущения касающиеся индивидуальных характеристик объекта оценки по разному учитывающиеся при проведении оценки, делают неизбежными определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, притом что и тот, и другой результаты считаются достоверными, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными, не соответствующими материалам административного дела. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы не является нарушением процессуального законодательства, влекущим отмену судебного акта.
Оценив доводы административного истца, судебная коллегия также не усматривает оснований для назначения по делу повторной судебной экспертизы.
Рассматривая данное дело, суд правильно определилзначимые для дела обстоятельства, сделал подробный анализ законодательства, регулирующего спорные отношения, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Решение Рязанского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рязанского областного суда от 15 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТМ-групп" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.