Конституционный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А. М. Цалиева, судей А. В. Бежанова, Т. В. Батаевой, Л. Д. Бокоевой, О. X. Качмазова, с участием заявителя К. Б. Уртаева, его адвоката Е. И. Климовой, представителей Правительства РСО-А М. В. Гацоева, постоянного представителя Главы Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном суде РСО-А, прокуратуры республики, Главного управления "Росгосстрах-Юг" по РСО-А, представителя Национального Банка республики; Северо-Осетинского отделения N 8632 Северо-Кавказского банка Сберегательного банка Российской Федерации, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия-Алания, Министерства внутренних дел Северной Осетии, Управления Федеральной налоговой службы по РСО-А; представителя администрации местного самоуправления города Владикавказа А. А. Мзокова, администраций местного самоуправления Ардонского и Правобережного районов рассмотрел в открытом заседании дело по запросу гражданина К. Б. Уртаева о проверке конституционности пункта 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемые заявителем положения.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Т. В. Батаевой, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Северная Осетия-Алания установил:
1. Пунктом 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания" установлено, что "в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных названным Положением, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществляет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания управление деятельностью районных и городских финансовых отделов, других органов управления финансами, а также создаваемых в соответствии с действующим законодательством подведомственных учреждений и организаций, координацию деятельности финансово-кредитных учреждений, налоговой инспекции, налоговой полиции, таможни, контроля за организацией учета и контрольно-ревизионной работы, контроля за ценообразованием, управление федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью по РСО-А, страховую деятельность финансовых и контрольно-учетных служб министерств и ведомств в Республике, Северная Осетия-Алания".
Заявитель полагает, что указанные положения оспариваемого им нормативного правового акта, управомочивающие орган исполнительной власти субъекта РФ осуществлять контрольные, распорядительные и управленческие функции по отношению к органам местного самоуправления и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации не соответствуют Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно части 2 статьи 14, части 3 статьи 61, частям 2 и 3 статьи 62, части 1 статьи 63 и части 1 статьи 91.
В соответствии со статьей 56 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которой подвергается сомнению.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является оспариваемый гражданином К. Б. Уртаевым пункт 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания", в части, уполномочивающей Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять управление, координацию деятельности и контроль в отношении органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
2. Согласно ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти (пункт "г"); установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (пункт "ж"). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (часть 1 статьи 76 Конституции РФ).
Статья 72 (пункт "н" части 1) Конституции РФ относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет субъекту Российской Федерации принимать в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты в этой сфере.
3. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Конституции Республики Северная Осетия-Алания).
Местное самоуправление в Республике Северная Осетия-Алания обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ч. 1 ст. 108 Конституции РСО-А); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ч. 1 ст. 110 Конституции РСО-А).
Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Северная Осетия-Алания не содержат исчерпывающего перечня вопросов местного значения. Указанное понятие было конкретизировано Федеральным законом от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения, наряду с другими, отнесены: местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения. При этом формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 2 ст. 35 Закона). Идентичное положение содержится и в Федеральном законе от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", где также установлено, что формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности (ч. 2 ст. 2), формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 5).
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность по решению населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения (ч. 2 ст. 1); устанавливается, что формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за его исполнением относятся к вопросам местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 14); формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 3 ст. 52). При этом недопустимость ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления.
Из прямого содержания ст. 108 (ч. 1) Конституции РСО-А, устанавливающей, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, следует, что вопросы местного значения могут и должны решаться именно органами местного самоуправления или населением непосредственно, а не органами государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Такая правовая позиция была выражена Конституционным судом Российской Федерации в постановлениях от 24 января 1997 года N 1-П, от 15 января 1998 года N 3-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П.
Для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования является допустимым взаимодействие органов государственной власти Северной Осетии и органов местного самоуправления. Однако осуществление Министерством финансов республики как органа государственной власти управления деятельностью районных и городских финансовых отделов, являющихся структурными подразделениями органов местного самоуправления, выходит за рамки указанного допустимого взаимодействия. Управление предполагает фактическое руководство чьими-либо действиями, которое может реализовывайся посредством указаний, распоряжений, приказов, обязательных к исполнению, то есть наделение федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации распорядительными полномочиями в отношении местного самоуправления, что не предусмотрено законодательством. Иное означало бы вмешательство государства в самостоятельную, под свою ответственность, деятельность органов местного самоуправления, что допустимо только в случаях, прямо предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
4. Пунктом 3 оспариваемого Положения Министерство финансов Северной Осетии было уполномочено осуществлять "координацию деятельности финансово-кредитных учреждений, налоговой инспекции, налоговой полиции, таможни".
Согласно Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "г" ст. 71). Установление же общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Данные конституционные положения во взаимосвязи с положениями частей 1, 2, 3, 5 ст. 76, статьи 77 Конституции РФ обязывают субъект Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством.
4.1. Заявителем оспаривается нормативное положение, устанавливающее правомочие Министерства финансов республики осуществлять координацию деятельности финансово-кредитных учреждений. Финансовое и кредитное регулирование в соответствии с Конституцией РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71). Данное положение в нормативном единстве с частями 1 и 5 ст. 76 Конституции РФ исключает возможность субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в финансово-кредитной сфере, в том числе устанавливать правомочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации по координации указанной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и кредитных учреждений за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
4.2. Заявитель оспаривает также пункт 3 Положения в части координации деятельности налоговой полиции Министерством финансов РСО-А. Деятельность налоговой полиции в Российской Федерации регулировалась Законом Российской Федерации от 24.06.1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции". Статьей 4 указанного Закона был установлен принцип подконтрольности и подотчетности налоговой полиции высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Этой норме корреспондирует пункт 6 Типового положения о территориальном органе налоговой полиции, утвержденного Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 17.01.2001 г. N 20, согласно которому контроль и координация деятельности территориального органа налоговой полиции осуществлялись Федеральной службой налоговой полиции России. Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена, а в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно Министру внутренних дел Российской Федерации, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - начальник Службы криминальной милиции (пункты 2 и 3 названного Указа).
Федеральным Законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" признан утратившим силу
Таким образом, координация Министерством финансов республики деятельности налоговой полиции также была недопустима и введение в оспариваемое Положение обязанности Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять указанную функцию являлось неправомерным вмешательством в деятельность федеральных органов государственной власти, что противоречит взаимосвязанным положениям статей 14 (часть 2), 62 (части 1 и 2), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания.
4.3. Указом Президента РФ от 31.12.1991 г. N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" была образована Государственная налоговая служба Российской Федерации. Деятельность данной службы в период действия оспариваемого Положения регулировалась Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.1991 г. N 340, согласно пункту 1 которого органы Государственной налоговой службы Российской Федерации составляли единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Входящая в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации Государственная налоговая служба была подчинена Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Исходя из принципа независимости Государственной налоговой службы, территориальные органы Государственной налоговой службы (государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации) были подчинены руководителю Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее вышестоящим органам.
Поскольку основной задачей Государственной налоговой службы РФ являлся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, названным Положением устанавливалось, что государственные налоговые инспекции на территории субъектов в целях выполнения указанных задач производят в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет (подпункт "з" пункта 16); координируют проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятия по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет (подпункт "л" пункта 16); осуществляют свою контрольную работу во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками (подпункт "д" пункта 18); составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым органам - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет (подпункт "н" пункта 18).
Из изложенного следует, что федеральный законодатель предусмотрел единственную форму координационной деятельности - проведение мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет. Однако роль координатора в этой сфере отведена налоговым органам, но не органам исполнительной власти субъекта, как это установлено пунктом 3 оспариваемого заявителем Положения. Следовательно, передача Министерству финансов Северной Осетии функции координации деятельности налоговой инспекции является вмешательством в компетенцию деятельности федеральных органов государственной власти.
Согласно ч. 3 ст. 26.22. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410 были утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Суть указанного взаимодействия применительно к Министерству финансов республики как органу государственной власти субъекта Российской Федерации сводится к взаимному обмену информацией: Министерство направляет в налоговые органы информацию о предоставленных законодательством Российской Федерации налоговых льготах, отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах и инвестиционных налоговых кредитах, об административно-территориальном составе Республики Северная Осетия-Алания и т. д, а налоговые органы, в свою очередь, представляют в Министерство финансов информацию о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов и т. д.
Будучи федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года N 783), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляло возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. При этом деятельность Министерства Российской Федерации по налогам и сборам осуществлялась во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Указанное взаимодействие со стороны Министерства финансов Северной Осетии заключалось лишь в обмене информацией либо участии в заседаниях коллегии налоговой службы, но не допускало правомочие Министерства финансов по координации деятельности территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Республике Северная Осетия-Алания.
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783 признано утратившим силу
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России).
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункты 1, 2, 4),
В своей деятельности ФНС России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о ФНС России (пункт 3).
В соответствии с положениями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 года N 45н "Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации" осуществление координации и контроля деятельности находящихся в его ведении федеральных органов исполнительной власти, в числе которых ФНС России, является прерогативой Министерства финансов Российской Федерации. Данное правомочие Министерства финансов РФ вытекает из пункта 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".
Таким образом, п. 3 Положения "О Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания" в части, предусматривающей правомочие Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания "осуществлять координацию деятельности налоговой инспекции", противоречит Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 (ч. 2), 62 (ч. 2), 63 (ч. 1), 91 (ч. 1).
4.4. В соответствии с пунктом "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации. Образованный Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 года N 2014 "Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации" Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) как федеральный орган исполнительной власти осуществлял непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями (пункт 1 Положения).
В своей деятельности ГТК России руководствовался Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о ГТК России. Согласно статье 401 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Следовательно, "координация деятельности таможни" Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания также была недопустима.
5. Пунктом 3 оспариваемого Положения "О Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания" предусмотрено осуществление контроля Министерством за организацией учета и контрольно-ревизионной работы соответствующих органов. Между тем, Положением о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства России от 6 августа 1998 года N 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации", было установлено, что контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации является территориальным контрольно-ревизионным органом Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями во исполнение своей задачи по осуществлению в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункты 1, 2 и 4). Контроль за деятельностью территориального контрольно-ревизионного органа в субъекте Российской Федерации осуществляется Министерством финансов России (пункт 12). Из изложенного следует, что деятельность контрольно-ревизионного управления в Республике Северная Осетия-Алания осуществляется самостоятельно и независимо от органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, что не допускает наличия контрольно-распорядительных функций со стороны исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности, Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, в отношении федерального органа исполнительной власти и его территориального органа в Республике Северная Осетия-Алания.
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2005 г. N 235 Постановление Правительства России от 6 августа 1998 г. N 888 "О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации" признано утратившим силу
6. На Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания пунктом 3 оспариваемого Положения был возложен также контроль за ценообразованием. В соответствии с пунктом "ж" ст. 71 Конституции РФ основы ценовой политики находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Указом Президента РФ от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов) и предписано осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий.
Правительству Российской Федерации предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством России, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1), и осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному названным Указом (п. 2 Указа).
Таким образом, названный нормативный правовой акт устанавливает право государственного регулирования цен лишь перечисленным в Указе органам и лицам, в нем не содержится ссылок на возможность передачи данных полномочий другим органам и лицам.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Следовательно, Правительство РФ передало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственное полномочие Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) по отдельным видам продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, но при условии согласования цен, тарифов и надбавок с соответствующими федеральными органами государственной власти, а также координации деятельности органов субъектов Российской Федерации по данному вопросу. Таким образом, вменение Министерству финансов республики в обязанность осуществление контроля за ценообразованием в Республике Северная Осетия-Алания было неправомерным, противоречащим принципу разграничения компетенции между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней.
7. Заявителем оспаривается также положение, согласно которому Министерство финансов осуществляет контроль за страховой деятельностью по Республике Северная Осетия-Алания.
Страховой надзор в Российской Федерации осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами (ч. 3 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Согласно п. 2 ч. 4 статьи 30 данного Закона страховой надзор, наряду с другими полномочиями, включает в себя контроль за соблюдением страхового законодательства.
В субъектах Российской Федерации страховой надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) - инспекциями, созданными в соответствии с названным Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 г. N 609 "О территориальных органах страхового надзора".
Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с п. 9 Положения о министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов разрабатывало и принимало в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации. В числе таких вопросов указанное Положение выделяло лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью, ведение единого государственного реестра страховщиков, а также реестра страховых брокеров, осуществление контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков (подпункт 31 пункта 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" была создана Федеральная служба страхового надзора, осуществляющая контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела) в Российской Федерации непосредственно или через свои территориальные органы. Указанная Служба согласно пункту 2 Положения находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, которое осуществляет контроль и координацию деятельности Федеральной службы страхового надзора (пункт 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 329).
Таким образом, возложение оспариваемым Положением полномочия по контролю за страховой деятельностью в Республике Северная Осетия-Алания на Министерство финансов республики является вмешательством органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в компетенцию территориального органа федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченного в области страхового надзора, что является недопустимым.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 54, статьями 55, 56 и 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный суд Республики Северная Осетия-Алания постановил:
1. Признать не соответствующим статьям 8, 14 (часть 2), 62 (части 1 и 2), 63 (часть 1), 91 (часть 1), 108 (часть 1), 110 (часть 1), 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания пункт 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294, в части, уполномочивающей Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять управление, координацию деятельности и контроль в отношении органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
2. Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному после его провозглашения опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания".
Конституционный суд
Республики Северная Осетия-Алания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2006 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания"
Настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Северная Осетия" от 27 июля 2006 г. N 136 ( 24687 ) и в "Собрании законодательства Республики Северная Осетия-Алания" ноябрь-декабрь 2006 г. N 6/31, в Cборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008" Том 4