Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Русиновой А.В, Шефер И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1532/2019, УИД 70RS0003-01-2019-003234-79 по иску Балышева Андрея Владимировича к Федеральному государственному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" о признании права на получение ежемесячной процентной надбавки и дополнительного отпуска, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 сентября 2020 г, заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения представителя Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" Голощаповой А.А, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Балышев А.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казённому учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области"), в котором просил признать за ним право на получение ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) и право на дополнительный отпуск за стаж службы в органах исполнения наказания с момента заключения трудового договора; взыскать с ответчика ежемесячную процентную надбавку за непрерывную работу (выслугу лет) в сумме 81 795, 01 руб, компенсацию за дополнительный отпуск в сумме 56 570, 10 руб, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленного иска Балышев А.В. указал, что приказом N-лс от 21 октября 2013 г. он уволен с должности оперативного дежурного дежурной части участка колонии поселения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области на основании п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижению предельного возраста). Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 01 месяц 20 дней, в льготном исчислении - 30 лет 08 месяцев 20 дней. С 1 сентября 2014 г. и по настоящее время он работает в ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" в должности специалиста по охране труда. 19 декабря 2018 г. он обратился с заявлением к начальнику ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" с просьбой установить стаж непрерывной работы (выслуги лет) в системе МВД России с учётом стажа службы в УФСИН России. Решением от 14 января 2019 г. в установлении стажа непрерывной работы (выслуги лет) в системе МВД России с учётом стажа службы в УФСИН России по Томской области отказано в связи с тем, что перерыв между увольнением из УФСИН России по Томской области и трудоустройством в ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" составил более шести месяцев. Отказ считает незаконным, нарушающим его права.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 17 июля 2019 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением Томского областного суда от 22 октября 2019 г. (с учётом определения об исправлении описки от 13 ноября 2019 г.) решение Октябрьского районного суда г. Томска от 17 июля 2019 г. отменено, принято новое решение которым иск Балышева А.В. к ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" о признании права на получение ежемесячной процентной надбавки и права на дополнительный отпуск, взыскании денежных средств удовлетворён частично. За Балышевым А.В. признано право на дополнительный отпуск с учётом стажа службы в органах исполнения наказания, с ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" взыскана ежемесячная процентная надбавка за непрерывную работу (выслугу лет) в сумме 16 869, 05 рублей за период с июня 2018 года по май 2019 года.
Определением Восьмого кассационного суда общей от 3 марта 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 22 октября 2019 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 сентября 2020 г. решение Октябрьского районного суда г. Томска от 17 июля 2019 г. отменено и принято по делу новое решение, которым иск Балышева А.В. к ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" о признании права на получение ежемесячной процентной надбавки и права на дополнительный отпуск, взыскании денежных средств удовлетворён частично.
Признано за Балышевым А.В. право на получение ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) и право на дополнительный отпуск с учётом стажа службы в органах исполнения наказания; с ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" взыскана ежемесячная процентная надбавка за непрерывную работу (выслугу лет) в сумме 16 868, 15 руб. за период с июня 2018 года по май 2019 года; компенсация морального вреда в размере 1 000 руб.
В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 сентября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 14 декабря 1996 г. по 21 января 2013 г. Балышев А.В. проходил службу в УФСИН России по Томской области.
Приказом N-л/с от 21 октября 2013 г. Балышев А.В. уволен с должности оперативного дежурного дежурной части участка колонии-поселения по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 21 октября 2013 г. (по достижении предельного возраста).
С 1 сентября 2014 г. по настоящее время истец работает в ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области".
15 мая 2017 г. Балышев А.В. обратился к начальнику Управления Росгвардии по Томской области с заявлением, в котором со ссылкой на пункт 4.6 Инструкции об организации выплаты ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений МВД России, утверждённой приказом МВД России от 31 декабря 2008 г. N 1192, просил рассмотреть вопрос о выплате ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) в системе МВД России с учётом стажа службы в УФСИН России по Томской области.
Ответом на указанное обращение ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" от 11 июля 2017 г. в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что перерыв между увольнением из органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и поступлением на работу в организацию системы министерства внутренних дел Российской Федерации составил более шести месяцев, в связи с чем стаж непрерывной работы прерван.
27 июля 2018 г. Балышев А.В, ссылаясь на положения пункта 3.7 вышеназванной Инструкции, вновь обратился к ответчику с заявлением, в котором просил установить стаж непрерывной работы (выслуги лет), дающей право на получение ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) в системе МВД России, выплатить надбавку и компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска с момента заключения трудового договора.
10 августа 2018 г. в адрес истца направлен отказ в удовлетворении заявления. В качестве основания ответчик ссылается на то, что согласно записям, имеющимся в трудовой книжке Балышева А.В, выслуга лет в календарном исчислении составляет менее 20 лет.
Обращение истца, направленное им 19 декабря 2018 г, также оставлено без удовлетворения (ответ ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" от 16 января 2019 г.).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Балышева А.В. о взыскании в его пользу с ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) в размере 81 795, 01 руб. за период с сентября 2014 года по май 2019 года, компенсации за дополнительный отпуск за тот же период в сумме 56 570, 10 руб, а также компенсации морального вреда, суд первой инстанции сославшись на статью 21 Трудового кодекса Российской Федерации, пункты 1, 3.3, 3.7, 4.6 Инструкции об организации выплаты ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу) лет гражданскому персоналу воинских частей, учреждений, подразделений системы МВД России, утверждённой Приказом МВД России от 31 декабря 2008 г. N 1192 (далее также - Инструкция), исходил из того, что время службы в органах уголовно-исполнительной системы включается в стаж непрерывной работы (выслуги лет) по правилам пункта 3.6 Инструкции, однако с момента увольнения со службы в органах уголовно-исполнительной системы до момента трудоустройства прошло более 6 месяцев, в связи с чем время службы Балышева А.В. в УФСИН России по Томской области не подлежит включению в стаж непрерывной работы (выслугу лет), дающий право на получение процентной надбавки, предусмотренной Инструкцией.
Также суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для применения пункта 4.6 Инструкции, поскольку стаж, дающий право для выплаты процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на 21 октября 2013 г. (дату увольнения) составляет 18 лет 09 месяцев 13 дней, при требуемой выслуге лет 20 лет и более.
Кроме того, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Балышевым А.В. пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, на пропуск которого ссылался ответчик. Уважительных причин, позволяющих восстановить пропущенный срок, судом не установлено.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда и признавая за Балышевым А.В. право на получение ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) и право на дополнительный отпуск с учётом стажа службы в органах исполнения наказания, взыскивая с ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" в пользу Балышева А.В. ежемесячную процентную надбавку за непрерывную работу (выслугу лет) в сумме 16 868 руб. 15 коп. за период с июня 2018 г. по май 2019 г, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, исходил из того, что с учётом положений пункта 4.6 Инструкции об организации выплаты ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений МВД России, Балышев А.В, имея выслугу лет в календарном исчислении 21 год 01 месяц 20 дней (в льготном - 30 лет 08 месяцев 01 день), исчисленную в установленном законом порядке при его увольнении, имеет право на установление стажа непрерывной работы (выслугу лет), дающую право на получение процентной надбавки, предусмотренной данной инструкцией, с учётом стажа службы в УФСИН России по Томской области, вне зависимости от того, что перерыв между его увольнением из УФСИН России по Томской области и принятием на работу ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области" составил более 6 месяцев.
С учётом выводов судебной коллегии о наличии у истца права на установление стажа непрерывной работы с учётом времени службы в органах уголовно-исполнительной системы, суд апелляционной инстанции, сославшись на пункт 1 Приказа МВД России от 28 декабря 2007 г. N 1236 "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников органов внутренних дел, организаций, подразделений, учреждений системы МВД России и гражданского персонала внутренних войск МВД России", пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования истца и в части признания за ним права на дополнительный отпуск с учётом Приказа МВД России от 28 декабря 2007 г. N 1236. При этом суд апелляционной инстанции, сославшись на часть 1 статьи 116, часть 1 статьи 126 Трудового кодекса Российской Федерации, не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований Балышева А.В. о взыскании компенсации за дополнительный отпуск, поскольку такая компенсация производится работодателем только по письменному заявлению работника, однако с таким заявлением истец не обращался и трудовые отношения с ним не прекращены.
Оценивая доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 1 и 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 56 постановления Пленума от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" установив, что Балышев А.В. 15 мая 2017 г, 27 июля 2018 г. и 19 декабря 2018 г. обращался к ответчику с заявлением об установлении стажа непрерывной работы (выслуги лет), дающей право на получение ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) в системе МВД России, в расчётных листках за период с сентября 2014 г. по май 2019 г. начисления ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) отсутствуют, пришёл к выводу, что о нарушении своего права истец должен был узнать в момент получения заработной платы, в связи с чем на момент обращения с настоящим иском в суд истцом пропущен срок в части требований о взыскании ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) за период, превышающий годичный срок до дня обращения в суд.
Принимая во внимание представленный ответчиком расчёт, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ФГКУ "УВО ВНГ России по Томской области в пользу Балышева А.В. ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) за период с июня 2018 г. по май 2019 г. в сумме 16 868 руб. 15 коп.
Установив факт нарушения трудовых прав истца на получение ежемесячной процентной надбавки и дополнительного отпуска, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьёй 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзаце 4 пункта 63 постановления Пленума от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", а также в пункте 8 постановления Пленума от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, размер которого определён судом апелляционной инстанции, с учётом требований разумности и справедливости, в сумме 1 000 руб.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казённых учреждений.
Во исполнение подпункта "г" пункта 8 названного Постановления МВД России издало приказ от 31 декабря 2008 г. N 1192 "Об утверждении Инструкции об организации выплаты ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России".
В соответствии с положениями Инструкции об организации выплаты ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России (приложение к Приказу МВД России от 31 декабря 2008 г. N 1192) ежемесячная процентная надбавка за непрерывную работу (выслугу лет) исчисляется гражданскому персоналу учреждений и подразделений системы МВД России исходя из размеров окладов (должностных окладов, тарифных ставок) с учётом повышающих коэффициентов по должностям руководителей, специалистов и служащих и профессиям рабочих (п. 1).
Пунктом 4.6 Инструкции N 1192 от 31 декабря 2008 г. предусмотрено, что стаж непрерывной работы (выслуга лет), дающий(ая) право на получение процентной надбавки, не прерывается, но время перерыва в этот стаж не включается при поступлении на работу в организацию системы МВД России пенсионеров по старости, а также лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел или военной службы с правом на пенсию при выслуге 20 лет и более в календарном исчислении, если до ухода на пенсию они были заняты на работах и должностях, дающих право на получение единовременного вознаграждения (процентной надбавки) за выслугу лет (непрерывную работу).
Документы, необходимые для определения стажа непрерывной работы, перечислены пункте 7 Инструкции N 1192 от 31 декабря 2008 г. В частности, основным документом для определения стажа непрерывной работы в системе МВД является трудовая книжка, а для уволенных с военной службы в запас или отставку - военный билет или другой документ, подтверждающий стаж непрерывной работы, службы в системе МВД. При определении стажа, дающего права на процентную надбавку, прежде всего, необходимо учитывать трудовую книжку, а если стаж не подтверждён записями в трудовой книжке, только тогда другими документами.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с 5 частью 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры- стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчёта два месяца обучения за один месяц службы.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях
Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединённых Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
Абзацем 3 пункта 2 указанного постановления закреплено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчёта два месяца учебы за один месяц службы.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведёнными нормами, дав надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности, установил, что Балышев А.В. при увольнении с должности оперативного дежурного дежурной части участка колонии-поселения 21 октября 2013 г. имел выслугу лет в органах УФСИН России по Томской области более 20 лет в календарном исчислении, в связи с чем имел право выбора основания увольнения как по пункту "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по достижении предельного возраста), так и по пункту "в" статьи 58 указанного Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем пришёл к правильному выводу, что Балышев А.В. с учётом положений 4.6 Инструкции, имея выслугу лет в календарном исчислении 21 год 01 месяц 20 дней, исчисленную в установленном порядке при его увольнении, имеет право на установление стажа непрерывной работы (выслуги лет), дающего право на получение процентной надбавки, предусмотренной Инструкцией.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец был уволен из Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, в связи с чем пункт 4.6 Инструкции на него не распространяется, не может служить основанием для отмены апелляционного определения, поскольку на правильность выводов суда апелляционной инстанции не влияет.
Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, как и служба в полиции, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П и от 15 октября 2013 г. N 21-П).
Органы уголовно-исполнительной системы ранее (в том числе в период прохождения службы истца) входили в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации и были переданы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации лишь в 1998 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации". Согласно статье 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" государственная служба в этой системе регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Соответственно, исходя из конституционных принципов равенства и справедливости, предполагающих в том числе равное обращение с лицами, находящимися в сходной ситуации, сотрудникам уголовно-исполнительной системы должны быть обеспечены аналогичные предоставляемым сотрудникам органов полиции условия.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных из органов внутренних дел, урегулирован Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с пунктом "а" статьи 13 которого право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 5 июля 2011 г. N 863-0-0, от 29 сентября 2016 г. N 2045-0), вышеупомянутый Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нём категорий граждан с учётом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определённых условиях, в частности при наличии соответствующей выслуги лет, а также воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел.
В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, службы в органах внутренних дел или осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны указанной службой и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, её продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на момент увольнения Балышева А.В. со службы в УФСИН России выслуга лет составляла более 20 лет, то есть давала ему право на пенсию при выслуге лет 20 лет и более в календарном исчислении, вывод суда апелляционной инстанции о наличии у Балышева А.В. права на включение в стаж непрерывной работы (выслугу лет), дающий(ую) право на получение процентной надбавки, времени службы в органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с пунктом 4.6 Инструкции об организации выплаты ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) гражданскому персоналу воинских частей, учреждений системы МВД России, является правильным.
Доводы кассационной жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, были предметом оценки суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации к требованиям о признании за истцом права на получение ежемесячной процентной надбавки и признания права на дополнительный отпуск, применив последствия пропуска такого срока только к требованиям о взыскании ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) за период с сентября 2014 г. по май 2018 г, поскольку истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком и отказ в удовлетворении требований о признании за ним права на получение процентной надбавки и права на дополнительный отпуск в связи с пропуском срока обращения в суд влияет не только на нарушение его права на получение ежемесячной процентной надбавки за непрерывную работу (выслугу лет) за прошлое время, но и повлечёт нарушение его права в будущем.
Как показал анализ кассационной жалобы, приведённые заявителем доводы основаны на неправильном понимании закона и на субъективной оценке доказательств, которые получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта по настоящему делу.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 15 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Томской области" - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи А.В. Русинова
И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.